Первоочередной задачей любого архива является сохранение
документального наследия прошлого. К сожалению, любой материальный предмет так или иначе подвергается воздействию внешних факторов, несет свой отпечаток времени и проживает собственную «жизнь». Можно с уверенностью сказать, что документы, как и люди, тоже болеют. Поэтому так необходимо им своевременно
пройти полный курс лечения, который проводится руками реставратора.
Об очень ответственной и непростой работе сегодня расскажу Вам я –
молодой специалист отдела реставрации и страхового копирования документов
Государственного исторического архива Чувашской Республики Вера Кудряшова.
Первое мое впечатление о профессии: «Какая интересная и в то же
самое время сложная работа стоит перед реставратором. Ведь именно руками
реставратора сохраняется прошлое наших предков для будущих поколений!».
Стоит отметить, что главными принципами работы с такими хрупкими
носителями истории, как бумага, является восстановление и улучшение внешнего
вида, а также консервация документа. Сам процесс и время выполнения реставрации
очень кропотливый и зависит от степени повреждений. Теперь по порядку.
В первую очередь новичок, приступая к работе, ознакомляется с
нормативно-правовыми и методическими документами. В нашем учреждении к ним
относятся: Устав архива, Положение об отделе, должностная инструкция, Правила
организации хранения, комплектования, учета и использования документов
Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в
государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных
организациях (Москва, 2020), методические пособия «Реставрация документов на
бумажных носителях» (Москва, 1989), «Обеспечение сохранности архивных
документов на бумажной основе» (Москва, 2003), «Памятка по реставрации документов
на бумажной основе с незначительными разрушениями носителя» (Оренбург, 2016) и
др.
В основной набор инструментов реставратора входят кисточки разных
размеров, скальпель, ножницы, линейка, карандаш, перчатки, шило, иголка, нитка,
клей КМЦ, марля, микалентная и корешковая бумага. Микалентная и корешковая
бумага обладает термопластичными свойствами, улучшенной регулярной
микропористой структурой, что обеспечивает более интенсивное проникновение
воздуха и растворов клеев. Благодаря своей влагопрочности под воздействием
рабочих инструментов бумага не подвергается сильному расслоению и не
деформируется.
Азам профессии меня учит мой наставник, самый опытный и с большим
стажем работы сотрудник – главный архивист Марина Васильевна Порфирьева.
Она помогла мне подобрать первое дело, которое я начала восстанавливать. Им
оказалась метрическая книга о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1828–1835 гг. из фонда «Спасо-Преображенская церковь
Ядринского уезда Казанской губернии с. Хочашево» (Ф. 437).
Перед тем как приступить непосредственно к реставрационным работам,
первым делом необходимо провести обеспыливание документа. Для этого
используется ручной пылесос, но сперва архивное дело необходимо расшить,
проверить нумерацию листов и подготовить клей. Мы используем хорошо
зарекомендованный бесцветный, растворимый в воде клей КМЦ, не имеющий запаха.
Густой клей применяется для приклеивания корешков, а более водянистый – для
закрепления карандашных текстов, приклеивания тонких реставрационных бумаг и
укрепления ослабленной основы документов. Недопустимо использование при
реставрации документов клеев ПВА, канцелярского, силикатного и др.
Следующий этап: удаление с бумаги поверхностного загрязнения сухой
кистью, разглаживание листов так, чтобы не было никаких изгибов. Далее отрезаем
микалентную бумагу нужного размера и заклеиваем ее на месте повреждения. Хочу
отметить, что реставрационную бумагу стараемся, по возможности, наклеивать с
оборотной стороны листа, не закрывая текст документа. Клей наносим тонким слоем
небольшой плоской кисточкой с натуральной щетиной, марлей разглаживаем
заклеенную бумагу от центра к краям по направлению волокон бумаги. Особой
корешковой бумагой наращиваем корешок. После всех поделенных операций
необходимо высушить листы, для этого кладем их на сушильную сетку. Дело,
которое я восстанавливала, имело 312 листа, и с каждым я проделала такую
работу.
Последним этапом идет подрезание ненужных краев листа и отпресовка
для устранения заломов. Как правило, по времени это занимает один день. После
этого берем в руки шило, нитки и иголку, чтоб подшить готовые листы в обложку.
Оказывается, подшивать в первый раз – нелегко.
Реставрируя архивные документы, я поняла, что должна знать весь
процесс реставрации от начала и до конца, от расшивки до переплета, внимательно
и творчески подходить к каждому листу, независимо от сложности.
Хочу сказать, что я довольна своей проделанной работой. Вдвойне
приятно, что отреставрированный документ обрел новую жизнь!
В.Н. Кудряшова
58-07-66 доп. 107