13 апреля в России считается днем
рождения троллейбуса. Именно в этот день в 1902 г. в Санкт-Петербурге прошла презентация первого отечественного троллейбуса, разработанного Петром Фрезе (один из конструкторов первого российского автомобиля). По сути, это была
телега с мотором и толстым проводом, который соединял контактную сеть с
коробкой управления, но для того времени это был настоящий технологический
прорыв.
Первую троллейбусную линию в стране предлагалось организовать на
маршруте Новороссийск – Сухум, но идея осталась нереализованной. На уровне проекта остался
и тот самый первый российский троллейбус.
В СССР первая
троллейбусная линия была построена в 1933 г. в Москве, а на улицах
Ленинграда, наравне с другими городами, такой вид транспорта появился в
1936 г. К сравнению, первый в мире троллейбус
появился еще в 1882 г. в Берлине.
И вот уже много лет в российских
городах троллейбусы ежедневно осуществляют перевозку пассажиров по городу. Даже
в мегаполисах, где имеются станции метро, троллейбус является главным
транспортным средством. Ведь он по праву считается самым экологичным видом
транспорта, работающим на электричестве.
О развитии собственной
троллейбусной системы давно мечтали и в Чебоксарах. Еще в 1956 г. исполком
Чебоксарского городского Совета депутатов трудящихся принял решение: «В
соответствии с проектом планировки и застройки г. Чебоксары,
разработанным «Ленинпрогором», считать выбранный вид транспорта для города –
троллейбус» [1. Л. 310]. Однако, пройдет целых 8 лет, пока в столице
республики не приступят к организации троллейбусного движения.
7 ноября 1964 г.
по улицам города по маршруту «Автовокзал – Красная площадь» пошли первые
троллейбусы марки ЗиУ-5. Событие было приурочено к 47-й годовщине Октябрьской
революции. За 59 лет существования чебоксарские троллейбусы видоизменились, а
троллейбусный парк претерпел настоящую трансформацию. Сегодня на улицах города
мы видим современные, комфортабельные, вместительные троллейбусы, в том числе и
бесконтактные, с автономным ходом.
О том, какие они были, те самые первые машины,
теперь нам могут рассказать лишь снимки из семейных альбомов, или же
фотографии, хранящиеся в архивах. Ниже предлагаем ознакомиться с небольшой
подборкой интересных фотографий из богатой Коллекции фотодокументов
Государственного исторического архива Чувашской Республики. Эти кадры позволяют
нам не только иметь представление о тех первых «рогатых»
машинах, но и передают замечательную атмосферу прошлых лет.
______________________
1–3. Решение исполкома Чебоксарского городского Совета депутатов трудящихся «О выборе направления трасс троллейбусных линий г. Чебоксары». 22 марта 1956 г. ГИА ЧР. Ф. Р-427. Оп. 9. Д. 253. Л. 310–311 об. Копия.
4. Троллейбусная остановка на Красной
площади. 1966 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 4160.
5. Первый троллейбус на новой троллейбусной линии. 7 ноября 1967
г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 1948.
6. Вид дороги на конечной троллейбусной
остановке по Ядринскому шоссе. Март 1969. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп.
2. № 2203.
7. Первые троллейбусы по маршруту
«Волжский». 30 апреля 1971 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 5514.
8. Троллейбус «Тимуровец Чувашии». 21
ноября 1974 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 7122.
М.А. Петрова
58-07-66 доп. 107