Государственный исторический архив
Чувашской Республики
07.06.2023
Искусство отдавать

В этом году Государственный исторический архив Чувашской Республики запустил акцию «История в лицах». Основная задача акции – собрать фотодокументы и подготовить статьи о членах семьи или рода, принимавших участие в исторических событиях, на своих рабочих местах творивших «малую» историю», из которой в конечном итоге складывается история страны.

Участниками акции могут быть все желающие. Для этого необходимо предоставить в архив оригиналы или копии фотодокументов с аннотациями в электронном либо бумажном формате и воспоминания, биографические справки и другие материалы о членах семьи, принимавших участие в исторических событиях, передовиках производства, общественных деятелях и т. д.

О своей семейной истории рассказывает начальник отдела научно-справочного аппарата и информационно-поисковых систем Наталья Воропаева.

О профессии учителя я знаю не понаслышке, так как с детства в круг общения семьи входили педагогические работники.

Преподавателем был двоюродный брат моего деда – Рыженко Николай Алексеевич (05.07.1924–10.12.2001). В июне 1942 г., по достижении призывного возраста, он был призван Арысским РВК в ряды Красной армии, до декабря 1943 г. был курсантом Волчанской военной авиационной школы авиамехаников в г. Омске, по окончании которой 1 декабря 1943 г. ему было присвоено звание сержанта технической службы. С декабря 1943 г. – авиамеханик, с ноября 1944 г. – сержант-старшина, старший сержант – главный старшина. Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945).

После демобилизации в марте 1950 г. Николай Алексеевич вернулся на родину, получил два высших образования – в 1954 г. окончил с отличием курс Чимкентского государственного учительского института им. Н.К. Крупской по специальности «учитель физики и математики», в 1962 г. – курс Чимкентского педагогического института им. Н.К. Крупской (в настоящее время в составе Южно-Казахстанского государственного университета им. М.О. Ауэзова) по специальности «математика».

Женился на уроженке п. Марьяновка (ныне поселок городского типа) Омской области Бойцовой Евдокии Ивановне (1927–1969), с которой познакомился во время обучения в авиационной школе. Вместе с супругой воспитали троих детей – сына Владимира и дочерей Светлану и Елену. Переехав в Южный Казахстан, Евдокия Ивановна работала бухгалтером Темирлановского водохозяйственного участка. Ушла из жизни после осложнения болезни в возрасте 42-х лет.

В быту Николай Алексеевич был очень добрым, отзывчивым, трудолюбивым, любил работать с деревянными изделиями, детям и внукам прививал любовь к математическим знаниям, всегда задавал задачки, даже самым маленьким. Был хорошим мужем, отцом, дедом, прадедом.

В средней школе им. Амангельды Иманова он работал с 1 сентября 1950 г. до выхода на заслуженный отдых 1 июля 1984 г. Николай Алексеевич был превосходным учителем – строгим, но справедливым, очень любил свой предмет и старался поделиться этой любовью со своими учениками. Его многолетний добросовестный труд отмечен званиями «Отличник народного просвещения Казахской ССР» (1966) и «Отличник просвещения СССР» (1977).

Помню, что Николаю Алексеевичу приходило письмо от иностранного ученого-математика, который в своих работах пользовался открытием, совершенным учеником Н.А. Рыженко, посвятившим себя математической науке и занимавшимся исследованиями в области качественной теории обыкновенных, функциональных уравнений и уравнений в частных производных с отклоняющимися аргументами. В письме выражалась благодарность учителю за хорошее качество преподавания. Этим учеником был Грамматикопуло Мирон Кириакович, грек по национальности, одноклассник, а затем и однокурсник моей мамы. По воспоминаниям одноклассников, Мирон был очень интеллигентным, воспитанным юношей, с молоком матери впитавшим любовь к своей исторической Родине – Греции, куда он вернулся в конце 1960-х гг. Женился еще в Южном Казахстане на Алле, карачаевке по национальности, там же родился их старший сын Андрей (Андреас), остальные дети – Димитриос, Кириакос и Петрос, а также внуки (Евгения, Иоанна-Ипатия, Филарета) – родились уже на греческой земле.

Мирон Кириакович родился 14 ноября 1938 г. (в официальных документах встречается дата 8 ноября 1935 г.) в пос. Гребешке Гагрского района Абхазской АССР Грузинской ССР [1].

Его отец, Кириакос Грамматикопулос, был греческим гражданином, принадлежал к понтийцам [2], переселился на Кавказ в период с 1918 по 1923 год.

В 1946 г. Мирон поступил в начальную школу в г. Гудауте Абхазской АССР, а в 1949 г. его семья, вместе с другими соотечественниками, была принудительно переселена в Южный Казахстан. Депортированным иностранным гражданам было запрещено покидать место жительства в радиусе пяти километров, каждый месяц они должны были отмечаться в спецкомендатуре НКВД-МГБ, бежавшие с места спецпоселения наказывались двадцатью годами каторжных работ.

На новом месте жительства он продолжил образование в средней школе им. Амангельды Иманова, десятый класс которой окончил в 1956 г. с серебряной медалью, поступил на физический факультет Чимкентского педагогического института им. Н.К. Крупской.

В 1959 г. администрация ВУЗа обнаружила, что у них учится иностранный подданный, и Мирона отчислили из учебного заведения. После неоднократных обращений в посольство Греции в Москве, Министерства образования и иностранных дел СССР ему разрешили продолжить обучение, но только на кафедрах литературы или математики Чимкентского педагогического института.

Мирон выбрал математику и, после успешной сдачи за сорок дней экзаменов по семнадцати курсам (эти курсы не были включены учебную программу физического факультета, на котором он проучился три года), продолжил учебу на математическом факультете, курс которого окончил с отличием в 1961 г.

Несмотря на то, что Мирон не был аспирантом, председатель [Государственного комитета и заместитель министра образования Казахстана Джангильдин], сделал предложение остаться в институте в качестве помощника при условии, что он откажется от своего греческого гражданства и примет советское гражданство, однако он отказался от предложения и согласился на должность учителя физики и математики в своей альма-матер – средней школе им. Амангельды Иманова. В 1966 г., проработав там шесть лет, Мирон получил разрешение на отъезд и поселился в Греции.

На исторической родине он окончил университет в г. Салоники в 1967 г.

Звание доктора философии в области математики (первая диссертация) было присвоено в университете в г. Янина (Jania) в 1975 г., [доцента математики] (вторая диссертация) – там же в 1981 г, с 1986 г. – трудился профессором математики в университете г. Янина.

В 1978 г. Мирон получил исследовательский грант НАТО в университете штата Миссисипи и был отправлен в командировку сроком на три месяца. Незадолго до этого в их семье родился младший сын Петрос. К сожалению, у ребенка было тяжелое врожденное заболевание. Воспользовавшись новогодними каникулами, отец привез сына в Нью-Йорк в надежде применить новые медицинские технологии для его лечения, однако это не помогло, ребенок дожил только до 10 лет.

Командировка в Штаты завершилась 15 апреля 1979 г., вновь посетить университет в Миссисипи довелось только в 1985 г.

Мирон был автором или соавтором более 70 научных статей, был удостоен звания Почетного доктора Русенского университета в Болгарии в 1995 г.

По воспоминаниям коллег, профессор был невысокого роста, крепок телосложением, «большого сердца и великого ума», всегда был доступен для дискуссий относительно преподавания или исследовательских проблем. Его интересы не ограничивались только лишь математической наукой, ему нравился классический балет и история, в частности, он был знатоком истории своего народа.

Ушел из жизни 21 июня 2007 г. [в Болгарии], похоронен в д. Кастануса в окрестностях г. Серрес (Kastanoussa, Serres) в центральной Македонии в Греции [3].

Возможно, пример старшего родственника оказал влияние на выбор профессии моей мамы, Штонда Надежды Фёдоровны, которая всю жизнь проработала преподавателем физики и астрономии в средней школе. Родилась она 5 декабря 1937 г. в с. Темирлановка Южно-Казахстанской области (ныне Туркестанская область Республики Казахстан) в семье потомка переселенцев из Харьковской губернии Штонда Федора Иосифовича и уроженки с. Перовка Оренбургской губернии Анпилоговой Елены Яковлевны. Когда маме было 3 с небольшим года, пришло уведомление, что ее отец, ушедший на фронт, пропал без вести в районе Волоколамска, забота о дочери полностью легла на плечи бабушки.

По окончании средней школы с серебряной медалью поступила в Чимкентский педагогический институт. У нее были хорошие вокальные данные, она красиво пела, но по-крестьянски практичная бабушка решила, что нужно иметь земную профессию. Меня всегда удивляло, как она, очень лиричный человек, по складу характера типичный гуманитарий, выбрала направление естественных наук.

Так как жизнь мамы была связана со школой, то и коллеги, приходившие в гости на праздники, государственные и семейные, были мне знакомы задолго до того времени, когда я сама стала школьницей.

Преподаватель химии Соболева Любовь Дмитриевна, учитель истории и обществознания Пак Люция Поликарповна, учитель географии Капсамлямова (Филатова) Александра Дмитриевна, супруги Котляровы – учитель истории Алексей Михайлович и преподаватель литературы и русского языка Лидия Андреевна – для меня они были просто дядями и тетями, а мама была просто мамой, а не официальной Надеждой Федоровной. Поэтому мама проводила периодически «профилактическую работу», напоминая, что в школе следует придерживаться правил поведения и обращения к старшим, что родственные отношения остаются за порогом дома.

Надо сказать, что быть ребенком педагога было непросто. Тебя знали все преподаватели, шалости и отступления от дисциплины тут же становились известными родителям. Ну и спрос всегда был большим, а отношение – более строгим, чем к другим ученикам.

Сколько себя помню, у мамы всегда была большая учебная нагрузка, классное руководство, дополнительные занятия с отстающими учениками. Домой она приходила поздно, а там ждали кучи тетрадей для проверки самостоятельных работ и контрольных, учебные планы и подготовка к завтрашним занятиям. Она очень внимательно и трепетно относилась к своим ученикам, отдавала работе всю себя, что отразилось на здоровье. Выработав необходимый педагогический стаж, оформила пенсию по выслуге лет. Ушла из жизни в 2014 г.

Мама была мягким, отзывчивым человеком. Прекрасно владела словом, писала обширные письма родственникам, которые можно было читать как рассказы, до пожилого возраста сохранила красивый почерк и литературный стиль письма. Именно она поддерживала тонкую связь между многочисленными родственниками, волею судьбы разбросанными по земному шару.

Она обладала удивительной способностью видеть красоту и радоваться ей, находя в обыденных вещах – каплях росы на резных листках укропа, чириканье воробьев, солнечном утре, запахе цветущего разнотравья…

Иногда я ловлю себя на том, что смотрю на мир маминым взглядом.

__________________________


1. В настоящее время с. Аныханста в Гагрском районе частично признанной Республики Абхазия, согласно административному делению Грузии – с. Гребешок Гагринского муниципалитета Абхазской Автономной Республики.

2. Этнической группе греков, потомкам выходцев из исторической области Понт на северо-востоке Малой Азии, длительное время проживших в Турции, а в начале XX в. вынужденных спасаться от истребления на этнической почве.

3. Professor Myron K Grammatikopoulos (Профессор Мирон К. Грамматикопулос). 

URL: https://www.researchgate.net/publication/267677074_Professor_Myron_K_Grammatikopoulos

(Дата обращения 31.03.2023).


Н.О. Воропаева

62-14-95