Любителям советского кинематографа хорошо известна великолепная экранизация замечательного художественного произведения ученого-этнографа и писателя, путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева «Дерсу Узала». Путешествие автора с проводником нанайцем Дерсу Узала по Уссурийской тайге, полное опасных приключений, составляет сюжетную основу фильма. Однако, это история о крепкой мужской дружбе с глубоким философским смыслом о мудрости, гармонии с природой и с самим собой. Совместный советско-японский фильм в цвете, вышедший на экранах в 1975 г., являлся первой постановкой на русском языке режиссера Акиры Куросавы, а также одним из немногих советских фильмов, отмеченных «Оскаром» за «Лучший фильм на иностранном языке» и добрым десятком наград чуть ниже рангом.
Примечательно, что начало съемок этого фильма имело место быть в Чувашии, некоторые сцены были отсняты в Москве и продолжились в Уссурийской тайге. В Чебоксары режиссеры Акира Куросава и Тамоцу Кавасаки с оператором Асакадзу Накаи и кинематографистами киностудии «Мосфильм» Владимиром Васильевым и Федором Добронравовым прибыли 29 марта 1974 г. [1]. Это знаменательное событие произошло ровно 49 лет назад.
О том, почему съемка начиналась в нашей республике, где именно и какие эпизоды были отсняты здесь, рассказывает «Советская Чувашия» в одном из апрельских номеров 1974 г. Текст газетной публикации с небольшими сокращениями приведен ниже:
«Наша газета сообщила в минувшую субботу, что в Чувашию приехали японские кинематографисты <…>
Советские и японские кинематографисты снимают совместный цветной художественный фильм «Дерсу Узала» по одноименному роману Владимира Арсеньева. Работа над кинолентой начинается в нашей республике. Чем же это вызвано? Ведь писатель-путешественник рассказывает в своем произведении о Дальнем Востоке.
«Виновницей» тому стала Сура. Красива эта река, интересна. Ее многочисленные извивы, перекаты, отмели, как вы помните, сделали ее своеобразным испытательным полигоном. Здесь опробовали, например, новые суда на воздушных подушках типа «Горьковчанин» и «Зарница». И вот теперь оказалось, что у Суры еще и «кинематогеничное лицо».
«Дерсу Узала» будет двухсерийным фильмом. Вторая часть картины по сценарию начинается с рассказа о подготовке Арсеньева и Дерсу ко второй экспедиции. Время действия – 1910 год. Весна. Половодье. Ледоход. Но на реках Дальнего Востока нет такого бурного ледохода. Киногруппа Акиры Куросавы и Федора Добронравова попросила совета в Гидрометцентре СССР. Там порекомендовали нашу красавицу Суру.
В эти дни киноэкспедиция двух стран обосновалась на Суре, у города Ядрина. Найдены интересные места для съемок. Кинематографисты ждут ледохода.
После того, как будут отсняты кадры ледохода, киногруппа отправится на Дальний Восток. Там, в Уссурийской тайге близ города Арсеньева, и будет продолжена работа над фильмом. Предполагается, что «Дерсу Узала» выйдет на экране нашей страны весной будущего года <…>» [2].
А теперь, дорогие читатели, у нас есть прекрасный повод окунуться в глубь родной природы и русской души, посмотрев фильм японского режиссера, снятый с некой простотой, теплотой и душевностью, свойственной советскому кинематографу. Думается, что он не оставит равнодушным своего зрителя!
__________________________
1. Лудогоров К. Акира Курасава в Чувашии // Советская Чувашия. – 1974. – № 78. – С. 4.
2. Пейков Н. Съемки на Суре // Советская Чувашия. – 1974. – № 78. – С. 4.