Государственный исторический архив
Чувашской Республики
02.06.2023
Трудовое воспитание в школе

В ноябре 2022 г. председатель Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации Вячеслав Володин поручил Комитету Государственной Думы по просвещению разработать законопроект о трудовом воспитании в школе. В настоящее время идет активное обсуждение указанной законодательной инициативы.

По вопросам о том, какие именно навыки и знания должны приобретать школьники в процессе трудового и профессионального обучения, какие формы должно иметь такое обучение и вообще необходимо ли оно, существовали и существуют разные мнения.

Если обратиться к опыту прошлых лет, то можно увидеть, что в той или иной степени и в Российской империи, и в Советской России велось преподавание «ручного труда».

Например, в Симбирской чувашской учительской школе велось преподавание ремесел и рукоделия.

В сообщении инспектора чувашских школ Казанского учебного округа и руководителя Симбирской центральной чувашской школы Ивана Яковлевича Яковлева от 29 октября 1888 г. Симбирскому губернатору указывалось, что из учебных заведений Симбирской губернии, находившихся в ведении Ивана Яковлева, обучение ремеслам и рукоделию велось только в Симбирской центральной чувашской школе. Воспитанники обучались токарному и столярному по дереву ремеслам, а воспитанницы  рукоделию и помогали на кухне Симбирской центральной чувашской школы.

Специальной программы по обучению ремеслам не было, но при этом ставилась задача, чтобы окончившие курс обучения в Симбирской центральной чувашской школе могли изготавливать предметы крестьянского и школьного быта. Ремеслам и рукоделию посвящалось ежедневно 2 часа за исключением предпраздничных и праздничных дней [1. Л. 3, 4 об].

В 1894 г. в Симбирской чувашской учительской школе было введено преподавание естествоведения и сельского хозяйства; с этого времени воспитанники стали на практике обучаться садоводству, огородничеству, полеводству и пчеловодству [2. Л. 52-52 об].

Если в Российской империи трудовое обучение в школе не было повсеместным, то с принятием Всероссийским центральным исполнительным комитетом 16 октября 1918 г. положения «О единой трудовой школе РСФСР» идея включения в учебный процесс трудовой деятельности получила максимальную степень воплощения.

Например, листовка «О трудовой школе» [1918 г.] отдела реформы школы Народного комиссариата по просвещению РСФСР содержала призывы к самым радикальным преобразованиям средней школы: «Главное препятствие, которое делает среднюю школу в теперешней ее форме недоступной для масс – это ее книжность, оторванность от жизни. Ученик средней школы в течение ряда лет отучается от всякого производительного труда, готовится к карьере «интеллигента»: чиновника, врача, инженера, человека, предназначенного для привилегированного положения в обществе.

Сын крестьянина, рабочего, попав в среднюю школу, тем самым «выходит» из народа, отрывается от своей среды. Цель современной средней школы – создать кадры лиц, при помощи которых буржуазия могла бы управлять массами. И пока цель средней школы не будет изменена, пока цель эта будет воспитание бар, привилегированного слоя – до тех пор средняя школа будет чужда массам, будь она хоть совершенно бесплатна. <...> Как же должна быть преобразована средняя школа, чтобы быть общедоступной? В основу ее должен быть положен производительный труд, который должен быть тесно связан с обучением. Тогда средняя школа будет готовить не белоручек, а людей дела, тогда туда пойдут все. <...>» [3. Л. 70].

Вопросы о том, какого человека должна готовить школа на современном этапе и какую роль при этом должно играть трудовое воспитание, остаются открытыми.

_____________________


1. ГИА ЧР. Ф. 207. Оп. 1. Д. 61.

2. Там же. Оп. 3. Д. 4.

3. ГИА ЧР. Ф. Р-499. Оп. 1. Д. 58.


М.А. Чернов

62-14-95