111 лет назад, 14 июля
Уроженец д. Сявал-Сирма Ядринского уезда Казанской губернии (ныне
Красноармейского МО Чувашской Республики) получил профессиональное образование
сначала в Чувашском музыкально-театральном техникуме (1928–1932), а затем – на
дирижерско-хоровом факультете Московской государственной консерватории
(1935–1942).
С
В Государственном историческом архиве Чувашской Республики в фонде редакции
республиканского литературно-художественного
и публицистического журнала «Ялав»
(Ф. Р-1933) отложились некоторые документы Филиппа Мироновича. Среди них нотные
записи, тексты песен на его музыку, программы концертов, воспоминания об
учителях В.П. Воробьеве, Ф.П. Павлове, В.А. Ходяшеве и советском
композиторе и дирижере И.О. Дунаевском, а также воспоминания разных лиц о
нем, карандашный портрет и фотографии, снятые индивидуально, в кругу семьи, в
группе с деятелями культуры и искусства Чувашии и др.
В этом году Чувашский государственный ансамбль песни и танца отмечает 100
лет. Поэтому в этот юбилейный год мы представляем вниманию читателей
сохранившиеся в фонде редакции воспоминания Филиппа Лукина о работе в ансамбле
и выезде в начале
Воспоминания композитора, хорового дирижера и педагога Ф.М. Лукина
о годах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
5-6 июня
Я начал работу в
ансамбле с июня
Первые годы моей работы в ансамбле были связаны с тяжелыми годами для нашей страны, когда она вела изнурительную войну с немецко-фашистскими войсками. В связи с призывом в армию многих мужчин, мужской состав ансамбля был небольшой, и он тогда находился в ведении Чувашского академического театра. Помнится, наряду с концертной деятельностью, нам приходилось принимать участие в музыкальном оформлении спектаклей. Не могу не отметить, что несмотря на тяжелые условия, артисты ансамбля работали самозабвенно, с полной отдачей сил и пониманием долга.
В конце года поступило
распоряжение из Москвы, что в начале
24 января
В конце января выехали на Брянский фронт, где пробыли до конца февраля. Затем нас перебросили на Калининский фронт, где мы пробыли до 9 апреля. За два с половиной месяца мы дали более ста концертов для воинов действующих армий. На Калининском фронте нам не раз приходилось выступать недалеко от передовых позиций под разрывы бомб и снарядов. Но мы не дрогнули. Выступления наши неизменно проходили с большим успехом. Многие номера программы биссировались.
В программу концертов входили русские, украинские, белорусские и чувашские народные песни и танцы, а также песни советских композиторов.
Большим успехом пользовались также выступления солистов ансамбля А. Казаковой, З. Павловой (возможно, Селивановой. – Прим. автора), О. Агаковой, И. Шубина, А. Клюшниковой, танцоров А. Малышкиной, Л. Ульяновой и Т. Капустиной.
О концертах ансамбля широко освещали во фронтовых газетах. В конце поездки командование 3-й ударной армии Калининского фронта за подписью генерала-полковника Галицкого всех артистов ансамбля в отдельности наградило почетной грамотой. По возвращении на родину ряд артистов ансамбля были награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.
С конца
Значительным моментом в деятельности ансамбля явилась проведенная впервые в Чебоксарах бригадой Всесоюзного радио звукозапись чувашской музыки. Хором ансамбля и его солистами было записано свыше 80 произведений.
Работая вместе с
талантливым композитором Г.С. Лебедевым, мы всегда старались продолжать
традиции, заложенные замечательными мастерами национального хорового искусства
первыми его руководителями – Ф. Павловым, С. Максимовым и В. Воробьевым. В
начале
ГИА ЧР. Ф. Р-1933. Оп. 1. Д. 392. Подлинник. Рукопись.
______________
1. Композитор Ф.М. Лукин после окончания
Московской государственной консерватории. Не ранее
2. Чувашский
государственный ансамбль песни и пляски на гастролях в действующих частях
Калининского фронта.
3–6. Воспоминания композитора, хорового дирижера и педагога Ф.М. Лукина о годах
Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. 5-6 июня
О.В. Александрова
62-14-95