Период в истории России с 1598 г. по 1613 г. известен как Смутное время. Он ознаменован стихийными бедствиями, самозванством и внешним вмешательством, тяжелейшими государственно-политическим и социально-экономическим кризисами. В истории Чебоксар оно отмечено острой социальной борьбой, в ходе которой город несколько раз захватывали восставшие крестьяне и казаки, а также ссылкой в Никольский девичий монастырь Марии Шестовой, чей внук Михаил Фёдорович Романов в 1613 г. был избран Земским собором царём.
Мария Тимофеевна Шестова – дворянка, бабушка (по матери) основателя новой царской династии Романовых – Михаила Фёдоровича (1596–1645), помещица Костромского и Угличского уездов. В 1601 г. как родственница бояр Романовых, обвиненных в заговоре против царя Бориса Годунова, была приговорена к пострижению в Казанском девичьем монастыре г. Алатырь, однако по царскому указу от 3 июля 1601 г. была сослана в Никольский женский монастырь в Чебоксарах, где 2 августа пострижена в монахини. Шестова жила в монастыре под охраной и через несколько лет умерла. По устному преданию, её могила находилась в склепе под правым приделом собора Николая Чудотворца. В январе 1913 г., в связи с 300-летием царской династии Романовых, в Чебоксары прибыла комиссия под руководством казанского губернатора М.В. Стрижевского, которая вскрыла и изучила останки Шестиовой в склепе собора (по завершении раскопок они были торжественно захоронены там же). Комиссия подтвердила, что останки принадлежат Шествой.
О том, как проходили раскопки можно прочитать в приведенном ниже документе и статьях из периодических изданий за 1913 г.
Из летописи Николаевского собора о раскопках, проведенных губернской комиссией по расследованию предания о могиле бабушки царя Михаила Фёдоровича Романова Марии Шестовой. Не ранее 20 января 1913 г.
1913 год в жизни прихожан Николаевского собора ознаменовался необыкновенным событием. 19 января граждане града Чебоксар и в частности причт и прихожане Николаевского собора были оповещены о прибытии экстренно начальника Казанской губернии и викария, Казанского архипастыря епископа Чистопольского Анастасия для производства раскопок в склепе Николаевского собора под при дельным во имя Св[ятителя] и Чудотворца Николая храмом. Под этим храмом имеется склеп, а в склепе устроен кирпичный пол, а в полу до раскопок под самым алтарем храма устроено было возвышение, этак четверти на две-три над полом из камня в виде надмогильной насыпи или в виде крышки гроба.
По изустному преданию граждан града Чебоксар, а наипаче прихожан Николаевского собора, под храмом в этом склепе должна быть погребена теща боярина Филарета Никитича - бабка с матерней стороны царя Михаила Феодоровича, боярыня Мария Шестова или Шестунова, которая, действительно, что исторически доказано, была сослана царем Борисом Годуновым в Чебоксарский Предтеченский девичь монастырь - так в старину именовался Николаевский собор, и такое наименование получил впоследствии по упразднении монастыря и превращении монастыря в приходской храм.
19 января вечером в Чебоксары, действительно, прибыли начальник губернии Михаил Васильевич Стрижевский и преосвященнейший Владыко Анастасий; встретить его преосвященство собралось все градское духовенство в покоях о. настоятеля Чебоксарского мужского монастыря. По встрече и принятии благословения Владыко сообщил, что, действительно, цель его приезда, помимо обзора церквей, есть производство раскопок в склепе под Николаевским собором.
20-го января утром Владыко до литургии прибыл в Николаевский собор и, встреченный по архиерейскому чину, в сослужении местного о. благочинного, местного священника и других иереев совершил панихиду по боярине-инокине Марии в храме, и литию под храмом в склепе, а затем по благословении Владыки, отправившегося в Введенский собор служить литургию, в присутствии начальника губернии губернским инженером начаты были раскопки склепа.
Действительно, была обнаружена могила и гроб-колода, немного сохранившаяся в изглавии; были найдены женский череп с прекрасно сохранившимися волосами каштанового цвета, заплетенными в две косы и в волосах украшение из слюды в виде бабочки; затем довольно сохранившаяся мантия, чётки, шерстяные грубой выделки чулки, и части башмаков - коты. Все это и несколько сохранившихся костей по освидетельствовании и в присутствии возвратившегося Владыки, начальника губернии, о. благочинного, местного священника, инженера, врача и полицейской власти было опечатано, положено в новый гроб и зарыто. И опять была совершена Владыкой во сослужении местных благочинного и священника панихида, а акт о производстве раскопок и того, что было найдено, с заподписанием всех присутствовавших, передан начальнику губернии для представления на благовоззрение государя императора.
ГИА ЧР. Ф. 325. Оп. 1. Д. 19. Л. 48 об.- 49 об. Подлинник.
Статьи о раскопках, произведенных комиссией под руководством казанского губернатора Михаила Васильевича Стрижевского 20 января 1913 г. в г. Чебоксары.
Казанская хроника. Чебоксары (Телеграмма от нашего корреспондента)
В виду слухов по случаю юбилея Дома Романовых, что в Иоанно-Предтеченской церкви похоронена бабка царя Михаила Федоровича, особая комиссия из казанского губернатора, губернского инженера, епископа Анастасия в воскресенье 20-го января производила исследование гробницы под алтарем. Подробности вскрытия будут сообщены дополнительно.
Газета «Казанский телеграф». 1913. 22 января. С. 3.
20 января комиссия в составе губернатора М.В. Стрижевского, епископа Анастасия, губернского инженера Н.М. Андреева и правителя канцелярии губернатора Н.М. Данилова произвела раскопку в склепе Предтеченской церкви г. Чебоксар, где по преданию была похоронена бабка по женской линии царя Михаила Федоровича княгиня Мария Шестунова; в могилебыл обнаружен дубовый гроб-колода и в нём некоторые кости скелета; сохранились волосы каштанового цвета, заплетенные в две косы, монашеская одежда из плотной шерстяной материи, шерстяные чулки и шерстяная нитка, на которой были нанизаны четки, но самые четки истлели. По всей обстановке видно, что здесь похоронена монахиня, очевидно, знатного происхождения. По осмотре останки положены были на старое место и закрыты землей. В приделе над склепом преосвященным Анастасием была отслужена панихида.
Газета «Известия по Казанской епархии». 1913. № 7. 15 февраля. С. 250.
А.Ю. Гусарова
62-14-95