Государственный исторический архив
Чувашской Республики
13.04.2007
Из истории изучения русского языка в школах Чувашии
2007 год – год русского языка

Когда-то население Чувашии почти сплошь было неграмотным и плохо владело не только письменным, но и разговорным русским языком. В годы Советской власти вопросами образования активно занимались органы государственной власти и партийные органы. Под их руководством в довоенный период были достигнуты определенные успехи в изучении русского языка учащимися национальных школ.

В 1930-е годы в целях выявления у учащихся знаний по русскому языку Наркомпросом ЧАССР проводились массовые обследования школ. В документах отмечалось: «В письменных работах в среднем на одного ученика по республике приходится 6,3 ошибки, в отдельных школах до 32 ошибок… Характерные ошибки в работах чувашских детей: на безударные гласные, звонкие и глухие согласные, мягкий знак в конце и середине слов, падежные окончания существительных и прилагательных, личные окончания, пунктуация».

9 апреля 1938 года было принято совместное постановление Совнаркома ЧАССР и обкома ВКП(б) «Об обязательном изучении русского языка в чувашских, татарских и мордовских школах Чувашской АССР». Оно вышло в свет во исполнение постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 13 марта 1938 года «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей».

Документ составлен по правилам административно-командной системы, с использованием выдержек и цитат из постановления вышестоящего органа. Главная мысль констатирующей части постановления – «преподавание русского языка в чувашских, татарских и мордовских школах ЧАССР поставлено неудовлетворительно». Одной из причин этого в духе того времени названа «подрывная работа контрреволюционных троцкистско-бухаринских и буржуазно-националистических элементов». Разумеется, причины были другие. В документах органов народного образования тех лет указано: «Работа учителей русского языка и литературы в чувашских и татарских школах проходит в трудных условиях. Эти трудности вызваны отсутствием программ, учебников и низким качеством уже существующих учебников». Отмечалась низкая профессиональная подготовка преподавателей русского языка и особенно слабое владение русским языком преподавателей других дисциплин.

Причины необходимости обязательного изучения русского языка, указанные в документе, вполне реальны и не потеряли актуальности до настоящего времени:

знание русского языка – мощное средство межнационального общения;

овладение языком способствует усовершенствованию национальных кадров в области науки и техники;

знание русского языка необходимо для успешного несения всеми гражданами воинской службы.

В распорядительной части постановления 10 пунктов. Основные моменты: ввести обязательное изучение русского языка во всех чувашских, татарских и мордовских школах республики начиная со 2 класса, пересмотреть учебные программы, увеличив количество часов по языку и литературе, подготовить и издать новые буквари, учебники, словари, наглядные пособия, методическую литературу, переподготовить через курсы усовершенствования 2300 учителей. Намечены конкретные меры по улучшению качества подготовки учителей в педучилищах, пединституте и учительском институте.

Не все мероприятия были выполнены в намеченные сроки. Например, открытие аспирантуры в Чувашском государственном педагогическом институте. Но в целом постановление дало ощутимый толчок в улучшении преподавания русского языка в школах республики. Этому способствовал и постоянный контроль, который осуществлялся со стороны Наркомпроса ЧАССР, отдела школ, науки и изобретений обкома ВКП(б), райисполкомов и райкомов партии. Так, уже в 1938 году издательство в несколько раз увеличило выпуск учебников и художественной литературы школьной серии. Принимались экстренные меры, чтобы районные отделы образования могли выкупить эти книги. На проведение курсов повышения квалификации учителей русского языка было дополнительно выделено свыше 1 млн. рублей.

В дополнение к указанному постановлению 19 июля того же года было принято еще одно решение, согласно которому недельная сетка часов по русскому языку во всех классах достигла: во 2 классе – 3 ч., 3-4 кл. – 4 ч., 5-7 кл.- 6 ч., 8 – 10 кл. – 5 ч.

Любопытно отметить, что в завершающей части документа, опять-таки повторяя строки из постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), подчеркнуто, что основой преподавания в школах национальных республик и областей является родной язык». Как известно, в послевоенные годы эта установка постепенно сошла на нет, и русский язык стал языком преподавания всех других дисциплин в национальной школе. И, к сожалению, меньше стали уделять внимания преподаванию родного языка, что тоже имело негативные последствия.



Питернова В.Ф., главный специалист отдела публикации и использования докумнетов



Постановление

Совета Народных Комиссаров и Обкома ВКП(б) Чувашской АССР



№318 9 апреля 1938 г.



Об обязательном изучении русского языка в чувашских, татарских

и мордовских школах Чувашской АССР



Совет Народных Комиссаров и Бюро Обкома ВКП(б) Чувашской АССР считают, что преподавание русского языка в чувашских, татарских и мордовских школах Чувашской АССР поставлено неудовлетворительно. «Одной из основных причин такого положения в деле изучения русского языка явилась подрывная работа контрреволюционных троцкистко-бухаринских и буржуазно-националистических элементов, пролезших в отдельные звенья партийного, советского аппарата, чтобы сорвать проведение ленинского-сталинской национальной политики и подорвать братское единство народов СССР с русским народом» (из постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР)*

СНК СССР и ЦК ВКП(б) указали, что:

«Необходимость преподавания русского языка, как предмета изучения в нерусских школах, диктуется тремя основными мотивами:

Во-первых, в условиях многонационального государства, каковым является СССР, знание русского языка должно явиться мощным средством связи и общения между народами СССР, способствующими их дальнейшему хозяйственному и культурному росту.

Во-вторых, овладение русским языком способствует дальнейшему усовершенствованию национальных кадров в области научных и технических познаний.

В-третьих, знание русского языка обеспечивает необходимые условия для успешного несения всеми гражданами СССР воинской службы в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Исходя из этого Совет Народных Комиссаров и бюро Обкома ВКП(б) Чувашской АССР постановляют:

1. Ввести преподавание русского языка, как предмета изучения во всех чувашских, татарских и мордовских школах Чувашской АССР с 1 сентября 1938 года, строго руководствуясь следующими указаниями СНК и ЦК ВКП(б):

Изучение русского языка во всех чувашских, татарских и мордовских начальных школах ввести со 2-го класса и во всех неполных средних и средних школах с 3-го класса;

Определить следующий объем знаний по русскому языку для учащихся начальных, неполных средних и средних чувашских, татарских и мордовских школ:

а) учащиеся, оканчивающие начальную школу (4 класса) должны получить запас русских слов, позволяющий им понимать простую разговорную речь, излагать на руссом языке знакомые им явления из окружающей жизни, владеть элементарными навыками чтения и письма по-русски;

б) учащиеся, оканчивающие неполную среднюю школу (7 классов), должны уметь свободно и правильно выражать на русском языке свои мысли как устно, так и письменно, иметь навыки самостоятельного пользования книгой соответствующей возрасту, получить знание основ русской грамматики и синтаксиса и на некоторых примерах получить знакомство с русской литературой;

в) учащиеся, оканчивающие среднюю школу (10 классов), должны знать основные законы и правила русского языка, уметь свободно читать, т.е. понимать художественную и научную литературу и передавать устно и излагать письменно содержание прочитанного, а также свои мысли правильным русским языком.

Внести изменения в действующие учебные планы начальных, неполных средних и средних чувашских, татарских и мордовских школ, отведя в них на изучение русского языка в учебную неделю:

а) в начальных школах:

2 класс – 2 часа

3 класс – 4 часа

4 класс – 4 часа

б) В неполных средних и средних школах:

3 класс - 4 часа

4 класс - 4 часа

5 класс - 5 часов

6 класс - 5 часов

7 класс - 5 часов

8 класс - 4 часа

9 класс - 4 часа

10 класс - 4 часа

II. Поручить Наркомпросу Чувашской АССР в соответствии с задачей изучения русского языка и новым учебным планом, к 1 мая пересмотреть соответствующие программы по русскому языку для чувашских, татарских и мордовских школ, не допуская перегрузки программ учебным материалом.

«Предусмотреть в программах по русскому языку для 5-7 классов изучение, в порядке литературного чтения, лучших образцов художественной литературы с тем, чтобы, начиная с 8-го класса, приступить к изучению систематического курса русской литературы, выделив в этих целях из общего количества часов, отводимых на русский язык в 8, 9 и 10 классе по 2 часа в неделю» (из решения СНК и ЦК ВКП(б).

Предложить Наркомпросу и Чувашгизу составить и издать к началу 1938/39 учебного года букварь, книги для чтения, учебники, учебники русского языка и русско-чувашский словарь, учитывая особенности изучения русского языка в чувашских школах.

Обязать Наркомпрос и КОГИЗ** к новому учебному году обеспечить своевременный завоз учебно-наглядных пособий по русскому языку (орфографические таблицы, картины по развитию речи) для всех чувашских школ республики, а также буквари, книги для чтения, учебники русского языка и русско-национальные словари для татарских и мордовских школ.

К началу учебного года пополнить школьные библиотеки серией художественной детской литературы на русском языке для классного и внеклассного чтения учащихся.

Установить, как правило, что преподавание русского языка в начальных школах должно вестись учителями, владеющими родным языком учащихся.

Учитывая, что учителя начальных школ и начальных классов неполных средних и средних нерусских школ не имеют достаточной подготовки для преподавания русского языка, обязать Наркомпрос Чувашской АССР переподготовить через краткосрочные курсы по русскому языку 2300 учителей.

В связи с тем, что к настоящему времени недостает учителей начальных школ, а также значительное количество работающих учителей начальных школ не имеет необходимой подготовки, в целях укомплектования учителями начальных школ и улучшения состава учителей, обязать Наркомпрос Чувашской АССР подготовить через краткосрочные курсы 200 учителей из числа окончивших средние школы.

Обязать Наркомпрос в учебные планы летних сессий заочников, обучающихся по программе педучилища, включить изучение русского языка с тем, чтобы подготовить их к преподаванию русского языка в начальных школах, соответственно увеличив срок обучения на заочных сессиях до 2,5 месяцев.

Для переподготовки преподавателей русского языка в неполных средних и средних чувашских, татарских и мордовских школах, предложить Наркомпросу организовать полуторамесячные курсы на 200 человек. На заочной сессии факультета языка и литературы особое внимание уделить преподаванию русского языка.

Просить Наркомпрос РСФСР командировать в Чувашию для руководства делом подготовки и переподготовки учителей по русскому языку 10 человек.

Отмечая, что преподавание русского языка в педучилищах и средних школах поставлено неудовлетворительно, поручить тов. Осипову*** поставить в Наркомпрос РСФСР вопрос об усилении преподавания русского языка в остающиеся месяцы учебы в выпускных классах.

Просить Наркомпрос РСФСР направить 40 преподавателей русского языка на постоянную работу в неполных средних и средних школах, педучилищах Чувашской АССР из оканчивающих ВУЗы. Также обеспечить кафедру русского языка Чувашского пединститута кадрами профессоров и преподавателей.

Предложить Наркомпросу ЧАСС и директору пединститута ввести с 1-го сентября 1938 года обязательное изучение русского языка во всех педагогических училищах, пединституте и учительском институте, в двухмесячный срок пересмотрев их учебные планы и программы с тем, чтобы лица, оканчивающие педагогические учебные заведения, хорошо владели русским языком, соответственно обеспечив эти учебные заведения преподавателей русского языка.

Просить ЦК ВКП(б) и СНК СССР разрешить создать с осени 1938 года при Чувашском пединституте аспирантуру для подготовки из национальных кадров научных работников в области русского и чувашского языка.

Предложить Наркомпросу Чувашской АССР, отделу школ, науки и изобретений ОК ВКП(б), райкомам ВКП(б) и райисполкомам организовать постоянный контроль и проверку за постановкой преподавания русского языка в чувашских, татарских и мордовских школах.



* * *

Совет Народных Комиссаров и Обком ВКП(б) Чувашской АССР предлагают Наркомпросу Чувашской АССР, РК ВКП(б) и райисполкомам в постановке преподавания русского языка в чувашских, татарских и мордовских школах строго руководствоваться следующими указаниями СНК СССР и ЦК ВКП(б):

«СНК СССР и ЦК ВКП(б) обязывают партийные и советские организации уделить должное внимание постановке преподавания русского языка в национальных школах, разоблачая и в корне пресекая буржуазно-националистические тенденции к подрыву преподавания русского языка в школах.

Вместе с тем СНК СССР и ЦК ВКП(б) подчеркивают, что родной язык является основой преподавания в школах национальных республик и областей, что исключения из этого правила, имеющие место в некоторых автономных республиках РСФСР, могут носить лишь временный характер и что тенденция к превращению русского языка из предмета изучения в язык преподавания, и тем самым к ущемлению родного языка вредной и неправильной»



Председатель Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР (подпись) Л. Спасов



Секретарь Чувашского Обкома ВКП(б) (подпись) Иванов



РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики». Ф.Р-203. Оп.1.Д.612. Л.88-93. Подлинник.



Примечания:



* Имеется ввиду постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 13 марта 1938 г., подписанное В.М. Молотовым и И.В. Сталиным

** Когиз-Книготорговое объединение государственных издательств

*** Р.И.Осипов – нарком просвещения Чувашской АССР в 1930 - е годы