Государственный исторический архив
Чувашской Республики
25.10.2023
Слово об учителе

Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…

Дмитрий Сергеевич Лихачев


В Год педагога и наставника мы с особой теплотой рассказываем о людях, которые посвятили жизнь самому важному и нужному делу – обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одним из таких наставников был ученый-историк, кандидат исторических наук Михаил Васильевич Румянцев (1930–2007).

Михаил Васильевич родился 25 октября 1930 г. в небольшой деревне Мурзаево Козловского района Чувашской АССР в семье учителя. Его детские и подростковые годы пришлись на суровые предвоенные и военные годы. В той страшной войне он потерял отца, Василия Даниловича, когда ему еще не исполнилось и пяти лет. Уже в подростковом возрасте он наравне со взрослыми трудился в колхозе, и заслуги 15-летнего юноши были отмечены медалью «За трудовое отличие в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».

В 1948 г. он поступает в Чебоксарский кооперативный техникум, а затем продолжает учебу на историческом отделении в Чувашском государственном педагогическом институте (ныне университете) им. И.Я. Яковлева, который оканчивает с отличием. В 1961 г. его приглашают на работу в Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР (ныне Чувашский государственный институт гуманитарных наук). В 1965 г., завершив аспирантуру Московского государственного университета, он успешно защитил кандидатскую диссертацию. С 1967 г. работал в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова на кафедре отечественной истории ХХ в. исторического факультета. Более трех лет являлся редактором университетской многотиражной газеты «Ульяновец».

Обширна его научно-исследовательская деятельность. Под его вниманием находились проблемы становления и развития партийных и комсомольских организаций Чувашии, истории рабочего класса, национальных отношений. Им написано более 100 научных работ, в т.ч. 6 монографий и 10 брошюр.

Просветительская и научно-педагогическая деятельность Михаила Васильевича получила высокую оценку как со стороны руководства, так и со стороны его коллег. В 1986 г. он был удостоен звания заслуженного работника культуры Чувашской АССР.

В Государственном историческом архиве Чувашской Республики в фонде редакции республиканского литературно-художественного журнала «Ялав», находящемся в настоящее время на стадии научного описания, сохранилась его статья. В ней Михаил Васильевич делится размышлениями о профессии педагога, воспоминает своих наставников и выражает им глубокую благодарность за их нелегкий труд.

Предлагаем вашему вниманию текст публикации, написанной в 1980 г., с сокращениями и небольшими исправлениями, стилистика автора сохранена.


«Учитель! При произношении этого слова в нашем сознании предполагается ощущение чего-то святого. Учитель учит нас не только писать, читать, считать, но и открывает нам мир природы. Ему же доверено и иное, более важное, более сложное - открывать, научить нас понять и уважать правила человеческого общества взаимоотношений между людьми. <…>

Прошел праздник – день учителя, правда, он не отмечается в календаре красным. Но праздник поистине всенародный, общий. Мать вырастила детей хорошими людьми – она учитель. Опытный квалифицированный рабочий–наставник взял к себе на участок юношей и девушек, и они стали настоящими специалистами – он учитель. Седой профессор или опытный доцент в научное творчество вовлек студентов – он тоже учитель.

В Чувашской АССР около 100 педагогов имеют звание заслуженного учителя школы РСФСР, свыше 300 – заслуженного учителя школы Чувашской АССР, более тысячи носят значки «Отличник народного просвещения», многие удостоены правительственных наград. <…>

Главная фигура в школе, будь ты высшая или средняя – учитель, педагог. От его профессионального мастерства, идейной убежденности, кругозора, от его умения передавать свои знания питомцам… зависит то, какими вырастут наши дети. Непреложным правилом советского учителя стало активное взаимодействие с жизнью. Оно, это правило, дает прекрасную возможность – сделать как можно больше для блага юного человека, для гармонического и полного расцвета всех его способностей. <…>

Надо научить учеников всю жизнь самостоятельно повышать свое образование, совершенствовать свои знания, ибо процесс образования не заканчивается в молодости, он продолжается в течение всей жизни и совмещается с профессиональной работой человека. Учеников надо воспитывать «через науку», чтобы порождать любознательность и пытливость, вырабатывать интерес к делу, отвагу мысли и смелость воображения. Образование не заканчивается вместе с окончанием учебы в школе, образование становится непрерывным. Поэтому в наши дни учеными разрабатывается такая система учебы, которая охватывала бы всех учебой от детского сада до ухода на пенсию. Особенность современного периода развития науки и техники заставляет человека заниматься самообразованием всю жизнь. Если раньше знаний, полученных человеком за годы учебы, хватало на весь период по трудовой деятельности, то теперь ему приходится до 5-6 раз в течение жизни переучиваться, порой довольно резко менять характер своей работы. Потребность в образовании определяется прежде всего содержанием и характером труда на современном производстве. Кроме того, всеобщее среднее образование – это не только та база, необходимая для следующего профессионального обучения и роста квалификации, но и для духовного и социального обогащения личности.

Учитель – гордость советского общества. Сложная эта профессия – учитель. Ведь воплощаются в нем лучшие черты советского человека. У каждого из нас свое представление или воспоминание об учителе, каждый научил тебя чему-то очень важному и интересному. Из года в год учитель не только оставляет подпись в дневнике своего ученика, но и оставляет след во всей его душе. <…>

Конечно, у каждого было и есть много учителей, но есть один, которого ты будешь помнить всю жизнь. Для меня такой учительницей является Людмила Георгиевна Яковлева. За годы учительства она воспитала не одно поколение в Карамышевской школе, что в Козловском районе. Ее бывшие ученики становились взрослыми, и уже их дети приходили к ней в класс.

Около 50 лет отдала она детям. Родина высоко оценила ее труд. Людмила Георгиевна награждена Орденом Ленина. Ей присвоено почетное звание заслуженного учителя школ Чувашской АССР.

Ее нет в живых. Но я всегда помню ее строгий и вместе с тем ласковый взгляд. Как у такой маленькой, казалось бы, слабой женщины хватало сил, энергии и терпения на всех нас?

Вместе со словом «учитель» в сознание мое вошло слово Родина. Спасибо им, моим учителям, за то, что научили любить край родной, сердцем чувствовать красоту земли и людей.

Мне здорово повезло на учителя не только в школе. В техникуме, где я учился, предопределил мою судьбу учитель Михаил Андреевич Гришин. Затаив дыхание, мы слушали его рассказы по истории. После техникума, получив диплом с отличием, я пошел в пединститут, чтобы поступить на физико-математический факультет. Сижу в комнате приемной комиссии и оформляю заявление.

В это время с группой преподавателей появился Михаил Андреевич. Тогда он работал секретарем партбюро вуза. Увидев, что подаю документы на физмат, он сказал: «А я ведь до сих пор думал, что ты врожденный историк-философ». После этого тут же переписал заявление.

Я до сих пор с благодарностью вспоминаю доцента педагогического института Петра Григорьевича Григорьева. Он вел у нас историю Чувашской АССР. После занятий ему не так-то легко было найти свободные часы (он основную научную работу вел в НИИ при Совете Министров республики), чтобы с нами вести учебу, не предусмотренную расписанием, в научном студенческом кружке. Это он на одной из лекций с кафедры вуза процитировал выдержку из моей статьи, написанной как студенческий реферат.

Окончательно утвердиться в правильности выбранного пути помог мне профессор Николай Федорович Кузьмин. Он был моим научным руководителем в годы учебы в аспирантуре при МГУ. Большая удача, если повстречаешь на своем пути человека, с которого можно делать жизнь. Особенно в науке. Потому что наука – это не только факты, идеи, рождение гипотез, их борьба и утверждение, но и люди с их страстями, передающие эстафету научной мысли.

Доброте, доверию, преданности, верности в долге, верности дружбе, умению чувствовать природу в ее величественной простоте, умению понять страдание другого, сопереживать горю другому я учился у профессоров В.Д. Дмитриева, И.Д. Кузнецова, С.Ф. Сайкина, А.И. Петрухина, Н.Ф. Кузьмина и др. Но это уже потом, после аспирантуры.

Все они – учителя – мудрые, человеколюбивые.

Сколько вложил в нас, так надеялся на нас, стольким жертвовал ради нас учитель. Он – наша совесть. Ощущение вины и благодарности перед каждым носим мы в своей душе. Не забывайте учителей, пишите им письма, шлите поздравительные телеграммы под Новый год, заходите к ним в будни и праздники.

Но самый дорогой подарок для учителя – интерес к его урокам, хорошая и отличная учеба. И все-таки, как бы ни был хорош учитель, многое зависит от ученика, от его трудолюбия, умения учиться: «Без труда нет истинного высокого», - сказал Гете.

И он трижды прав.

Классный журнал, исписанный оценками, никогда не оставлял равнодушным никого из нас. Школьная отметка – зеркало работы самой школы. И в первую очередь учителя, потому что учить – это его профессия, учить хорошо – обязанность, поручение Родины, партии. То, чего может не суметь отец или мать, учитель уметь должен. Как он это делает, какие знания дает – вопрос профессиональной чести.

Говоря о работе учителя, учебе учащихся, следует остановиться на одной из проблем школы – школьной отметке. Она волнует всех нас тем, что в последние годы в школе начинает брать вверх процентомания, по которой судят о работе школы и учителя. Но она порочна для системы народного образования, о чем не раз писалось в газетах. Нередко руководители школ требуют от учителя плохо успевающему ученику поставить незаслуженную, но во всех смыслах спасительную тройку. Тем самым такой учитель роняет себя в глазах ребят, испытывает на себе, как падает учительский престиж.

На уроке учитель учит – сообщает определенную информацию, вооружает умениями самостоятельно пополнять знания, практически применять их.

Урок – не просто «форма организации», а прежде всего – общение, человеческое общение учителя и его воспитанников.

Естественно педагогическое, в процессе совместной учебно-воспитательной работы, в которой каждому – учителю и ученикам отведена особая роль. Но от этого оно не перестает быть в первую очередь человеческим общением. А ежели эта немудреная история забывается учителем, то нарушаются контакты, разрываются те связывающие звенья, без которых нет педагогического взаимодействия и взаимопонимания. Значит, нет, собственно, и урока.

Очень важно, чтобы ученики испытывали радость от уроков, от духовного, нравственного, умственного общения со своим наставником. <…>

Чувство уважения к учителю – один из мощных стимулов учиться. Но уважение, точнее авторитет учителя, держится не на запретах, а на умении убеждать, переживать всем вместе счастливые и грустные минуты. Авторитет учителя – чувашеведа, физика, математика, биолога, химика – во многом зависит от того, как соотносятся его слова с поступками. Для авторитета историка и другого обществоведа единство слова и действия – решающее условие.

Авторитетный учитель – это человек, который понимает, какую ответственность налагает на него работа учителя. Он беззаветно и безкорыстно отдает себя людям. Такого уважают все. Вот, например, учитель Больше-Яльчикской средней школы Петр Алексеевич Печков. Он – лучший лектор общества «Знание», пишет с другими учителями историю родного колхоза. Он щедрый человек, делится с людьми всем, что у него есть в багаже знаний.

Учитель учит детей в повседневной жизни находить хороших людей, быть человеком, приносить людям радость. Далеко не просто и не легко стать человеком для людей.

Авторитетный учитель – самый лучший человек. А «Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами», это высказывание принадлежит Л. Толстому.

Учитель – творческая профессия, одна из самых ответственных, одна из самых авторитетных. И этот авторитет все мы, сообща, должны стремиться поднять. Надо беречь время и силы учителя – для наших детей. Во всех школах должна быть обстановка высокой духовности, создать условия для саморазвития. Надо сделать все, чтобы силы и драгоценное время учителя не тратилось впустую. В. Сухомлинский писал: «Свободное время учителя – это корень, питающий ветви педагогического творчества».

Свободное время учителя – это и его работа, это и его общественное поручение, выше и важнее которого нет ничего.

Уроки позади, разошлись ребята. А труд учителя не кончается со звонкого последнего урока. У него – очередная забота: как лучше эмоциональнее построить следующий урок, не дать погаснуть огню интереса.

Учитель должен иметь время для общения с детьми, иметь время чтобы углубиться в книги, иметь время для встречи с родителями учеников. Наконец, иметь время для отдыха.

Можно, разумеется, и в школу ходить как «на службу». Только тогда это будет очень трудная, очень неблагодарная и, будем откровенны, работа с низким КПД. Вот почему идти в класс, в школу без сверхзадачи, без дерзкой честолюбивой мечты – стать великим, сказать свое слово в педагогике.

Плохо, когда дурной человек становиться инженером, еще хуже, когда дурной человек становиться учителем. Вред от него в тысячу крат больший. После такого учителя остаются в незрелых еще душах темные следы, и потребуется немало усилий светлых людей, чтобы следы те забелить иными, праведными поступками и словами… Такому учителю надо идти туда, куда глаза глядят.

Педагогическая строгость, резкость, чрезмерное поклонение своему предмету «Мой предмет важнее всего на свете» в ущерб его человеческой значимости – есть некоторый признак неразвитости педагогического мастерства.

Учитель – большой человек. Маленьким человек может стать только в силу своих мелких личных устремлений.

Поистине несравненна жизненная значимость учительского труда. От идейности, эрудиции, мастерства, щедрости сердца учителя, призванного по выражению А.С. Макаренко «проектировать лучшее в человеке», зависит нравственный тип человека которого формирует школа. Об учителе можно говорить много, да и сказано немало доброго и светлого. Учитель, на мой взгляд – святое имя, учительство – святое занятие. Имя и дело вызывают только одно чувство – доверие. Безграничное, порой даже слепое доверие. И не только учеников, а и родителей. Ведь родители тоже вчерашние ученики.

Нет на земле дела, которое бы так зависело от личности самого творца, как твое призвание, Учитель! Нельзя об этом забывать никогда».

___________________


1. Кандидат исторических наук, доцент ЧГУ им. И.Н. Ульянова М.В. Румянцев во время выступления на тематическом вечере в Республиканской библиотеке им. М. Горького. г. Чебоксары. Апрель 1976 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 9275.

2. М.В. Румянцев – ученый-историк, кандидат исторических наук. г. Чебоксары. 1976 г. ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. Оп. 2. № 16267.

3. Протокол Президиума Верховного Совета Чувашской АССР «О вручении грамоты о присвоении почетного звания «Заслуженный работник культуры Чувашской АССР» М.В. Румянцеву». 22 октября 1986 г. ГИА ЧР. Ф. Р-1041. Оп. 6. Д. 1713. Л. 62. Подлинник.


Е.В. Руденко

62-14-95