Государственный исторический архив
Чувашской Республики
02.02.2012
Из истории церкви с. Ишаки
В документах архивных фондов «Сретенская церковь Козьмодемьянского уезда Казанской губернии с. Ишаки», «Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Чувашской АССР» и научно-справочной библиотеке имеются следующие сведения о церкви с. Ишаки Чебоксарского района:

В статье «Село Ишаки» (Из истории местного края), опубликованном в журнале «Известия по Казанской епархии» № 43 от 15 ноября 1914 г., В. Грузинцев пишет, что между 1728-48 гг. была построена небольшая деревянная церковь во имя Сретения Господня, и селение стало называться Сретенское, Алино тож. В церкви служил настоятелем священник Лукин с диаконом Лавровым и 2-мя причетниками.

Автор утверждает, что «есть еще два предания об обретении образа св. Николая в ручье, которые говорят о бросании нашедшими его чувашами в ручей и о чудесах – наказаниях, последовавших за этим бросанием».

В 1757 г. в селе была построена деревянная часовня над упомянутым ручьем. Внутри часовни был устроен сруб, в нем была вставлена лестница для спуска к ключу, и проведен желоб наружу для пользования этой водой. После освящения воды верующие чуваши брали ее по домам и хранили как святыню.

Средства церкви настолько увеличились от притока богомольцев, что было решено строить каменную церковь, но только не у ключа, а на горе, где было расположено почти все село. Возведение храма взял на себя чебоксарский купец Д.И. Микулин на свои средства. Строительство начали в 1754 г. Церковь строили трехпрестольную – главный престол во имя св. Архистратига Михаила, правый - во имя св. Василия Великого, а левый – во имя св. Николая Чудотворца. Этот последний придел был готов первым и его освятили 25 июля 1755 г., главный был освящен 8 июля 1760 г., а правый - 24 июня 1765 г. одним и тем же архимандритом Хрисанфом – настоятелем Чебоксарского Троицкого монастыря.

К храму стали стекаться массами верующие чуваши – в особенности из Козьмодемьянского, Чебоксарского, Ядринского, Цивильского и Тетюшского уездов, а также из Буинского и Курмышского уездов Симбирской губернии. Самое большое стечение народа ежегодно бывало 8, 9 и 10 мая в дни празднования церковного праздника «Никола весенний». В эти дни функционировала ярмарка, на которую окрестные торговцы привозили много разных товаров. Число паломников достигало иногда 10 тысяч. Помещались они по избам с. Ишаки, а за неимением мест - на открытом воздухе у околицы села. Кроме изб для нужд паломников было приспособлено 20 постоялых дворов и 10 пекарень.

Особенно много богомольцев бывало в престольные праздники - 1 января, 2 февраля, 15 июля, 30 августа, 6 сентября, 8 и 23 ноября. На правом клиросе пели большей частью чуваши – ученики училища – под управлением регента, а на другом клиросе взрослые любители. Служба, пение и проповедь в праздники шла смешанная – на русском и чувашском языках. Все паломники, идущие на праздник в г. Цивильск к чудотворному образу Тихвинской Божией Матери к 26 июня, заходили по пути в с. Ишаки для поклонения Святителю Николаю.

В 1780 г. в селе был прибавлен 3-й штат священнослужителей, кроме того было около 20 келий, которые занимали вдовы и сироты. В этом же году был учрежден базар еженедельно по субботам; сначала он был у церкви, а потом перенесен вниз на полуостров, который обливался с трех сторон ручьем Кирмар, соединяющимся с рекой Унга. Это прежде болотистое место, но весьма удобное для базара, было осушено.

С течением времени средства церкви настолько увеличились, что в 1870 г. теплый храм был расширен. Придельные алтари и после перестройки остались с прежним наименованием - правый во имя св. Василия Великого, а левый во имя св. Николая Чудотворца. Храм был освящен архиепископом Антонием 3 сентября 1870 г.

Средства церкви все увеличивались, поэтому было решено построить новый холодный храм. Строительство его была начато в 1886 г. и окончено в 1894 г. Новый храм имел три престола: главный во имя Архистратига Михаила, правый придел во имя св. князя Владимира, а левый во имя св. благоверного князя Александра Невского. Храм был освящен 15-16 июня 1894 года архиепископом Владимиром и архимандритом Амвросием - настоятелем Михаило - Архангельского монастыря.

Колокольня храма с. Ишаки имела также свою историю; она находилась от церкви на довольно далеком расстоянии и соединена была с последней деревянной галереей. В 1819 г. галерея была сломана и заменена каменною с чугунным полом, такой же пол был устроен и в самой церкви. Колокольня состояла из 3-х ярусов. Во 2-м ярусе была устроена церковь во имя Сретения Господня в память о прежнем деревянном храме. Освящена она была 24 июня 1785 г. Севастианом - игуменом Чебоксарского Троицкого монастыря. В 1870 г. колокольню перестроили, высоту довели до 14 сажень и обнесли каменной оградой.

Церковь с. Ишаки Ишлейского района была закрыта постановлением Президиума ЦИК Чувашской АССР от 21 июля 1933 года. Храм был снесен до основания, на месте бывшего величественного каменного здания осталась гора кирпичного щебня.

Церковь была разрушена, но многие паломники и почитатели иконы Николая Чудотворца ежегодно посещали это место. Об этом свидетельствует информационный отчет уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров Чувашской АССР С. Шумилова, отправленный 15 января 1949 г. в Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР, где он писал: «…На месте разрушенного здания церкви, среди горы щебня кирпича, на открытом месте вновь появилась икона чудотворца Николая и стала она местом притяжения молящихся, паломничества не только для окружающих соседних селений и районов, но и для верующих отдаленных районов республики. Довольно обветшалая небольшая деревянная икона Николы кем-то заботливо установлена на земле в окружении двух икон с изображениями других святых и железных небольших крестов, приставленных к ним. Сбоку этих икон и крестов сложено несколько темных деревянных икон. По рассказам очевидцев, на это место ежедневно приходят молиться верующие, особенно в большом количестве в базарные дни и в день весеннего праздника Николая Угодника. Молящиеся ставят перед иконами свечи, кладут деньги, холст, полотенца и продукты…».



62-14-95