Государственный исторический архив
Чувашской Республики
14.09.2023
Штрихи к биографии И.С. Максимова-Кошкинского

Сегодня мы отмечаем 130-летие со дня рождения актера, режиссера, драматурга, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста Чувашской АССР, основателя чувашского профессионального театра и киностудии «Чувашкино» Иоакима Степановича Максимова-Кошкинского.

Он родился 1 (14) сентября 1893 г. в д. Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне в Республике Татарстан). Происходил он из семьи крестьян Степана Максимова и Анны Тимофеевой [1. Л. 35 об.-36.]. В семье было семеро детей. В 1907 г. успешно окончил местную двуклассную школу [1. Л. 34]. После этого было решено продолжить его последующее обучение в Симбирской чувашской учительской школе. Именно здесь будущий режиссер пристрастился к искусству.

В 1911 г. И.С. Максимов-Кошкинский поступает в Казанское художественное училище. Как-то он узнал от ученика Казанского художественного училища, что можно стать статистом в городском театре. Желание попасть на сцену овладевает им, приложив все усилия к достижению поставленной цели в 1912 г. его принимают в Казанский городской театр работать артистом и художником декоратором. Вскоре он получает должность старшего статиста. Казанский городской театр был в то время одним из лучших среди провинциальных, именно здесь будущий создатель «Чувашкино» набирался опыта, проверял себя в более крупных ролях, оттачивал актерское мастерство.

В 1918 г. он поставил в Казани первый чувашский спектакль «Ху пурăнас тенĕ пек ан пурăн» по пьесе А.Н. Островского «Не так живи, как хочется». Пьесу не только перевели, но и как говорил Максимов-Кошкинский «очувашили», действие перенесли в чувашскую деревню, играли в национальных костюмах, пели чувашские песни. Спектакль прошел с успехом, чувашские актеры играли проникновенно. Затем были десятки постановок и множество разноплановых ролей.

В 1920 г. Кошкинский со своей театральной труппой переезжает в г. Чебоксары. На берегу Волги мочальный склад купца Хлебникова переоборудовали под театр. В начале 1921 с постановки пьесы «Чăвашсем» (Чуваши), написанной Максимовым-Кошкинскиным по мотивам «Испанцев» М.Ю. Лермонтова открывается первый театральный сезон. В непростой обстановке происходило становление Чувашского театрального искусства, много сил отдавал Максимов-Кошкинский организаторской работе. В 1922 г. он добился создания драмстудии для подготовки профессиональных чувашских актеров. С годами театр из любительского стал профессиональным, завоевал популярность далеко за пределами республики. Театр потребовал не только актеров и режиссеров, но и пьес на чувашском языке. Со временем Максимов-Кошкинский становится одним из ведущих чувашских драматургов. Свыше 20 пьес, сценариев, либретто написал он за свою жизнь.

1925 г. стал годом рождения «Чувашкино» [2. Л. 2-3]. Первый художественный фильм вышел уже через год и назывался «Атăл пăлхавçисем» (Волжские бунтари). В основу сюжета положено выступление крестьян села Исмели (ныне Октябрьское Мариинско-Посадского МО Чувашской Республики) в 1906 г. Правительство республики поддержало это начинание и Чувашия совместно с Ленинградской студией «Севзапкино» Северо-Западным областным управлением по делам фотографии и кинематографии (ныне «Ленфильм») выпустила первый художественный фильм «Волжские бунтари». В основных ролях снимались ленинградские актеры, но роли второго плана и эпизодические исполняли чувашские актеры: Тани Юн, К. Егоров, И. Рублев и сам И.С. Максимов-Кошкинский. Фильм был восторженно принят населением республики и с успехом демонстрировался на экранах СССР.

В качестве режиссера, актера и сценариста им поставлены такие фильмы, как «Сарпике» (Сарпиге, 1927), «Хура юпа» (Черный столб, 1928), «Ял» (Вихрь на Волге, 1928), «Апайка» (1929), «Киремет кати» (Священная роща, 1930). В 1928 г. им создается документальная кинолента «60 лет Чувашской грамоты», посвященный своему учителю – просветителю чувашского народа И.Я. Яковлеву [2. Л. 4]. Фильм построен из отдельных эпизодов: Яковлев в школе, дома, в разговоре, в раздумье.

В 1931 г. «Чувашкино» объединено с московским «Востоккино» и перестало существовать. Тогда в 1932 г. Кошкинский возвращается в театр, который за время его отсутствия сдал свои позиции. Были поставлены самые выдающиеся пьесы того времени – «Аристократы» Н. Погодина, «Чудесный сплав» В. Киршона, а также пьесы чувашских драматургов – П. Осипова, Н. Азмана, М. Трубиной. Театр стал академическим, а Максимову-Кошкинскому первому присвоили звание народного артиста Чувашской Республики [3. С. 143].

В 30-е годы многие деятели чувашской культуры были обвинены в «буржуазном национализме». Репрессии не обошли стороной и семью Максимова-Кошкинского. В 1937 г. Максимова-Кокинского и его супругу Тани Юн неожиданно арестовали и объявили «врагами народа». Многие кинокартины, выпущенные под его руководством были уничтожены. До наших дней чудом сохранились фильмы «Священная Роща» и одна часть «Вихря на Волге». Также переписывалась история театра, Максимова-Кошкинского не признавали как его создателя, обо всех его прежних заслугах следовало молчать. В 1940 г. Верховный суд РСФСР заново рассматривает его дело. Было принято решение об изменении приговора. Его оправдывают и выпускают на свободу, что не означало полной его реабилитации, путь в театр ему был закрыт. Пришлось уехать в Москву, где у них была комната в коммунальной квартире. Помог известный кинорежиссер Марк Донской, который на свой страх и риск принял чувашского кинодеятеля на работу. Максимов-Кошкинский снялся в нескольких фильмах М. Донкого. Образы созданные им в кинофильмах «Романтики», «Алмазы», «Алитет уходит в горы», отличались большим мастерством и получили заслуженное признание у зрителя.

Только после исторического ХХ съезда КПСС Максимов-Кошкинский был полностью реабилитирован и восстановил доброе имя основателя Чувашского драматического театра и национальной киностудии. В послевоенные годы он активно занимался литературной деятельностью, им переведены на чувашский язык «Савва» Л. Андреева, «Женитьба», «Ревизор» Гоголя, «Мещане» М. Горького, «Мария Тюдор» В. Гюго и др.

Иоаким Степанович скончался 30 августа 1975 г. в Москве, похоронен в г. Чебоксары.

За большие заслуги он был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, медалями. Ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусства РСФСР. Его имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР.

В 1981 г. документы личного происхождения И.С. Максимова-Кошкинского подарены Государственному историческому архиву его родственниками. Сегодня ознакомиться с личным фондом (Ф. Р-2339) можно в читальной зале архива по ул. Урукова 2а.

____________________


1. ГИА ЧР. Ф. 207. Оп. 1. Д. 559.

2. Там же. Ф. Р-2339. Оп. 1. Д. 16.

3. Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский: 1893–1975. Отец театра / подгот. М.К. Антонов // Выдающиеся люди Чувашии. – Чебоксары, 2002. – С. 137–144.


А.Ю. Гусарова

62-14-95