15.08.2013
70 лет назад состоялось официальное открытие движения по деревянному мосту и дамбе через реку Суру
«Воодушевленный замечательными победами нашей доблестной Красной Армии над немецкими захватчиками, коллектив строителей четвертого строительного района сегодня, 12 августа, досрочно, на два месяца и 25 дней против утвержденного графика, полностью подготовил мост и дамбу для открытия движения. 15 августа состоится официальное открытие движения по мосту и дамбе» – сообщал 12 августа 1943 г. Ядринский райком ВКП(б) и начальник 4-го строительного района обкому партии и Совнаркому Чувашской АССР о завершении строительства моста через реку Сура.
Открытие движения по мосту через Суру имело большое значение для военного времени, так как дорога Горький – Казань, переведенной в разряд военных дорог, являлась единственной магистралью от Москвы на Восток, и его значение особенно возрастало в связи с закрытием навигации по Волге.
Из акта Правительственной комиссии по приемке в эксплуатацию автомобильной дороги Горький – Чебоксары – Казань от 4 ноября 1943 г. следует, что «построенный мост через р. Сура в основном выполнен по проекту и характеризуется следующими данными: а) общая длина моста с подходами составляет 2,5 км; б) длина моста по настилу 565,5 пог. м. Мост состоит из 3-х пролетов, перекрытых на протяжении 286,35 пог. м, 8 пролетами ферм Гау с ездой поверху и понизу на протяжении 219,9 пог. м.; 15 пролетами ригельно-подкосных конструкций на протяжении 59,25 пог. м.; 9 пролетами балочной эстакад. Опоры свайные, деревянные; в) высота опор достигает 25 м.
Из технических материалов произведенных испытаний моста установлено, что сооружение пригодно для отпуска нагрузок Н-8 и Т-60. Сооружение как по качеству отделочных работ, так и по внешнему оформлению может служить образцом при строительстве других аналогичных мостов. Комиссия, осмотрев выполненные работы на месте признала, что все работы выполнены в целом отлично.
Для достижения поставленных целей и получения такого результата много сил и труда вложило и население Чувашской АССР.
Постановлением Совнаркома Чувашской АССР и бюро обкома ВКП(б) от 5 января 1942 г. в целях обеспечения окончания строительства военной дороги № 4 и Ядринского моста через р. Сура в сроки, установленные Военным Советом Московского военного округа, введена с 10 января по 10 марта платная трудгужповинность по вывозке строительных материалов для строительства моста в Вурнарском (100 подвод), Ядринском (200 подвод) и Шумерлинском (50 подвод) районах. Обязали председателей райисполкомов и секретарей райкомов ВКП(б) обеспечить колхозников и лошадей, привлекаемых к трудгужповинности по настоящему постановлению, продовольствием и фуражом за счет колхозов.
Для обеспечения строительства Ядринского моста через Суру привлекались в порядке платной трудгужповинности с 10 января до 1 апреля 1942 г. плотники по 50 человек из Ядринского, Порецкого, Кувакинского и Красночетайского районов и с 20 января по 1 апреля 1942 г. по 50 человек из Советского, Сундырского, Аликовского и Чебоксарского районов, которых обеспечивали общежитием и питанием.
В период с 1956 г. по 1962 г. по проекту, разработанному Ленинградским филиалом ГПИ «Союздорпроект», Мостопоездом № 411 Минтрансстроя СССР был построен новый мост, который состоял из разрезных ферм с треугольной решеткой и жестким нижним поясом. Длина мостового сооружения составляла 429 м.
В 2012 г. через р. Суру был построен новый мост протяженностью 1242 метра. Старый, построенный еще в 60-е годы не выдерживал больших нагрузок и не справлялся с плотным транспортным потоком.
Новый мост расположен в таком вираже по пойме реки, что дает определенную красоту, соответствие пропорций придает местности особый вид.
Н.В. Степанова
62-14-95
Открытие движения по мосту через Суру имело большое значение для военного времени, так как дорога Горький – Казань, переведенной в разряд военных дорог, являлась единственной магистралью от Москвы на Восток, и его значение особенно возрастало в связи с закрытием навигации по Волге.
Из акта Правительственной комиссии по приемке в эксплуатацию автомобильной дороги Горький – Чебоксары – Казань от 4 ноября 1943 г. следует, что «построенный мост через р. Сура в основном выполнен по проекту и характеризуется следующими данными: а) общая длина моста с подходами составляет 2,5 км; б) длина моста по настилу 565,5 пог. м. Мост состоит из 3-х пролетов, перекрытых на протяжении 286,35 пог. м, 8 пролетами ферм Гау с ездой поверху и понизу на протяжении 219,9 пог. м.; 15 пролетами ригельно-подкосных конструкций на протяжении 59,25 пог. м.; 9 пролетами балочной эстакад. Опоры свайные, деревянные; в) высота опор достигает 25 м.
Из технических материалов произведенных испытаний моста установлено, что сооружение пригодно для отпуска нагрузок Н-8 и Т-60. Сооружение как по качеству отделочных работ, так и по внешнему оформлению может служить образцом при строительстве других аналогичных мостов. Комиссия, осмотрев выполненные работы на месте признала, что все работы выполнены в целом отлично.
Для достижения поставленных целей и получения такого результата много сил и труда вложило и население Чувашской АССР.
Постановлением Совнаркома Чувашской АССР и бюро обкома ВКП(б) от 5 января 1942 г. в целях обеспечения окончания строительства военной дороги № 4 и Ядринского моста через р. Сура в сроки, установленные Военным Советом Московского военного округа, введена с 10 января по 10 марта платная трудгужповинность по вывозке строительных материалов для строительства моста в Вурнарском (100 подвод), Ядринском (200 подвод) и Шумерлинском (50 подвод) районах. Обязали председателей райисполкомов и секретарей райкомов ВКП(б) обеспечить колхозников и лошадей, привлекаемых к трудгужповинности по настоящему постановлению, продовольствием и фуражом за счет колхозов.
Для обеспечения строительства Ядринского моста через Суру привлекались в порядке платной трудгужповинности с 10 января до 1 апреля 1942 г. плотники по 50 человек из Ядринского, Порецкого, Кувакинского и Красночетайского районов и с 20 января по 1 апреля 1942 г. по 50 человек из Советского, Сундырского, Аликовского и Чебоксарского районов, которых обеспечивали общежитием и питанием.
В период с 1956 г. по 1962 г. по проекту, разработанному Ленинградским филиалом ГПИ «Союздорпроект», Мостопоездом № 411 Минтрансстроя СССР был построен новый мост, который состоял из разрезных ферм с треугольной решеткой и жестким нижним поясом. Длина мостового сооружения составляла 429 м.
В 2012 г. через р. Суру был построен новый мост протяженностью 1242 метра. Старый, построенный еще в 60-е годы не выдерживал больших нагрузок и не справлялся с плотным транспортным потоком.
Новый мост расположен в таком вираже по пойме реки, что дает определенную красоту, соответствие пропорций придает местности особый вид.
Н.В. Степанова
62-14-95