Одним из известных композиторов и дирижеров, внесшим огромный вклад в развитие хорового искусства Чувашии является Аристарх Гаврилович Орлов-Шузьм. За плечами музыканта несколько десятилетий работы с профессиональными и любительскими коллективами республики. И все эти годы яркая, артистически темпераментная натура дирижера импонировала как слушателям, так и исполнителям. Вся его жизнь была отдана служению музыке. В честь 110-летия со дня его рождения хочется вспомнить о музыканте, ставшем легендой в чувашском искусстве.
Аристарх Гаврилович Орлов-Шузьм родился 4 (17) апреля 1914 г. в д. Ойкасы Ядринского уезда (ныне Цивильского МО Чувашской Республики) в семье крестьянина [1. Л. 120 об., 123].
Он окончил семь классов Визикасинской средней школы, затем обучался в Чувашском государственном музыкальном техникуме. Большое влияние на создание музыкальной атмосферы в доме оказала мать будущего композитора, Мария Евлампьевна. У нее был прекрасный голос, она пела в церковном хоре.
В творчестве Аристарха Гавриловича заметна тенденция к эстрадным формам, которая проявлялась уже в первых его произведениях. Занимаясь в классе сочинения Владимира Михайловича Кривоносова, активно проявилась его исполнительская и композиторская одаренность, он гармонизовал чувашские народные песни, начал писать и свои собственные. Одна из лучших обработок Аристарха Гавриловича стала гостевая песня «Авăнмасăр, вăй хумасăр» (Трудовая колхозная), написанная им в 1933 г. и сразу же стала популярной в народе. Так, песенно-хоровой жанр сразу определился как ведущий в его творчестве. Музыкальный техникум Орлов-Шузьм окончил по специальностям «инструктор хора» и «композитор-теоретик».
После окончания техникума в 1935 г. по направлению Народного комиссариата просвещения Чувашской АССР проходил педагогическую практику в Ядринском педагогико-физкультурном техникуме, где вел предметы, связанные с музыкой. В 1936 г. призван в ряды Красной армии. Службу проходил в Ярославской военной автотехнической школе, где был назначен руководителем красноармейской самодеятельности [3. Л. 26–29].
В 1937 г. вернувшись на родину после демобилизации работал альтистом и помощником дирижера симфонического оркестра Чувашской государственной филармонии. С 1938 г. трудился артистом в Чувашском государственном симфоническом оркестре, тогда же он организовал студенческий ансамбль песни и пляски в пединституте. А в начале 1939 г. ему предложили возглавить Чувашский государственный ансамбль песни и пляски. Но, проработав год, оставил ансамбль. Решив получить высшее музыкальное образование, он поступил в Ленинградскую государственную консерваторию, где в 1940–1941 гг. обучался по классу композиции у профессора Михаила Фабиановича Гнесина. С 1940 г. являлся членом Союза композиторов СССР [3. Л. 24–25 об.].
По окончанию учебы, с сентября 1941 г. Аристарх Гаврилович вновь вступил в должность руководителя ансамбля. Под его руководством коллектив побывал во многих городах СССР, в которых демонстрировал расцвет чувашского искусства, но в связи с началом Великой Отечественной войны ансамбль временно прекратил свою работу.
В годы войны Орлов-Шузьм работал и жил в Чебоксарах, исполнял обязанности директора Дома народного творчества, являлся художественным руководителем филармонии, а также руководил художественной самодеятельностью Чебоксарского электроаппаратного завода, который был организован на базе эвакуированного Харьковского электромеханического завода. Дважды, в 1942 г. и 1943 г., его направляли в действующую армию и на Северо-Западный фронт в качестве дирижера, где он оказывал творческую помощь красноармейской самодеятельности.
Аристарх Гаврилович более 40 лет руководил профессиональными и самодеятельными коллективами. После окончания войны, с 1945 по 1950 год, трудился в Чувашском музыкальном училище в должностях директора и преподавателя по дирижерско-хоровому классу. С 1950 по 1951 год обучался на курсах повышения квалификации при Московской государственной консерватории в классе профессора Анатолия Николаевича Александрова. После обучения, около семи лет, жил и работал в г. Нальчик и руководил Кабардино-Балкарским государственным ансамблем песни и пляски. По возвращению в Чебоксары трудился художественным руководителем Чувашского самодеятельного народного хора, Государственного ансамбля песни и танца, хора комитета по телевидению и радиовещанию, руководил художественной самодеятельностью Чебоксарского хлопчатобумажного комбината и т.д.
К основным его сочинениям и музыкальным произведениям относятся «Кĕтнĕ хăна юрри» (Песня желанного гостя) и «Хĕл илемĕ» (Зимняя краса). Известность получили обработки народных песен из репертуара Чувашского народного хора – «Орпаш ойне» (В поле Орбаша), «Микитин», «Хуньăм хĕрĕ» (Дочь тестя), «Атăл хĕрĕн юрри» (Песня волжанки), «Сада чечек лартмасан» (Если не сажать цветы). Он автор музыкальной комедии, оперетты и двух опер (все на либретто И.С. Максимова-Кошкинского). Наибольшую популярность завоевала музыкальная комедия «Çĕмĕрт çеçки çурăлсан» (Когда расцветает черемуха). Музыка ее проникнута светлыми, ликующими настроениями, мелодична и легко запоминается. В 1969 г. поставлена на сцене опера «Çăлтăр витĕр çул» (Звездный путь) на сюжет драмы Федора Павловича Павлова «Ялта» (В деревне).
Как отмечено в творческой характеристике Аристарха Гавриловича, в работе он отличался энергичностью, строгостью и справедливостью, умел создавать творческую атмосферу, увлекать к познанию и раскрытию содержания исполняемого произведения. Свой большой музыкальный вкус, опыт и знание умело передавал исполнителям, чем добивался предельной выразительности исполняемого произведения [3. Л. 30–32].
За большие заслуги в области музыкального искусства получил широкое общественное признание. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР» (1960) [2. Л. 73], «Народный артист Чувашской АССР» (1961) и «Заслуженный артист РСФСР» (1971) [2. Л. 73]. Его деятельность отмечена орденом «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», почетными грамотами Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР и многими другими наградами.
Орлов-Шузьм ушел из жизни 9 августа 1996 г. Память о нем останется как о талантливом композиторе, как об одном из лучших хоровых дирижеров Чувашии. Аристарх Гаврилович является одаренным музыкантом, отдавшимся со всей полнотой своему делу, никогда не терявшим жизнерадостности и энергии.
_______________
1. ГИА ЧР. Ф. 557. Оп. 9. Д. 96.
2. ГИА ЧР. Ф. Р-1041. Оп. 6. Д. 500.
3. Там же. Д. 979.
Н.Ю. Толстова
62-14-95