21.06.2013
Учить любить природу
Каждая травинка, каждый цветочек, каждый грибок и молодые лиственные деревца своим появлением, цветением и ростом возрождают жизнь природы. Человек воспринимает это явление как чудесное превращение и несет ответственность, чтобы сохранить и приумножить естественное богатство.
С целью привить людям любовь к природе еще в 18-20 вв. проводились праздники древонасаждений, что отражено в документах Государственного исторического архива Чувашской Республики. Наши предки понимали, что одним из эффективных факторов защиты и очистки атмосферы, воды, почвы является посадка деревьев, лесов.
В человеке любовь к природе должна быть заложена с детства, вместе с тем и ее изучение и бережное отношение к ней, сознание необходимости беречь и охранять. Так, в переписке министра народного просвещения, управляющего округом, помощника попечителя Казанского учебного округа и инспектора Чувашской школы за 1901-1902 гг. обсуждался вопрос о способах устроения для учащихся всех учебных заведений округа праздников древонасаждений. Это предложение было рассмотрено и на педагогическом совете Симбирской чувашской учительской школы, где принято решение устроить праздник 28 апреля 1902 г. Местом проведения насаждений были выбраны незасаженные участки школьной усадьбы, а также усадебные места, принадлежащие инспектору чувашских школ И.Я. Яковлеву и почетному попечителю школы Шатрову по их согласию. Заранее составлялся план насаждения деревьев с учетом качества почвы и условий произрастания различных пород деревьев: «пространство вокруг школы и Малой Конной улицы засадить ясенем американским и вязом. На усадьбе господина инспектора от угла Малой Конной улицы и переулка Мазы засадить саженцами липы, березы, тополя, ясеня, дуба, ели и вязи, который послужит для подгонки роста основных пород; сосну в этом месте неудобно посадить, потому что она на такой тучной почве, какова здесь, будет слишком нежна, почему и пострадает от мороза. На участке школьной усадебной земли между владением господина инспектора и господина Шатрова, а также около церкви, лучше всего посадить липы с вязом и желтой акации в виде живой изгороди; последняя здесь желательна, так как впоследствии придется устроить именно в этом месте пасеку». Приобретали саженцы в местном питомнике удельного ведомства на средства школы. Для посадки использовались смешанные насаждения из пород, хорошо идущих в данной местности. В 1902 г. приобретено 500 саженцев. Вместе с тем производили посев семян древесных пород на гряды, чтобы иметь свои саженцы для проведения праздников и в последующие годы.
Соответственно, предварительно проводились пояснения о пользе древонасаждения, воспитанники школы знакомились с правилами посадки и ухода за деревьями. В то же время учащиеся привлекались не принудительно, а добровольно, и праздники проходили в выходные дни. Торжество древонасаждения в большой степени имело воспитательно-образовательное значение. Воспитанникам раздавали брошюры «Берегите деревце».
Подобные праздники проводились во многих земских школах Казанской губернии. Ежегодно из губернской управы выдавались ассигновки на расходы по рассадке в селениях деревьев и ивовых кольев и на устройство праздников древонасаждений при сельских школах. В письме о проделанной работе, написанном учительницей Янишевского земского училища О. Чебоксаровой в Ядринскую уездную земскую управу, описывается проведение праздников древонасаждения, в ходе которых, одно крепкое деревце украшалось лентами и цветами, пели песенки, читали стихи и басни, устраивали чаепитие, угощали гостинцами. Дети с большим удовольствием участвовали при посадке деревьев и затем с любовью ухаживали за ними. «На детей этот праздник произвел весьма хорошее впечатление, остались очень довольными, как делом, так и угощением, за что приносили большую благодарность Ядринской уездной земской управе» (из письма учительницы Кошлаушского земского училища Е. Архангельской). С каждым годом в пришкольных садах росли плодовые деревья и кусты, высаживались деревьями улицы, засаживались овраги. Ежегодное проведение весенних или осенних праздников древонасаждения становилось для многих школ доброй традицией. Основная цель проведения этих праздников – приучить детей любить родной край, беречь природу.
Засаживание деревьев в населенных пунктах производилось также с противопожарной целью. Согласно постановлению 26 очередного губернского земского собрания от 7 декабря 1900 г. крестьяне сажали скорорастущие деревья лиственных пород в промежутках между крестьянскими дворами и на огородах. Крестьяне должны были соблюдать обязательные правила по посадке и уходу за саженцами: огораживать их кольями и плетнем, поливать в сухую погоду. В случае уклонения от исполнения крестьяне привлекались к законной ответственности. Все указания выполнялись под усиленным надзором страховых агентов, наблюдением сельских старост, волостных старшин и его помощников. Для достижения большого успеха посадка деревьев производилась осенью. Сажали, в основном, в больших селениях, имеющих свои лесные дачи, или находящихся вблизи казенных лесных дач. Саженцы отпускались из питомников казенных лесничеств бесплатно.
Люди, воздействуя на природу, изменяют ее. Эти изменения могут вызвать как обеднение природы, так и ее преобразование, и обогащение в интересах современного общества и будущих поколений. Почему бы нам не вспомнить и продолжить добрые традиции наших предков?
В.И. Харитонова
62-14-95
С целью привить людям любовь к природе еще в 18-20 вв. проводились праздники древонасаждений, что отражено в документах Государственного исторического архива Чувашской Республики. Наши предки понимали, что одним из эффективных факторов защиты и очистки атмосферы, воды, почвы является посадка деревьев, лесов.
В человеке любовь к природе должна быть заложена с детства, вместе с тем и ее изучение и бережное отношение к ней, сознание необходимости беречь и охранять. Так, в переписке министра народного просвещения, управляющего округом, помощника попечителя Казанского учебного округа и инспектора Чувашской школы за 1901-1902 гг. обсуждался вопрос о способах устроения для учащихся всех учебных заведений округа праздников древонасаждений. Это предложение было рассмотрено и на педагогическом совете Симбирской чувашской учительской школы, где принято решение устроить праздник 28 апреля 1902 г. Местом проведения насаждений были выбраны незасаженные участки школьной усадьбы, а также усадебные места, принадлежащие инспектору чувашских школ И.Я. Яковлеву и почетному попечителю школы Шатрову по их согласию. Заранее составлялся план насаждения деревьев с учетом качества почвы и условий произрастания различных пород деревьев: «пространство вокруг школы и Малой Конной улицы засадить ясенем американским и вязом. На усадьбе господина инспектора от угла Малой Конной улицы и переулка Мазы засадить саженцами липы, березы, тополя, ясеня, дуба, ели и вязи, который послужит для подгонки роста основных пород; сосну в этом месте неудобно посадить, потому что она на такой тучной почве, какова здесь, будет слишком нежна, почему и пострадает от мороза. На участке школьной усадебной земли между владением господина инспектора и господина Шатрова, а также около церкви, лучше всего посадить липы с вязом и желтой акации в виде живой изгороди; последняя здесь желательна, так как впоследствии придется устроить именно в этом месте пасеку». Приобретали саженцы в местном питомнике удельного ведомства на средства школы. Для посадки использовались смешанные насаждения из пород, хорошо идущих в данной местности. В 1902 г. приобретено 500 саженцев. Вместе с тем производили посев семян древесных пород на гряды, чтобы иметь свои саженцы для проведения праздников и в последующие годы.
Соответственно, предварительно проводились пояснения о пользе древонасаждения, воспитанники школы знакомились с правилами посадки и ухода за деревьями. В то же время учащиеся привлекались не принудительно, а добровольно, и праздники проходили в выходные дни. Торжество древонасаждения в большой степени имело воспитательно-образовательное значение. Воспитанникам раздавали брошюры «Берегите деревце».
Подобные праздники проводились во многих земских школах Казанской губернии. Ежегодно из губернской управы выдавались ассигновки на расходы по рассадке в селениях деревьев и ивовых кольев и на устройство праздников древонасаждений при сельских школах. В письме о проделанной работе, написанном учительницей Янишевского земского училища О. Чебоксаровой в Ядринскую уездную земскую управу, описывается проведение праздников древонасаждения, в ходе которых, одно крепкое деревце украшалось лентами и цветами, пели песенки, читали стихи и басни, устраивали чаепитие, угощали гостинцами. Дети с большим удовольствием участвовали при посадке деревьев и затем с любовью ухаживали за ними. «На детей этот праздник произвел весьма хорошее впечатление, остались очень довольными, как делом, так и угощением, за что приносили большую благодарность Ядринской уездной земской управе» (из письма учительницы Кошлаушского земского училища Е. Архангельской). С каждым годом в пришкольных садах росли плодовые деревья и кусты, высаживались деревьями улицы, засаживались овраги. Ежегодное проведение весенних или осенних праздников древонасаждения становилось для многих школ доброй традицией. Основная цель проведения этих праздников – приучить детей любить родной край, беречь природу.
Засаживание деревьев в населенных пунктах производилось также с противопожарной целью. Согласно постановлению 26 очередного губернского земского собрания от 7 декабря 1900 г. крестьяне сажали скорорастущие деревья лиственных пород в промежутках между крестьянскими дворами и на огородах. Крестьяне должны были соблюдать обязательные правила по посадке и уходу за саженцами: огораживать их кольями и плетнем, поливать в сухую погоду. В случае уклонения от исполнения крестьяне привлекались к законной ответственности. Все указания выполнялись под усиленным надзором страховых агентов, наблюдением сельских старост, волостных старшин и его помощников. Для достижения большого успеха посадка деревьев производилась осенью. Сажали, в основном, в больших селениях, имеющих свои лесные дачи, или находящихся вблизи казенных лесных дач. Саженцы отпускались из питомников казенных лесничеств бесплатно.
Люди, воздействуя на природу, изменяют ее. Эти изменения могут вызвать как обеднение природы, так и ее преобразование, и обогащение в интересах современного общества и будущих поколений. Почему бы нам не вспомнить и продолжить добрые традиции наших предков?
В.И. Харитонова
62-14-95