Государственный исторический архив
Чувашской Республики
31.10.2023
Представляем при сем петицию…

Расстрел мирной демонстрации петербургских рабочих 9 января 1905 г. (так называемое Кровавое воскресенье) эхом отозвался по всей стране. Мощная волна революционного движения, начавшаяся в центре России, вскоре докатилась до городов и селений Чувашии.

В феврале 1905 г. к общей забастовке железнодорожников присоединились на территории Чувашского края сначала телеграфисты-путейцы, а затем рабочие железнодорожных мастерских, лесопильного завода, принадлежавшего Московско-Казанской железной дороге и депо г. Алатырь. Весной 1905 г. начались стихийные аграрные волнения. Первыми поднялись русские крестьяне Цивильского, Ядринского, Курмышского, Алатырского уездов, которые отказывались работать на арендодателей, поджигали постройки помещиков, угрожали захватом их земель и пр. На усмирение рабочих и крестьян власти направляли воинские команды [2].

К беспорядкам подключилась и учащаяся молодежь. Так, 31 октября 1905 г. учащиеся Алатырского городского трехклассного училища выступили с требованиями к преподавательскому составу учреждения.

Вот что говорилось в петиции [1. Л. 7-7 об.]:

«1. Гуманное обращение преподавателей с воспитанниками.

2. Свобода собраний для обсуждения вопросов воспитанниками училища, чтобы учителя не вмешивались в их дела [примеч. т.е. обсуждение некоторых училищных вопросов без вмешательства учителей].

3. Хорошее объяснение уроков, задаваемых преподавателями на дом.

4. Баллы, чтобы ставили по совести, согласно знаниям уроков, а не как в настоящее время.

5. Чтобы все физические приборы были в исправности и опыты проводились все  без исключения.

6. Улучшить библиотеку при городском училище с более образовательными книгами.

7. Устраивать для учеников литературные вечера.

8. Учителя не запрещали бы посещать театры, цирк, вообще увеселительные места, не портящие нравственность ученика.

9. Не принуждать учеников ходить в назначенную церковь.

10. Славянский язык проходить только в 1 и 2 классах, а остальные года заменить изучением алгебры.

11. Пение, хромающее до сих пор нужно поставить в лучшем виде, т. е. проходить теорию, а не учить нас петь песни: «во лузях», «по улице мостовой» и т.п.

12. Свободное пользование временем учеников в какие угодно, после занятия часы.

13. Сбавленное некоторым ученикам поведение, за то что они не ходили в грязь в церковь, исправить».

Петиция заканчивалась обращением ко всем преподавателям не ставить воспитанников наравне со скотом и не давать им обидных прозвищ.

_____________________

1. ГИА ЧР. ГИА ЧР. Ф. 498. Оп. 1. Д. 2.

2. Гусаров Ю.В., Симулин А.М. Первая русская революция // Чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. Т. 3. С. 386–387.

 

А.Ю. Гусарова

62-14-95