Массовая мобилизация населения Чувашской
АССР в действующую армию вызвала с началом Великой Отечественной войны острый дефицит рабочих рук. Одним из источников его восполнения стали граждане, эвакуированные на территорию республики из западных и северо-западных районов
страны.
Важнейшая роль в организации быта
эвакуированных и их трудоустройства на местах с осени 1941 г. принадлежала специальным
уполномоченным Управления по эвакуации населения при Совете по эвакуации. Свою
деятельность уполномоченные должны были координировать с местными органами
власти [7, с. 9].
В аппарате уполномоченного Управления по
эвакуации населения наряду с должностями инспекторов по детским учреждениям, по
жилищно-бытовому устройству и медицинскому обслуживанию эвакуированных, по
снабжению эвакуированного населения, по продвижению эшелонов и по работе
эвакопунктов предусматривались также штатные должности инспекторов по
трудоустройству.
До декабря 1941 г., как писал В.Г.
Григорьев, «вопросами трудоустройства эвакуированного населения в районах… по
серьезному никто не занимался. Многие из них устраивались на работу сами, но
точного учета, кто где работает, не было» [3, с. 6]. В этой связи председателям
районных исполкомов Советов было предписано в срок до 20 декабря 1941 г.
представить, во-первых, поименные списки нетрудоустроенных эвакуированных
граждан с указанием специальности и года рождения, а во-вторых, цифровые сведения
о количестве эвакуированных граждан, занятых на работах в колхозах, на
предприятиях, в учреждениях, в артелях промысловой кооперации и т.п. [3, с. 6;
13, с. 3]
Постановлением Совнаркома СССР от 31
января 1942 г. Управление по эвакуации населения было ликвидировано, работа по
хозяйственному устройству эвакуированных граждан легла на совнаркомы союзных и
автономных республик, краевые и областные исполкомы Советов. Последним было
разрешено на основе аппарата бывших уполномоченных создать отделы по хозяйственному
устройству эвакуированного населения [7, с. 27-27об.].
В феврале 1942 г. было разработано, а в следующем
месяце разослано по районам «Временное положение о работе инспектора по
трудоустройству эвакуированного населения в городах и районах», более
развернутое по сравнению с предшествовавшими обязанностями инспекторов. Из
нововведений можно отметить право инспекторов через местные органы власти
вносить предложения об организации курсов подготовки и переподготовки
эвакуированных граждан для получения ими квалификации и устройстве на работу в
промышленности и сельском хозяйстве. Особо подчеркивалось, что в целях
наибольшего вовлечения в производство и на работу в сельское хозяйство женщин,
имеющих детей, инспекторы были обязаны через местные органы принимать меры к
расширению существовавшей сети детских садов и детских площадок [7, с. 14-15].
Это наглядно свидетельствует об остроте данной проблемы и ее понимании со
стороны республиканских властей.
С марта 1942 г. районным инспекторам по
трудоустройству было вменено в обязанность два раза в месяц представлять данные
о ходе трудоустройства эвакуированных граждан и ряде других вопросов [2, с. 24;
3, с. 82]. Позже по районам была разослана телеграмма за подписью председателя Совнаркома Чувашской АССР А.В. Сомова о
необходимости ежедекадно (1-го, 10-го и 20-го числа) присылать сведения о
трудоустройстве эвакуированного населения. Хотя в реальности, как отмечали
заместитель председателя Совнаркома Чувашской АССР В.Г. Григорьев и начальник
отдела Совнаркома Чувашской АССР по хозяйственному устройству эвакуированного
населения Н.В. Жуков, данное распоряжение не выполнялось: информация или вообще
не присылалась, или составлялась небрежно [3, с. 137, 155].
Большое внимание вопросам трудоустройства
уделялось во время переучета эвакуированного населения в феврале-марте 1942 г.
и июня-июля 1943 г.: собирались сведения о специальности (профессии)
эвакуированных граждан, их прежнем и настоящем месте работы, причинах
нетрудоустройства. Следовало не только принимать меры к устройству на работу
эвакуированных, но и выявлять граждан, трудившихся не по специальности [6, с. 45-45об.].
По итогам проверки бытовых условий жизни
эвакуированных граждан и их трудоустройства Совнаркомом Чувашской АССР
принимались соответствующие постановления, в которых местным властям
предлагалось принять решительные меры по обеспечению трудоустройства
эвакуированных граждан. В частности, можно отметить принятые весной-летом 1942
г. постановления «О состоянии трудового и бытового устройства эвакуированного
населения» (20 марта), «О состоянии работы среди эвакуированного населения в
Урмарском районе» (26 апреля), «О приеме и трудоустройстве эвакуированного
населения в Ишлейском районе» (31 июля) [7, с. 29-30, 47-48; 8, с. 3-5].
Одной из главных задач центральных и
местных органов власти было не просто обеспечение занятости эвакуированных
граждан, а по возможности максимально эффективное использование их умственных и
физических способностей, в соответствии с полученной ранее специальностью. Тем
более что и многие граждане, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Риги и
других крупных городов, естественно, хотели работать не в колхозе, а по своей
основной профессии.
В Государственном историческом архиве
Чувашской Республики, в фондах исполнительных комитетов Советов, сохранилось
немало документов, где эвакуированные граждане просят их трудоустроить именно
по специальности. В качестве примера можно привести заявления граждан Латвийской
ССР, эвакуированных в Первомайский район. Данные обращения были направлены в
Первомайский райисполком во второй половине июля 1941 г.: инженер-химик В.Х.
Гродзинский писал, что колхоз не испытывает недостатка в рабочей силе, за две
недели его привлекали к полевым работам лишь на пару дней, хотя он мог быть
полезен по своей специальности; с таким же заявлением в райисполком обратилась
С.И. Каганович, тоже инженер-химик по специальности. М.Е. Даненгирш просил
разрешить ему как специалисту в области кожевенного и обувного дела выехать
вместе с семьей в г. Горький, где данная отрасль хорошо развита и «дабы Вас
больше не обременять»; туда же хотел уехать О.А. Сотник для работы чертежником
на заводе. Просьба о предоставлении разрешения уехать в г. Горький или
любой другой город с целью трудоустройства кожевником поступила от комсомольца
В.Х. Бейлкиндаса. В.А. Мунцис просил
помочь ему найти работу фрезеровщика [5, с. 10–13, 25, 29, 36, 61].
Но, к примеру, с трудоустройством
учителей по специальности во многих случаях возникала трудность в том плане,
что эвакуированные граждане не знали чувашского языка. Это, в свою очередь,
служило побуждающим мотивом при первой возможности получить разрешение на выезд
в другой район к родным (чаще всего в Татарскую АССР, на Урал или в Среднюю
Азию) [4, с. 118об. - 119].
Многие эвакуированные в силу сложившейся
ситуации вынуждены были трудиться на самых тяжелых, неквалифицированных работах.
Так, сотрудница Ленинградского областного учительского института В.В. Орехова, эвакуированная
в г. Чебоксары, в письме М.И. Калинину в октябре 1942 г. писала (орфография
автора сохранена): «Я, педагог, с 25-летним стажем, работаю уже 9 месяцев
прачкой. Жизнь и работа ужасно тяжела, но, помня просьбу мужа спасти и
сохранить детей, я ни с какой работой не считаюсь… Боюсь, что силы надорву я и
тогда дети останутся и без отца и без матери…» [1, с. 136].
Работать должны были все: «в этот
ответственный период отечественной войны не может быть ни одного
трудоспособного, остающегося вне участия на работе» – указывалось в письме
председателя Совнаркома Чувашской АССР А.В. Сомова в адрес председателей
райисполкомов [10, с. 188]. Даже многодетные матери в начальный период войны не
могли претендовать на дополнительное обеспечение ввиду отсутствия средств,
относительно них предлагалось лишь устройство детей в ясли и детский сад и
предоставление работы в первую очередь, по отношению к другим категориям
эвакуированных граждан [9, с. 48]. Женщинам с временной нетрудоспособностью (по
беременности) предписывалось предоставлять легкую работу в колхозах в
предродовой и послеродовой период [9, с. 77].
В целом внимательное отношение властей к вопросам трудоустройства эвакуированных граждан позволило, с одной стороны, восполнить дефицит рабочей силы в Чувашской АССР, главным образом в сельском хозяйстве, а с другой стороны дало возможность эвакуированному населению обеспечить себе прожиточный минимум и выжить в трудных условиях военного времени.
Список источников и литературы
1. Государственный исторический архив
Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. Р-427. Оп. 9. Д. 25.
2. ГИА ЧР. Ф. Р-820. Оп. 8. Д. 248.
3. ГИА ЧР. Ф. Р-821. Оп. 4. Д. 97.
4. ГИА ЧР. Ф. Р-827. Оп. 1. Д. 234.
5. ГИА ЧР. Ф. Р-827. Оп. 1. Д. 235.
6. ГИА ЧР. Ф. Р-835. Оп. 1. Д. 352.
7. ГИА ЧР. Ф. Р-1263. Оп. 1. Д. 29.
8. ГИА ЧР. Ф. Р-1263. Оп. 1. Д. 30.
9. ГИА ЧР. Ф. Р-2021. Оп. 3. Д. 2.
10. ГИА ЧР. Ф. Р-2021. Оп. 3. Д. 5.
Н.Ю. Толстова
62-14-95