19.12.2012
Письменные свидетельства о селе Байгулово
В настоящее время нас все больше и больше интересует история нашей малой родины, прошлое наших предков. Порою своими глазами хочется вглядеться в мир нелегкой жизни своих прадедов. В архиве хранятся документы, свидетельствующие о жизни того времени. Они используются краеведами при написании историй населенных пунктов.
В фонде Богоявленской церкви села Байгулово Чебоксарского уезда Казанской губернии за 1899 г. сохранились сведения об образовании приходского села: «Байгулово находится при небольшой речке Аниш, в одной версте от большой дороги Московского тракта, в 10 верстах от реки Волги, в 20 верстах от пароходной пристани – Козловки и в 18 верстах от железнодорожной станции – Тюрлемы Московской железной дороги. От губернского города Казани село находится в 80 верстах, а от уездного города Чебоксар – в 60 верстах… По преданию, получило название от собственного имени «Байгулка». Основатель деревни Кугеево имел 6 сыновей, между которыми был и Байгулка – основатель села…». Приход села состоял из пяти деревень: д. Верхнее Байгулово, д. Новое Байгулово (эти деревни образовались выходцами с. Байгулово), д. Кугеево, д. Вторые Чекуры, д. Малое Аккозино. Деревню Вторые Чекуры называли Красным Чекуром, так как недалеко от этой деревни рос сосновый (красный) бор. По архивным документам «…есть несколько часовень около села и деревень, но очень простые по устройству – небольшой столбик с маленькой крышей и с небольшой иконой. К западной стороне от села, около версты от него, имеется место, которое почему-то считалось нечистым, там в старину приносили жертвы языческим богам (киремети), и рассказывали старожилы, что каждый год в Великий четверг в этом месте слышалась пушечная пальба…». Из сохранившихся документов следует, что приход образовался из местных жителей – чуваш. Все прихожане – казенные крестьяне. Главное занятие жителей – хлебопашество, огородничество. Многие сажали капусту, огурцы, занимались садоводством. Овощи продавали на соседних базарах. В зимнее время мужчины плели лапти, а женщины ткали холсты. Ранней весной многие нанимались матросами на пароходы, баржи. Некоторые занимались торговлей, скупали у крестьян яйца, хмель и отправлялись в большие города. Многие мужчины могли общаться на русском, так как недалеко находились пароходная пристань, железнодорожная станция, где они занимались извозным промыслом.
В 1761 году был открыт храм «для массового обращения инородцев в христианство». Двухпрестольный деревянный храм был построен на средства прихожан. Из записей следует, что первым священником был Василий Иоаннов. В 1868 г. был произведен капитальный ремонт, когда под церковь был подведен каменный фундамент. Листая церковную летопись Богоявленской церкви, составленной в 1899 г., можно узнать о священниках, диаконах, псаломщиках, пономарях церкви, служивших в разное время, об их деятельности, жаловании, пожертвованиях, о церковной утвари. Имеются фамилии церковных старост. Документы показывают веру, обряд жителей села. Сохранившаяся летопись свидетельствует о завершении постройки в 1902 году новой каменной церкви, на освещение которой собралось около 3000 человек. В 1905 году по желанию прихожан села Тогаево старый деревянный храм с. Байгулово после всех формальностей перевезен на новое место. В ноябре этого же года он был освещен в селе Тогаево Чебоксарского уезда.
В приходе села Байгулово существовала народная школа. Основательницей школы являлась дочь священника Александра Евдокимовна Поливанова, которая всю свою жизнь посвятила народному образованию и открыла под руководством своего отца частную школу. В 1875 г. школа преобразована в земскую. Первой учительницей стала Татьяна Максимова. Вначале школа помещалась в наемной частной квартире. 1887 г. Чебоксарским земством было выстроено на церковной площади отдельное здание, которое сгорело во время пожара в 1890 г. Затем построена новая школа. Количество учащихся повышалось из года в год: если в 1875 г. учились 22 человека, то в 1899 г. оно достигло до 100 человек. Интерес к школе можно увидеть в следующих строчках: «Прихожане проявляют на себе следы просвещения, стремятся к дальнейшему образованию. Некоторые, кончившие курс в земском училище, стремятся поступить или в Бичуринское министерское двухклассное училище, или даже в Симбирскую чувашскую школу, имея в виду лучшую карьеру…».
Документальные источники воссоздают картину исторического прошлого, что немаловажно для нашего поколения.
В.И. Харитонова
62 14 95
В фонде Богоявленской церкви села Байгулово Чебоксарского уезда Казанской губернии за 1899 г. сохранились сведения об образовании приходского села: «Байгулово находится при небольшой речке Аниш, в одной версте от большой дороги Московского тракта, в 10 верстах от реки Волги, в 20 верстах от пароходной пристани – Козловки и в 18 верстах от железнодорожной станции – Тюрлемы Московской железной дороги. От губернского города Казани село находится в 80 верстах, а от уездного города Чебоксар – в 60 верстах… По преданию, получило название от собственного имени «Байгулка». Основатель деревни Кугеево имел 6 сыновей, между которыми был и Байгулка – основатель села…». Приход села состоял из пяти деревень: д. Верхнее Байгулово, д. Новое Байгулово (эти деревни образовались выходцами с. Байгулово), д. Кугеево, д. Вторые Чекуры, д. Малое Аккозино. Деревню Вторые Чекуры называли Красным Чекуром, так как недалеко от этой деревни рос сосновый (красный) бор. По архивным документам «…есть несколько часовень около села и деревень, но очень простые по устройству – небольшой столбик с маленькой крышей и с небольшой иконой. К западной стороне от села, около версты от него, имеется место, которое почему-то считалось нечистым, там в старину приносили жертвы языческим богам (киремети), и рассказывали старожилы, что каждый год в Великий четверг в этом месте слышалась пушечная пальба…». Из сохранившихся документов следует, что приход образовался из местных жителей – чуваш. Все прихожане – казенные крестьяне. Главное занятие жителей – хлебопашество, огородничество. Многие сажали капусту, огурцы, занимались садоводством. Овощи продавали на соседних базарах. В зимнее время мужчины плели лапти, а женщины ткали холсты. Ранней весной многие нанимались матросами на пароходы, баржи. Некоторые занимались торговлей, скупали у крестьян яйца, хмель и отправлялись в большие города. Многие мужчины могли общаться на русском, так как недалеко находились пароходная пристань, железнодорожная станция, где они занимались извозным промыслом.
В 1761 году был открыт храм «для массового обращения инородцев в христианство». Двухпрестольный деревянный храм был построен на средства прихожан. Из записей следует, что первым священником был Василий Иоаннов. В 1868 г. был произведен капитальный ремонт, когда под церковь был подведен каменный фундамент. Листая церковную летопись Богоявленской церкви, составленной в 1899 г., можно узнать о священниках, диаконах, псаломщиках, пономарях церкви, служивших в разное время, об их деятельности, жаловании, пожертвованиях, о церковной утвари. Имеются фамилии церковных старост. Документы показывают веру, обряд жителей села. Сохранившаяся летопись свидетельствует о завершении постройки в 1902 году новой каменной церкви, на освещение которой собралось около 3000 человек. В 1905 году по желанию прихожан села Тогаево старый деревянный храм с. Байгулово после всех формальностей перевезен на новое место. В ноябре этого же года он был освещен в селе Тогаево Чебоксарского уезда.
В приходе села Байгулово существовала народная школа. Основательницей школы являлась дочь священника Александра Евдокимовна Поливанова, которая всю свою жизнь посвятила народному образованию и открыла под руководством своего отца частную школу. В 1875 г. школа преобразована в земскую. Первой учительницей стала Татьяна Максимова. Вначале школа помещалась в наемной частной квартире. 1887 г. Чебоксарским земством было выстроено на церковной площади отдельное здание, которое сгорело во время пожара в 1890 г. Затем построена новая школа. Количество учащихся повышалось из года в год: если в 1875 г. учились 22 человека, то в 1899 г. оно достигло до 100 человек. Интерес к школе можно увидеть в следующих строчках: «Прихожане проявляют на себе следы просвещения, стремятся к дальнейшему образованию. Некоторые, кончившие курс в земском училище, стремятся поступить или в Бичуринское министерское двухклассное училище, или даже в Симбирскую чувашскую школу, имея в виду лучшую карьеру…».
Документальные источники воссоздают картину исторического прошлого, что немаловажно для нашего поколения.
В.И. Харитонова
62 14 95