Прошло 90 лет со дня автопробега «Москва–Каракумы–Москва», который стартовал 6 июля 1933 г. от автозавода имени И.В. Сталина (с 1956 г. – ЗИЛ), а 30 сентября того же года финишировал в столичном парке культуры и отдыха. Автопробег проходил с целью испытания и смотра качества советских машин. На 17 автомобилях производства Московского и Горьковского автозаводов и 6 – зарубежного производства (советской сборки или после ремонта) участники этого пробега за 86 дней прошли 9500 километров пути, пересекая пески Каракумской пустыни и установив мировой рекорд в этой области, доведя до конечного пункта все автомобили. Маршрут проходил по 19 республикам бывшего СССР, краям и областям, в том числе и через столицу Чувашской АССР – г. Чебоксары.
В хронике автопробега 1933 г. «Москва–Каракумы–Москва» сообщалось, что 6 июля 19 советских автомашин взяли старт Москва–Каракумы–Москва. Вечером 7 июля колонна выстроилась на Советской площади г. Горького (ныне Нижний Новгород), а 9 июля в девять утра стартовала в г. Чебоксары. В колонне уже шли 23 машины (к девятнадцати присоединились три машины Горьковского автозавода и один опытный автомобиль «Форд-НАТИ-30»). Вечером того же числа первая колонна автопробега подошла к территории Чувашской АССР. У воздвигнутой здесь арки колонна была встречена представителями партийных, советских и общественных организаций, а также колхозной конницей, выехавшей навстречу автомашинам на племенных лошадях.
10 июля, пройдя день и ночь, в шесть часов утра колонна в полном составе прибыла в столицу Чувашии. Машины прошли от Ядринского шоссе (ныне Московский проспект) по улицам города до Красной площади, где состоялся митинг в честь автопробега. Улицы были украшены флагами и лозунгами «Привет участникам автопробега!». В этот же день состоялось торжественное заседание шестой сессии ЦИК Чувашской АССР совместно с участниками пробега.
11 июля ровно в восемь утра колонна вышла из Чебоксар и далее по Казанскому тракту (ныне Марпосадское шоссе) отправилась в Казань...
30 сентября она с успехом финишировала в Москве. Протяженность всего пути составила 9370 км (по официальным данным хроники 9500 км), из них: шоссейные дороги – 2270 км, грунтовые профилированные дороги – 1320 км, проселочные пути – 4580 км, полное бездорожье по пескам пустыни Каракумы – 1200 км. Участники автопробега отмечали, что отечественные автомобили блестяще сдали технический экзамен на зрелость, выносливость и прочность, они вполне способны работать в любых дорожных и климатических условиях и по своим технико-эксплуатационным показателям не уступают зарубежным аналогам.
Во время испытательного автопробега также была изучена готовность дорог для автомобильного движения. Дороги нашей республики получили высокую оценку участников экспедиции. Вот что сообщил вице-командор автопробега Н.А. Грустливов: «Как только мы въехали на территорию Чувашской Республики, так сразу заметили большую разницу со всеми дорогами, по каким мы ехали. Наши машины шли так, как они ходят по асфальтовым улицам Москвы...» [1]. Достижения Чувашии в дорожном строительстве были признаны выдающимися, они широко освещались на страницах центральных газет и журналов. В газете «Известия» отмечалось, что «до сих пор от самой Москвы, мы не встречали еще такой дороги. По заявлению командора пробега т. Мирецкого и председателя маршрутной комиссии инженера Калусовского дороги Чувашии могут конкурировать с лучшими дорогами Германии» [3]. Участники Каракумского автопробега восхищались дорогами Чувашии, где отдыхали и машины, и люди, на каждой стоянке и на каждом митинге на всем протяжении своего пути они охотно рассказывали об образцовых дорогах на территории республики. Недаром в пути машине № 2 (инженер-водитель Леонард Владиславович Калусовский) было присвоено имя Чувашской АССР.
26 октября 1933 г. командор Александр Максимович Мирецкий с группой участников Каракумского автопробега вновь прибыли в столицу Чувашской АССР на пароходе «Карл Либкнехт». В обращении к руководителям и участникам автопробега говорилось: «Вам, совершившим героический автопробег, вам, славным победителям пустыни, побившим мировой рекорд, блестяще доказавшим зрелость, выносливость и прочность советского стандартного автомобиля от лица большевиков, пролетариев, колхозников и всех трудящихся нашей Чувашской Республики, дороги которой получили вашу высокую оценку, – Областной Комитет партии, ЦИК и СНК ЧАССР шлют свой пламенный большевистский привет» [2]. Во время своего визита они посетили районы Чувашии для ознакомления ударников дорожного строительства республики с итогами Каракумского пробега и самих работ чувашских ударников по улучшению качества и ухода за дорогами.
_____________________
1. Мы очень внимательно изучаем ваши дороги // Красная Чувашия. – 1933. – № 152. – С. 1.
2. Руководителям и участникам автопробега Москва–Каракум–Москва // Красная Чувашия. – 1933. – № 238. – С. 1.
3. Эль-Регистан. Дороги Чувашии – образцовые дороги // Красная Чувашия. – 1933. – № 238. –С. 2.
Ю.С. Трофимова
62-14-95