Государственный исторический архив
Чувашской Республики
11.04.2019
«Великий комбинатор»
Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» был написан в 1927 году. В основе сюжета – поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев мадам Петуховой. Служащий ЗАГС (органы регистрации актов гражданского состояния) уездного города N Ипполит Матвеевич Воробьянинов узнаёт от умирающей тёщи о бриллиантах, спрятанных в одном из стульев гамбсовского гостиного гарнитура. Поиски сокровищ приводят героя в Старгород, где Воробьянинов знакомится с «великим комбинатором» Остапом Бендером, охотно соглашающимся принять участие в «концессии».

Судя по описаниям, Остап – умён, обаятелен, обладает актёрскими способностями, отменно врёт. Возможно, он мог бы сделать отличную карьеру, но Остап предпочитает скитаться по городам, перебиваясь аферами и случайными заработками, в ожидании большого куша. Исследователи предполагают, что у Бендера существовало несколько возможных прототипов из реальной жизни. Ниже публикуется документ о человеке, который «перескакивал с Севера на Юг» в поисках своего большого куша и, возможно, мог бы быть одним из таких прототипов.


Текст документа воспроизводится по современным правилам правописания. Незначительные погрешности текста, не меняющие смысл слов и текста: орфографические ошибки, явные описки, перестановки букв и др., были устранены без оговорок.


Письмо Брянского губернского суда Народного комиссариата юстиции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в отдел главного политического управления Народного комиссариата внутренних дел Российской Советской Федеративной Социалистической Республики при Исполнительном комитете Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области*


18 декабря 1924 г.


30-го мая сего года прибыл с рекомендацией Донского исполнительного комитета в Брянский губернский исполнительный комитет гражданин Самуров и был исполнительным комитетом избран на должность судьи по Жиздринскому уезду Брянской губернии.


27 июня гражданин Самуров вошел с ходатайством в Брянский губернский суд о предоставлении ему двухнедельного отпуска по особо важным семейным делам для поездки в город Ленинград, при заполнении анкеты им было указано, что у него нигде никого нет. Губернский суд разрешил ему отпуск. Гражданин Самуров, предварительно взяв аванса в губернском суде 15 рублей, в Жиздринском исполнительном комитете 100 рублей, в Брянском губернском исполнительном комитете 100 рублей, в рабочем кооперативе набрал товары в кредит на 63 рубля. Уезжает в отпуск. По истечении срока гражданин Самуров из отпуска не вернулся, а направился в Народный комиссариат юстиции, где он, под предлогом неимения средств для возвращения к месту службы, получает 100 рублей. Получив эти деньги, он направился на Нижегородскую ярмарку, где выступал на банкете от имени центральной власти и как представитель Народного комиссариата юстиции. После этого нами получены сведения, что им получены взаимообразно деньги под предлогом, что у него вытащили кошелек с деньгами, и ему не на что вернуться к месту службы, в Брянском комитете помощи раненым красноармейцам 45 рублей, в Самарском административном отделе губернского исполнительного комитета 100 рублей, в Херсонской прокуратуре 50 рублей, в Одесском губернском исполнительном комитете 40 рублей и в целом ряде других городов им взяты деньги.


Гражданин Самуров в губернском суде числился беспартийным, согласно заполненной им анкеты, теперь же получены сведения, что он при ходатайстве о выдаче денег предъявляет партийный билет.


Несмотря на то, что нами уведомлен центр, гражданин Самуров продолжает перескакивать с Севера на Юг и продолжает обманывать наши учреждения, есть возможность предполагать, что он отправится на Кавказ, Крым или Сибирь. В силу вышеизложенного губернский суд просит сообщить об этом исполнительным комитетам и партийным организациям в губернии, т.к., имея на руках удостоверение личности, выданное губернским судом, и партийный билет, он будет продолжать обманывать под разным предлогом наши учреждения и получать деньги. Вместе с тем губернский суд просит проследить за его появлением в губернии, при случае обнаружения его арестовать и доставить в губернский суд.


Предгубсуда (подпись)


Зав. секретной частью (подпись)



* ГИА ЧР. Ф. Р–122. Оп. 4. Д. 3. Л. 18.

М.А. Чернов