Государственный исторический архив
Чувашской Республики
05.07.2019
Акатуй – праздник песни и труда
Наверное, нет в нашей республике и за ее пределами человека, который не слышал о празднике «Акатуй». Акатуй (праздник пахоты) – это цикл весенних аграрных обрядовых празднеств и магических действий у чувашей. В популярной литературе часто используется перевод «свадьба плуга» и «свадьба плуга и земли», который по мнению ученых является неверным толкованием.


Изначально праздник был несколько другим, чем в настоящее время. Перед началом весенних полевых работ старший в семейно-родственной группе собирал родню по мужской линии – односельчан. Стол передвигали к раскрытой двери, ставили ковш с пивом, на блюде подавали каравай, круг сыра чӑкӑт, крашеные яйца, колобки и др. Глава семьи отламывал и раздавал гостям кусочки хлеба, сыра; старший из родни, обращаясь в сторону приоткрытых дверей, молился богу Турă и другим божествам и духам, покровительствовавшим земледелию о богатом урожае, плодовитости и тучности скота, здоровья и благополучия семье и родне, после чего съедали розданное и садились за стол угощаться. Спустя некоторое время, взяв с собой еду и напитки, направлялись на озимое поле, с ними шла молодёжь, дети. На краю загона старший обращался к богу Турă, божествам и духам земли, каждый из участников обряда отделял немного от еды и напитков, затем трапезничали; молодёжь гадала об урожае, бросая в поле яйца. Возвращались домой с обрядовыми песнями. На другой день родню собирала следующая семья; угощение, обрядовые действия проходили скромнее. Эта часть Акатуя длилась неделю, каждая семейно-родственная группа обязана была исполнить обрядовые действия, за этим строго наблюдали старейшины села. Считалось, что в противном случае боги и духи покарают деревню, наслав засуху, град и пр. С христианизацией эту часть Акатуя постепенно перестали исполнять.



После завершения весенних полевых работ селение или несколько соседних устраивали празднество на лугу близ водоёма. У женщин, вышедших замуж в течение года с прошлого Акатуя собирали расшитые полотенца. Вкапывали длинный шест с расшитым полотенцем наверху - флаг Акатуя. Начальной частью являлись состязания: бег, борьба, скачки, поднятие гири и др., в которых участвовали мужчины. Бегуны выступали в разных возрастных группах: от мальчиков до молодых мужчин, победители получали полотенца, яйца. Борьбу на поясах начинали подростки, по мере выбывания побежденных постепенно подключались юноши, мужчины. Сильнейшего именовали богатырем «паттӑр», подносили барана, купленного вскладчину или выделенную богатым односельчанином; победитель, взвалив барана на плечи, делал круг почёта. Наиболее захватывающим зрелищем считались скачки. Стартовали в поле, финишировали около флага. Всаднику дарили полотенце, иногда что-нибудь из праздничной одежды. На состязания допускались и жители других деревень. Устраивали шуточные соревнования женщин, детей: бег в мешках, бег с полными вёдрами и др. Семейные со своими гостями возвращались в селение и пировали, молодёжь продолжала веселиться.



По решению Чувашского ОК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР с 1933 г. стали проводить колхозные и районные праздники «Акатуй» по единому сценарию, составлявшемуся республиканским оргкомитетом. Празднование Акатуя в советское время утеряло свой сакральный характер, так как основной целью праздника уже являлось подведение итогов весенне-полевых работ. Праздник состоял из митинговой части с докладом и чествованием передовиков, затем шли спортивные состязания, концерт художественной самодеятельности (несколько номеров были обязательными для всех коллективов), массовое гуляние. Призы участникам состязаний выделяло, как правило, правление колхоза или совхоза.



С конца 1950-х гг. Акатуй стали именовать «праздником песни и труда»; завершающим являлся Республиканский праздник песни и труда, проходивший в г. Чебоксары. На республиканском празднике песни и труда традиционным было выступление сводного республиканского хора, районных самодеятельных коллективов на нескольких площадках, организовывались массовые народные гуляния. С 1990-х гг. празднику вернули первичное название – «Акатуй». С 2000-х гг. республиканский Акатуй проводится поочередно в районных центрах. В диаспоре Акатуем именуют празднества, организуемые чувашскими национально-культурными обществами. Кроме того, традиционного в нашей республике стало проведение Всечувашского праздника «Акатуй», который в этом году прошел уже в седьмой раз.



Сейчас Акатуй является для обычного человека не только праздником в честь окончания весенне-полевых работ, подведения их итогов, но возможностью встретиться с родными, друзьями, ознакомиться с историей и традициями малой родины, поучаствовать в различных спортивных состязаниях, посмотреть выступления коллективов художественной самодеятельности и др.



Список источников и литературы:

1. Димитриев, В.Д. Чувашские исторические предания. – Чебоксары: ЧКИ. 1893. - С. 112.

2. Егоров, Н.И. Праздники и календарные обряды. // Культура чувашского края. Чебоксары, 1994. – С. 225.

3. Мадуров, Д.В. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. / Д.В. Мадуров. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во. 2004. – С. 146.

4. Чувашская энциклопедия. Т. 1: A - E/ [Ред. совет: Н. В. Федоров (пред.) и др.; Редкол.: В. С. Григорьев (гл. ред.) и др.]. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, - 2006. - 587, [3] с.

5. Элле, Кузьма Васильевич. Акатуй [Текст: электронный ресурс] / К.В. Элле; Чуваш. науч.-исслед. ин-т социально-культурного стр-ва. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 41 024 582 байт). - Чебоксары: Национальная библиотека Чувашской Республики, 2012.

6. Анисахарова, О.В. Традиционные праздники чувашского народа [Электронный ресурс]: [о чувашских праздниках и обрядах] / О.В. Анисахарова. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 159 191 байт). - // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2006. - № 5. - С. 75-84.

7. Шарафутдинов, Дамир Рауфович. Языческие обряды финно-угорских народов и чувашей [Текст: электронный ресурс] / Дамир Рауфович Шарафутдинов. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 338 КБ). - // Гасырлар авазы = Эхо веков. - 2011. - № 3/4. - С. 298-304: ил.



Аннотации к фотодокументам
1. Музыкант во время игры на шӑпӑр (хӑмпӑ – пузырь, волынка) на празднике «Акатуй» в с. Яншихово-Норваши Янтиковского района. 1933 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 450.

2. Выступление чувашского хора на празднике «Акатуй» в д. Кошкино Чувашской АССР. 1933 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 2654.

3. Колхозники во время покупки товара на празднике «Акатуй» в Вурнарском районе Чувашской АССР. 1933 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 2655.

4. Музыканты во время игры на скрипке (сӗрме купӑс, хӑма купӑс) на празднике «Акатуй» в Вурнарском районе Чувашской АССР. 1934 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 2656.

5. На праздновании «Акатуй» в с. Батырево Чувашской АССР. 1935 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 14349.

6. Заслуженная артистка Чувашской АССР А.И. Токсина (слева) с хором во время выступления на празднике «Акатуй» в Козловском районе Чувашской АССР. 1935 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 16811.

7. На празднике «Акатуй» в Козловском районе Чувашской АССР. 1936 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 650.

8. Выступление музыкантов колхоза д. Вурман-Касы Вурнарского района на районном празднике «Аакатуй». 1936 г. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 13513.

9. Праздник «Акатуй» в Батыревском районе Чувашской АССР. 1950-1952 гг. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 13801.

10. Выступления сводного хора на республиканском празднике «Акатуй», посвященном празднованию 75-летия со дня образования чувашской автономии и 1100- летия Волжской Булгарии, на стадионе «Труд» в парке культуры и отдыха «Лакреевский лес». 24.06.1995. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 27251.

11. Хоровод самодеятельных артистов из разных районов Чувашской Республики на республиканском празднике «Акатуй», посвященном празднованию 75-летия со дня образования чувашской автономии и 1100- летия Волжской Булгарии, на стадионе «Труд» в парке культуры и отдыха «Лакреевский лес». 24.06.1995. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 27252.

12. Гости из других регионов России на республиканском празднике «Акатуй», посвященном празднованию 75-летия со дня образования чувашской автономии и 1100- летия Волжской Булгарии, на стадионе «Труд» в парке культуры и отдыха «Лакреевский лес». 24.06.1995. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 27253.

13. На республиканском празднике «Акатуй», посвященном празднованию 75-летия со дня образования чувашской автономии и 1100- летия Волжской Булгарии, на стадионе «Труд» в парке культуры и отдыха «Лакреевский лес». На снимке: зрители на празднике на переднем плане слева направо: Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Э.А. Аблякимов, летчик – космонавт, дважды Герой Советского Союза А.Г. Николаев, Президент Чувашской Республики Н.Ф. Федоров. 24.06.1995. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 27254.

14. Представители Козловского района на праздничном шествии на республиканском празднике «Акатуй», посвященном празднованию 75-летия со дня образования чувашской автономии и 1100-летия Волжской Булгарии, на стадионе «Труд» в парке культуры и отдыха «Лакреевский лес». 24.06.1995. Коллекция фотодокументов БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, № 27389.


В.Н. Сохорова