Государственный исторический архив
Чувашской Республики
30.04.2010
Военные дороги архивиста П.Ф. Ермолаева
В этом году исполняется 105 лет Павлу Федоровичу Ермолаеву – одному из организаторов архивного дела в Чувашии, участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В государственном историческом архиве Чувашской Республики хранится личный фонд П.Ф. Ермолаева. В фонде представлены материалы служебной, общественной и творческой деятельности, биографические материалы, личная переписка, групповые фотографии участников курсов и совещаний архивных работников, письма с фронта и его воспоминания.

Павел Федорович Ермолаев родился в 1905 году в деревне Баланово Никольской области Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне Козловский район Чувашской Республики) в семье бедного крестьянина. На его долю выпал трудный жизненный путь. Он рано остался без родителей. Начальное образование получил в четырехклассной земской школе, затем продолжил обучение в Карачевской сельской школе второй ступени. В голодный 1921 год он приехал в Чебоксары, где с большим трудом смог устроиться на работу переписчиком в областной отдел труда. Проработав затем еще в нескольких учреждениях, в октябре 1928 года был принят в Центрархив Чувашской АССР на должность заведующего секретным архивом. С небольшими перерывами он проработал в системе архивной службы более 30 лет, до января 1971 года.

П. Ермолаев внес большой вклад в развитие архивного дела республики. Им выполнена большая работа по выявлению, комплектованию, учету, описанию и популяризации архивных документов. Павел Федорович хорошо знал состав архивных фондов. Он разработал значительное количество методических пособий, инструкций по вопросам архивоведения и делопроизводства. Он один из первых публикаторов архивных документов. Им написано более 300 статей для периодической печати и научных журналов. Труд П. Ермолаева в архивной отрасли отмечен Памятной медалью Главного архивного управления при Совете Министров СССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, Почетной грамотой МВД РСФСР и ЧАССР.

С мая 1944 по июль 1947 года П.Ф. Ермолаев служил в армии. В составе 1-го Прибалтийского фронта участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Литвы, Латвии, Восточной Пруссии. Его боевой путь отмечен медалями «За взятие Кеннигсберга», «За победу над Германией», «За боевые заслуги» и благодарностями Верховного Главнокомандующего. Большой интерес представляют его воспоминания об участии в Великой Отечественной войне.

Небольшой отрывок из его воспоминаний: «… Искусно маневрируя, используя всю мощь своего огня, наши части I-го Прибалтийского фронта в упорных боях наносят противнику тяжелые потери, выбивают их с неприступных рубежей и укреплений. Я стал ручным пулеметчиком, а затем агитатором группы. Нелегко было действовать ручным пулеметом. Надо быть самому физически сильным, как для ношения его (он весил 13 кг), так и для управления им при стрельбе. Я, как пулеметчик, при стрельбе должен быть на пять метров впереди бойцов-автоматчиков и других стрельцов.

Глубокое – это один из волостных центров Литвы. 1 июня 1944 года, на рассвете, прочесав лес, наш батальон вышел на подступы этого местечка. До восхода солнца мы должны были занять сопку, находящуюся в нескольких стах метрах от этого населенного пункта. Мы обошли сопку и по очереди стали перебегать просеку на вершине сопки под непрерывным огнем гитлеровцев, расположенных в местечке Глубокое. Во время перебежки некоторых бойцов ранило. Во время моей пробежки одна пуля чуть задела рикошетом мне лоб между бровями.

Заняв к восходу солнца вершину сопки, заросшей высокой травой, мы устроили себе огневые точки и стали выслеживать расположение гитлеровцев в Глубоком. Восходящее за нашей спиной солнце, как по заказу направленные лучи прожектора, освещало населенный пункт Глубокое. Нам хорошо были видны, как немцы копошились в этом местечке, около своих оборонительных рубежей, устанавливали в огородах станковые пулеметы, сооружали укрепления, готовились к бою. Им было плохо смотреть на горизонт против солнца, и они не могли видеть нас, замаскированных на сопке в густой, высокой траве. Мы открыли по ним огонь из пулеметов, автоматов и винтовок. Они засуетились и стали стрелять из всех видов оружия, но безуспешно. Расстояние от нас до них составляло, примерно, метров триста. Нам было удобно брать их на прицел. В какую бы сторону они не бежали, с вершины сопки мы видели их как на ладони и стреляли в них.

Трое суток мы били фашистов на этой сопке, уничтожили несколько сот фашистов, но взять Глубокое еще не могли. Трое суток мы воевали и жили без пищи – не было подвоза хлеба, а кухня не могла подъехать к нам. Трое суток без воды при жаркой погоде в первых числах июня. На четвертый день подошли наши танки и при их помощи 4 июля выбили немцев из Глубокого. Очистив путь мы пошли дальше…

На дорогах наших наступлений я видел большие потери фашистов. Это результаты упорных боев наших частей и искусного применения действия наших минометных, артиллерийских, пулеметных, снайперских расчетов…»

Порфирьева Марина Васильевна,

главный специалист отдела

микрофильмирования и реставрации документов

62-14-95