Государственный исторический архив
Чувашской Республики
24.07.2013
В добрый путь!
Вот и прошли пять долгих лет учебы в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова. Впереди неопределенное будущее: кто-то будет искать себе престижную работу и делать карьеру, кто-то просто выйдет замуж, а кто-то пустится в свободное плаванье.

После успешной защиты дипломной работы на тему «Ковер из Байё как исторический источник по истории Нормандского завоевания Англии» мне, Сидоркиной Татьяне Сергеевне, был вручен диплом с отличием и была присуждена специальность «Историк». Мне было очень грустно расставаться со своим любимым университетом, так как я не знала, что же ожидает меня в будущем. И вот настал тот день, когда мне пришлось сделать выбор: устроиться на работу или уехать в неизвестный мне город в поисках своего будущего. Выбор сделан! Узнав о том, что есть вакансия в БУ «Госистархив Чувашской Республики» на должность ведущего архивиста, я решила попробовать себя в этом деле. Мне было интересно, что же представляла из себя эта профессия. И вот я тут! Мне очень нравится работать в архиве, здесь очень дружный коллектив и приятный климат.

Я очень хочу поделиться своими знаниями и представляю вашему вниманию статью о Ковре из Байё.

Ковер из Байё как исторический источник. Сидоркина Татьяна Сергеевна

Изучение нетрадиционного источника « Ковер из Байё» - позволяет рассмотреть его как исторический источник по истории Нормандского завоевания 1066 г. и как источник для изучения средневековой культуры и, в частности, декоративно-прикладного искусства XI века. Ковёр представляется из себя вышивку по льняному полотну шириной 50 см и длиной 70 метров. Изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе. Существуют две точки зрения происхождения ковра: первая - что ковер-дорожка был вышит по приказу жены Вильгельма Завоевателя королевы Матильды и, вторая, что заказчиком ковра был епископ кафедрального собора города Байё брат Вильгельма Одо. Однако, доподлинно определить происхождение этого памятника истории вряд ли удастся, так как первое упоминание о нем датируется лишь 1476 годом. На основании изображений на ковре можно сделать выводы об одежде, вооружении и обычаях людей того времени. Мы остановились на анализе шести из 58 фрагментов с ковра, так как избранные позволяют раскрыть информативные возможности этого вида источника.

Анализ этих шести фрагментов дает нам сведения о специфике средневековой одежды. Изображение одежды воинов очень стилизовано и поэтому можно только предположить, что это кольчуги. Из-за особенностей конной схватки одной кольчуге в это время могло быть недостаточно. Недаром на «ковре» и сам герцог Вильгельм и его брат — епископ Одо — имеют на ногах ещё и кольчужные чулки, отсутствующие у большинства всех прочих воинов. Что касается щитов, то основным изображением на них является извилистый четырехконечный крест. Такие щиты в Англии принято называть «змееподобными» — по форме популярного в этой стране воздушного змея. Нормандский щит изображен в форме «перевёрнутой капли» и несет на себе изображение «извилистого креста».На основании изучения ковра можно сделать выводы о досуге знати (в одном из фрагментов изображена охота), об особенностях строительства судов.

Ковёр вышит на льняном полотне шерстяными нитями разных цветов: терракотового (жёлтого, красного), сине-зелёного, тусклого золотого, оливково-зелёного и голубого, с небольшим количеством синего, чёрного, а также шалфейно-зелёного. При вышивке применялись техника тамбурной строчки. Контуры рисунка выполнены техникой стебельчатого шва, а также гладью. Вокруг главных картин, изображавших событий мы видим сверху и снизу орнамент из изображений различных животных, птиц. Сама композиция ковра свидетельствует об особенностях средневекового изобразительного искусства. Для него характерен закон обратной перспективы, плоскостность изображения. В передаче пропорций человеческого тела неизвестный художник, создавший эскиз ковра, использовал основные принципы иконописи: фигуры вытянуты, у них непропорционально маленькие ступни ног и такая же маленькая голова. Сам принцип помещения на одном полотне последовательно разновременных событий, которые как бы «разворачивают» хронологическое повествование изобразительными средствами на одном пространстве также характерен для иконописи. Таким образом, ковер из Байё является ценным источником по изучению истории нормандского завоевания и особенностей средневекового искусства. С помощью ковра, можно изучить материальную культуру англосаксов и нормандцев.

БУ «Госистархив Чувашской Республики» поздравляет Сидоркину Татьяну Сергеевну с успешным окончанием учебы, желает ей дельнейших творческих успехов не только на работе, но и в жизни, а также воплощений теоретических знаний на практике.