Государственный исторический архив
Чувашской Республики
01.06.2011
От войны спаслись в Чувашии. К Международному дню защиты детей
Суровые испытания, которые выпали на долю людей в годы Великой Отечественной войны, с еще большей жестокостью обрушились на детей. Их надо было спасать не только от уничтожения фашистами, но и спасать от голода, болезней, создавать условия, необходимые для их жизни, учебы и развития. В Чувашскую АССР в годы войны было эвакуировано свыше 30 тыс. детей и подростков.

С первых дней войны в республику стали прибывать эшелоны и пароходы с эвакуированным населением, среди них немало детей от младенцев до подростков. Кроме детей, приехавших с родителями, в Чувашию были эвакуированы детские учреждения: Тикописский детдом Кингисеппского района Ленинградской области – размещен в селе Покровское Мариинско-Посадского района, Тивдийский детдом Кондопожского района Карело-Финской ССР – размещен в селе Порецкое. В 1941 году в республику прибыли 2 интерната и 8 детских садов из Москвы. Они были размещены в Чебоксарах, Кугесях, Комсомольском, Сутчево и Нерядово Мариинско-Посадского района, Ильинке и Каршлыхах Сундырского района. Свыше 700 детей было эвакуировано в Чувашию летом 1943 года из блокадного Ленинграда и детприемника г. Москвы. Эти дети видели все ужасы войны: бомбежки, артобстрелы, голод, потерю самых близких людей, некоторые были с ранениями, без рук, ног.

Если до войны в Чувашии было 5 детских домов, то с прибытием эвакуированных детей пришлось срочно открывать новые. Были открыты дополнительно детдома в Алдиарово Янтиковского, Ишаках и Кугесях Чебоксарского, Каршлыхах Сундырского, Явлеях Алатырского районов. Готовых помещений под детские дома, конечно, не было. Приходилось использовать здания школ, сельсоветов, клубов, почтовых отделений, перестраивать их, ремонтировать и т.д. И все это делалось с помощью предприятий, колхозов, общественности. Для питания детей колхозы выделяли продукты, брали шефство над детскими учреждениями. Ощутимой подмогой стали подсобные хозяйства, которые были организованы при всех детских домах. По данным на 25 ноября 1945 года в республике было 14 детских домов, в них воспитывалось свыше 2 тыс. детей. Часть детей - сирот была усыновлена местными жителями.

Из эвакуированных детей около половины были школьного возраста. Для их обучения при местных школах открывались дополнительные классы, закупались учебники на русском языке и языках других национальностей. Например, в 1942 году по заявке Наркомпроса ЧАССР было закуплено 18 тыс. учебников. Эстонские, латышские, литовские ребятишки обучались в Ибресях на своем родном языке. В Чебоксарах при школе №5 была организована группа детей-поляков, которых обучали учителя также польской национальности.

В конце войны детские учреждения были реэвакуированы. За детьми приезжали родители, родственники, разыскавшие своих детей на чувашской земле. Часть подросших воспитанников, уже трудоустроенных на предприятиях, осталась в Чувашии.

В Государственный исторический архив Чувашской Республики до сих пор приходят письма от бывших эвакуированных детей. Они просят выслать им архивные справки об эвакуации и заодно выражают благодарность чувашскому народу. Вот строки из письма Слободовой (Бележня) Доры Мееровны из Белоруссии: « В 1941 году моя семья, мать и нас четверо детей, были эвакуированы в д. Именево Первомайского района. Проживали с августа 1941 г. по март 1944 г. Огромное спасибо вашей республике, вашему народу, коренным жителям, что поделились с нами последними своими крохами, дали нам угол, хлеб, картофель. А главное – люди не разбирались, кто какой нации. Я, бабушка, двух взрослых внуков, постоянно рассказываю им о вашей нации и ставлю всем пример вас …»

В.Ф. Питернова

62-14-95