04.09.2012
К 85-летию районирования Чувашии
В 1927 г. в Чувашской АССР была проведена кардинальная административная реформа, связанная с введением в стране совершенно новой административно-территориальной единицы – района.
Вопросы административно-территориального управления в России возникли сразу после Октябрьской революции и вошли как составная часть в программу большевистской партии по национальному вопросу. О том, как это происходило, рассказывают архивные документы.
Положение Чувашии, существовавшее в дореволюционной России, когда ее территория делилась между Казанской и Симбирской губерниями, наглядно иллюстрировало несовместимость старой системы государственного устройства с требованиями большевистской партии по решению национального вопроса.
Разрешение вопросов образования областей по национально-территориальным границам в районах с весьма запутанной системой прежнего деления требовало определенного времени. Поэтому на первом этапе становления и развития Советского государства система местных органов власти и управления базировалась на административно-территориальном делении дореволюционной России – волость, уезд, губерния.
Опыт многочисленных административно-территориальных изменений, произведенных с момента образования самостоятельной национально-территориальной автономии показал, что простой передачей населенных пунктов из волости в волость, из уезда в уезд нельзя решить коренным образом задачи улучшения системы административного управления в республике.
24-31 марта 1927 г. в Чебоксарах состоялся второй съезд Советов Чувашской АССР. Исходя из необходимости совершенствования управления, дальнейшего сокращения числа звеньев административного аппарата и административно-управленческих расходов, на съезде было принято решение об изменении административно-территориального деления в республике с упразднением уездов и волостей и созданием вместо них кантонов (от французского canton – округ).
Началась большая подготовительная работа. Специально созданной административной комиссией ЦИК ЧАССР под руководством Наркома внутренних дел ЧАССР Анисима Андреевича Андреева был разработан проект реформы, который широко обсуждался на собраниях трудящихся, страницах газет и т.д. Немало писем было направлено гражданами и непосредственно в ЦИК республики. В основном реформа была одобрена, но было немало критических замечаний и предложений. Например, жители д.Медикасы Малокарачкинской волости Ядринского уезда написали о своем недовольстве включением их в Ядринский кантон: «Наша деревня с давних пор тяготеет к селу Большой Сундырь. Там имеются базар, ветеринарный пункт, больница и телеграф, недалеко г. Чебоксары, намного легче получить дрова в приволжских лесах. Просим причислить нас к Большесундырскому кантону». Жители Балдаевской волости того же уезда были не согласны включением их в Красночетайский кантон и требовали оставить их в Ядринском. Все эти замечания были учтены в окончательном варианте проекта.
Были проблемы в выборе административных центров кантонов. Так, для Вурнарского рассматривались 2 варианта: поселок Вурнары и волостной центр село Норусово (ныне Калинино). Но с учетом того, что через Вурнары проходила железная дорога и намечались большие перспективы для развития экономики, Президиум ЦИК постановил образовать центр кантона в поселке.
23 августа того же года Административная комиссия ВЦИК утвердила представленный Чувашским ЦИК проект и новую административно-территориальную сетку, предложив при этом назвать кантоны районами в соответствии с утвердившейся в большинстве областей практикой.
5 сентября 1927 г. Президиум ВЦИК принял постановление «О районировании Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики», согласно которому было упразднено существовавшее административное деление на 4 уезда и 55 волостей. Республика была разделена на 17 районов: Алатырский, Аликовский, Большебатыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Красночетаевский, Козловский, Малояльчиковский, Мариинско-Посадский, Порецкий, Татаркасинский, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский. Переход к новой системе административно-территориального деления республики было определено завершить к 1 октября 1927 г.
Реализуя данное постановление ВЦИК, ЦИК и СНК Чувашской АССР 15 сентября 1927 г. приняли постановления: «О переходе на новое административное деление Чувашской АССР» и «Об укрупнении сельских советов в Чувашской АССР».
24-27 сентября 1927 г. повсеместно состоялись выборы новых укрупненных сельских советов, а уже 1-2 октября 1927 г. состоялись первые районные съезды Советов. Население проявляло огромный интерес к работе съездов. Повестка дня везде была одинаковая: международное и внутреннее положение, утверждение бюджета района, выборы исполкома райсовета и ревизионной комиссии. Обсуждая районные бюджеты, делегаты высказывались за выделение средств на строительство школ, больниц, ветеринарных пунктов, изб-читален, улучшение земледелия, льготное обеспечение крестьян семенами, топливом и т.д. С образованием исполнительных комитетов районных Советов уездные и волостные исполкомы прекратили свое существование.
Несмотря на тщательную подготовку проведенного в 1927 г. районирования, в последующие годы административно-территориальные изменения были продолжены: уточнялся состав сельсоветов, районов. Так, в 1936 г. в республике насчитывалось 25 районов, в 1940 г. - 28 районов.
Реорганизация сети районов продолжалась в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Последнее изменение в административно-территориальной системе республики было проведено 30 декабря 1966 г. В настоящее время в Чувашской Республике 21 сельский, 5 городских районов.
Н.А. Выйкин
62-14-95
Вопросы административно-территориального управления в России возникли сразу после Октябрьской революции и вошли как составная часть в программу большевистской партии по национальному вопросу. О том, как это происходило, рассказывают архивные документы.
Положение Чувашии, существовавшее в дореволюционной России, когда ее территория делилась между Казанской и Симбирской губерниями, наглядно иллюстрировало несовместимость старой системы государственного устройства с требованиями большевистской партии по решению национального вопроса.
Разрешение вопросов образования областей по национально-территориальным границам в районах с весьма запутанной системой прежнего деления требовало определенного времени. Поэтому на первом этапе становления и развития Советского государства система местных органов власти и управления базировалась на административно-территориальном делении дореволюционной России – волость, уезд, губерния.
Опыт многочисленных административно-территориальных изменений, произведенных с момента образования самостоятельной национально-территориальной автономии показал, что простой передачей населенных пунктов из волости в волость, из уезда в уезд нельзя решить коренным образом задачи улучшения системы административного управления в республике.
24-31 марта 1927 г. в Чебоксарах состоялся второй съезд Советов Чувашской АССР. Исходя из необходимости совершенствования управления, дальнейшего сокращения числа звеньев административного аппарата и административно-управленческих расходов, на съезде было принято решение об изменении административно-территориального деления в республике с упразднением уездов и волостей и созданием вместо них кантонов (от французского canton – округ).
Началась большая подготовительная работа. Специально созданной административной комиссией ЦИК ЧАССР под руководством Наркома внутренних дел ЧАССР Анисима Андреевича Андреева был разработан проект реформы, который широко обсуждался на собраниях трудящихся, страницах газет и т.д. Немало писем было направлено гражданами и непосредственно в ЦИК республики. В основном реформа была одобрена, но было немало критических замечаний и предложений. Например, жители д.Медикасы Малокарачкинской волости Ядринского уезда написали о своем недовольстве включением их в Ядринский кантон: «Наша деревня с давних пор тяготеет к селу Большой Сундырь. Там имеются базар, ветеринарный пункт, больница и телеграф, недалеко г. Чебоксары, намного легче получить дрова в приволжских лесах. Просим причислить нас к Большесундырскому кантону». Жители Балдаевской волости того же уезда были не согласны включением их в Красночетайский кантон и требовали оставить их в Ядринском. Все эти замечания были учтены в окончательном варианте проекта.
Были проблемы в выборе административных центров кантонов. Так, для Вурнарского рассматривались 2 варианта: поселок Вурнары и волостной центр село Норусово (ныне Калинино). Но с учетом того, что через Вурнары проходила железная дорога и намечались большие перспективы для развития экономики, Президиум ЦИК постановил образовать центр кантона в поселке.
23 августа того же года Административная комиссия ВЦИК утвердила представленный Чувашским ЦИК проект и новую административно-территориальную сетку, предложив при этом назвать кантоны районами в соответствии с утвердившейся в большинстве областей практикой.
5 сентября 1927 г. Президиум ВЦИК принял постановление «О районировании Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики», согласно которому было упразднено существовавшее административное деление на 4 уезда и 55 волостей. Республика была разделена на 17 районов: Алатырский, Аликовский, Большебатыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Красночетаевский, Козловский, Малояльчиковский, Мариинско-Посадский, Порецкий, Татаркасинский, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский. Переход к новой системе административно-территориального деления республики было определено завершить к 1 октября 1927 г.
Реализуя данное постановление ВЦИК, ЦИК и СНК Чувашской АССР 15 сентября 1927 г. приняли постановления: «О переходе на новое административное деление Чувашской АССР» и «Об укрупнении сельских советов в Чувашской АССР».
24-27 сентября 1927 г. повсеместно состоялись выборы новых укрупненных сельских советов, а уже 1-2 октября 1927 г. состоялись первые районные съезды Советов. Население проявляло огромный интерес к работе съездов. Повестка дня везде была одинаковая: международное и внутреннее положение, утверждение бюджета района, выборы исполкома райсовета и ревизионной комиссии. Обсуждая районные бюджеты, делегаты высказывались за выделение средств на строительство школ, больниц, ветеринарных пунктов, изб-читален, улучшение земледелия, льготное обеспечение крестьян семенами, топливом и т.д. С образованием исполнительных комитетов районных Советов уездные и волостные исполкомы прекратили свое существование.
Несмотря на тщательную подготовку проведенного в 1927 г. районирования, в последующие годы административно-территориальные изменения были продолжены: уточнялся состав сельсоветов, районов. Так, в 1936 г. в республике насчитывалось 25 районов, в 1940 г. - 28 районов.
Реорганизация сети районов продолжалась в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Последнее изменение в административно-территориальной системе республики было проведено 30 декабря 1966 г. В настоящее время в Чувашской Республике 21 сельский, 5 городских районов.
Н.А. Выйкин
62-14-95