Государственный исторический архив
Чувашской Республики
22.06.2010
Малая планета «Чувашия»
Из всех картин мира, представленных перед нашими глазами, самая величественная и таинственная – картина звездного мира. Каждый из нас ночью любовался и с замиранием наблюдал за этим необозримым и бесконечным пространством, пытался определить расположение небесных светил.
Бесчисленные звезды, даже еле мерцающие на темном небе, представляют собой различные небесные тела: планеты, кометы, метеоры и др. В планетной системе есть еще великое множество очень небольших, но самостоятельных тел. Их называют малыми планетами или астероидами.

Астероиды (от др. греч. «подобный звезде») или малые планеты – это небольшие тела Солнечной системы размерами от одного километра до десятков и сотен километров. Эти объекты при наблюдении в телескоп выглядят как точки звёзд – в отличие от планет, которые при наблюдении в телескоп выглядят дисками. Подавляющее большинство астероидов движется вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера, образуя своеобразное кольцо или пояс астероидов, в который входят малые планеты. Каждая малая планета движется вокруг Солнца по своей орбите, неизменной в течение миллионов лет, и светит отраженным солнечным светом. Общая масса всех астероидов главного пояса оценивается в 3.0-3.6×1021 кг, что составляет всего около 4 % от массы Луны. Абсолютное большинство астероидов имеют ничтожную, по астрономическим меркам, массу.

Малые планеты были открыты в начале XIX века и названы именами античных божеств. Позднее астероидов стали открывать все больше и больше, и астрономы получили право называть их как угодно. Колоссальная работа по открытию и изучению малых планет проводилась в Крымской астрофизической обсерватории СССР. Только за 1981-1984 гг. советскими астрономами было открыто 220 новых астероидов. Малым планетам были присвоены имена героев военного времени, государственных деятелей и космонавтов, выдающихся деятелей науки, культуры, литературы и искусства, названия союзных республик, входящих в состав СССР, а также автономных республик.
Одной из малых планет было присвоено наименование «Чувашия». Уникальное право назвать небесное тело в честь Чувашской АССР принадлежало астроному Н.С. Черных, открывшему малую планету и по результатам исследований которого была вычислена предварительная орбита. Как правило, с момента открытия планеты до присвоения ей названия проходило несколько лет.
Малая планета была открыта 14 августа 1977 г. доктором физико-математических наук Н.С. Черных в Крымской астрофизической обсерватории. До тех пор, пока ее орбита не была вычислена, планета числилась под порядковым номером, отражающим дату открытия, т.е. имела предварительное обозначение «1977 PW1». Цифры обозначали год открытия небесного тела. Первая буква указывала на номер полумесяца в году, в котором астероид был открыт (первая половина августа), вторая - порядковый номер астероида в указанном полумесяце. Если количество астероидов, открытых в течение полумесяца, превышало 24, вновь возвращались к началу алфавита, приписывая второй букве индекс 2, при следующем возвращении — 3, и т. д. В данном случае их в полумесяце было не более 24, поэтому ко второй букве был приписан индекс 1.
Имя малая планета получила, когда ее орбита была надёжно вычислена. Первооткрывателем малой планеты Н.С. Черных были определены предварительные физические характеристики орбиты, по которой движется в пространстве небесное тело. Было подсчитано, что наклон орбиты планеты составляет 9,84 град. Сама орбита имеет форму эллипса. Это было определено с помощью эксцентриситета – одного из элементов орбиты малой планеты, характеризующего ее форму. Эксцентриситет орбиты планеты составляет 0,078 (т.е. форму эллипса имеют небесные тела, у которых эта величина меньше 1). Диаметр небесного тела равен 28 км, большая полуось составляет 3,169 астр. ед., абсолютная звездная величина - 10,5 зв. вел.
Среднее движение малой планеты вокруг Солнца составляет 0,175 град./сут. Среднее расстояние от Солнца равно 474 млн. км, минимальное расстояние от Солнца - 437 млн. км, минимальное расстояние от Земли - 288 млн. км.
Предварительные физические характеристики орбиты малой планеты стали известными к 1982 г. В указанном году СССР праздновал 60-летний юбилей своего образования. Астрономы Крымской астрофизической обсерватории в честь этого события присваивали открытым астероидам имена союзных и автономных республик СССР. Следуя этой традиции, Н.С. Черных назвал открытую им малую планету «Чувашией» в честь Чувашской АССР.
1 декабря 1982 г. учеными-астрономами из разных стран мира, входящими в Комитет по наименованию малых планет, было единогласно одобрено предложенное наименование малой планеты и утверждено на заседании Международного астрономического союза. Затем название и текст обоснования были опубликованы в Циркулярах Международного центра по малым планетам, после чего имя планеты было включено во все каталоги и таблицы. Малая планета «Чувашия» была зарегистрирована в международном каталоге малых планет под № 2670.
8 ноября 2001 г. Российской Академией наук было выдано официальное свидетельство о присвоении малой планете имени «Чувашия» в честь Чувашской Республики. Имя планеты было занесено в международное научное издание «Эфемериды малых планет», выпускаемое по поручению Международного астрономического союза Институтом прикладной астрономии Российской Академии наук.
Таким образом, название «Чувашия» есть теперь не только на земной карте, но и на звездной. Наименование малой планеты, данное в честь Чувашской Республики, является не простой церемонией награждения, а высочайшим актом признания заслуг республики в международном масштабе.
В 2009 г. в РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики» из отдела архивов Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики были переданы документы о малой планете «Чувашия», которые были описаны сотрудниками архива. Для полноты состава документов в Институт прикладной астрономии РАН был сделан запрос о предоставлении копии решения Комитета по наименованию малых планет Международного Астрономического Союза от 1 декабря 1982 г. В декабре 2009 г. от Института прикладной астрономии был получен ответ с копиями циркуляров по малым планетам, в котором содержалась информация о присвоении малой планете имени «Чувашия».
Циркуляры по малым планетам (копии) от 1 декабря 1982 г., официальное свидетельство «О присвоении малой планете имени «Чувашия» в честь Чувашской Республики» и сведения о малой планете № 2670 «Чувашия» от 8 ноября 2001 г. были включены в опись № 29 фонда № 203 «Совет Министров Чувашской Республики».

Н.В.Зайцева