Сегодня в читальном
зале архива по ул. Урукова 2а состоялось очередное занятие в рамках просветительского проекта «Архивный час». Открывая мероприятие, директор ГИА ЧР Галина Ертмакова отметила, что «сегодняшняя лекция замыкает так называемую триаду
архивных источников (метрических книг, ревизских сказок, исповедных
ведомостей), в которых можно найти ценную информацию о предках, живших до
революции».
Подробно о
таком виде генеалогического источника, как исповедные ведомости, любителям
семейной истории рассказал главный архивист отдела публикации документов Александр Семенов. Своими интересными
находками и непосредственной работой с исповедальными ведомостями поделились краеведы
Татьяна Аниченкова и Петр Корняков. За активное участие в
проведении просветительского проекта Петру Васильевичу были вручены
Благодарность и новинки печатных изданий архива.
«Данный вид документа обязателен к изучению
для составления своей родословной, поскольку в нем содержится поименный состав
семьи с указанием возраста и вероисповедания», – подчеркнул Александр
Анатольевич. Исповедные ведомости составлялись ежегодно православными
священниками для учета прихожан, бывших в этом году на исповеди и причастии.
Такая запись обычно появлялась перед Пасхой, во время Великого Поста. В
Государственном историческом архиве Чувашской Республики исповедные ведомости
хранятся в фондах церквей. Обратим внимание, что данный тип документа после
1860-х гг. встречается крайне редко. Связано это с тем, что поздние исповедные
росписи были включены в список документов, подлежащих уничтожению, как не
имеющие исторической и практической ценности, и были уничтожены в ходе
макулатурных кампаний 1920–1930-х гг. Поэтому, уважаемые пользователи,
досконально изучайте опись, т.к. отметка о выбытии дела может быть записана в
самом конце.
Законодательно
обязанность ходить на исповедь впервые была закреплена в 1697 г. в «Инструкции
старостам поповским или благочинным надзирателям» патриарха Адриана. Согласно
инструкции священник обязан был отправлять в Патриарший приказ списки прихожан,
уклоняющихся от исповеди. Окончательно же закрепил ведение исповедных
ведомостей указ Сената и Синода от 16 июля 1722 г., а в 1737 г. был введен
единый формуляр, который действовал вплоть до 1917 г.
Что касается
содержания, то в росписях записывались все прихожане по сословиям: сначала
духовенство, затем военные, дворяне или статские, купцы, мещане, цеховые и
городские обыватели, дворовые (до отмены крепостного права в 1861 г.), и в
последнюю очередь – крестьяне. Внутри
каждого сословия семьи записывались по алфавиту с нумерацией дворов или домов.
Для каждой семьи приводился полный ее список: глава семьи, его жена, их дети,
внуки и другие люди, с ними живущие. Если супруг у кого-то уже умер, указывалось
вдовство оставшегося. Детям полагалось исповедоваться с семилетнего возраста,
однако в исповедные росписи обычно вносили детей старше года. Таким образом, у
каждого человека указывался порядковый номер – отдельно для женщин и для
мужчин, возраст и делалась пометка был ли на исповеди и причастии.
Сама
ведомость содержала три графы, касавшиеся непосредственно исповеди. Графа «Кто
были у исповеди и Святого Причастия» содержала отметку «был» или «не был».
Записей в графе «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким
винословием» обычно или не было или было крайне мало, поскольку священникам
рекомендовалось использовать отлучение от причастия с крайней осторожностью. В
графе «Которые у исповеди не были» указывалась причина, по которым человек не
был на исповеди.
Стоит
отметить, что часто списки жителей переписывались с прошлого года, менялся
только возраст. В связи с чем иногда допускались новые или сохранялись старые
ошибки в именах, возрасте или отчестве (по-современному, в фамилиях).
Для
составления своего генеалогического древа исповедные ведомости – отличный
источник информации. Этот документ поможет исследователям за
один раз узнать состав семьи, их сословную принадлежность и возраст.
Т.Н. Семенова
62-14-95