03.09.2013
Архивные документы об учительнице, чувашской писательнице
Многие в детстве читали стихотворения, рассказы, сказки известной чувашской писательницы Марфы Трубиной. Одна из ее повестей «Детство», в основу которой положены факты биографии самого автора, рассказывает об истории чувашской деревни в конце XIX – начале XX вв., о тяжелой крестьянской жизни, горьком детстве девочки, желании учиться. Посещение просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева школы, где училась М. Трубина (Дмитриева), помогло сбыться ее мечте стать учительницей.
В метрических книгах Богоявленской церкви с. Байгулово Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне Козловского района), хранящихся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики, имеется запись о ее рождении 21 августа (по новому стилю 2 сентября) 1888 года в крестьянской семье. В составе фондов Симбирской чувашской учительской школы и Министерства просвещения Чувашской АССР нужно отметить документы, касающиеся жизни и деятельности писательницы. Сохранилось удостоверение об окончании курса в Байгуловском земском училище, выданное 20 мая 1903 года Марфе Дмитриевой, где она имела «успехи удовлетворительные, поведение хорошего». Во время обучения была «к храму усердна, в пении и чтении церковном прилежна». После окончания школы она поступила в Симбирскую чувашскую учительскую школу. В именном списке воспитанниц женского училища при школе за 1903-1904 учебный год значится Дмитриева Марфа. Время поступления – 8 августа 1903 года. Она являлась стипендиаткой Чебоксарского уездного земства.
Сохранился документ, написанный Марфой Дмитриевой 21 мая 1903 года, где она обязуется прослужить земству за свое воспитание учительницей в одном из земских училищ не менее 3-х лет. В то время стипендиаты должны были отслужить земству или вернуть деньгами потраченную на стипендию сумму.
Из документов следует, что в 1907 году Марфа Дмитриева, выдержав все «испытания» получила свидетельство об окончании курса в женском при школе училище и была зачислена слушательницей в женские двухгодичные педагогические курсы, где готовили учительниц для работы в чувашских женских сельских училищах. В документах отмечено, что занятия на курсах – это повторение пройденного за время обучения в женском при школе училище с некоторыми дополнениями по дисциплинам. Будущие учительницы должны были обращать большое внимание на практические занятия. В первом полугодии второго года обучения Марфа Дмитриева дала 7 пробных уроков в двухклассном приходском при школе училище: 2 по обучению грамоте, 1 по арифметике, 2 по письму, 1 по закону божию, 1 по чтению общелитературных статей. Во втором полугодии проводила классные занятия. После сдачи выпускных экзаменов в 1909 году она получила свидетельство на звание учительницы начального училища. Свидетельство давало право преподавать в двухклассных сельских училищах.
После окончания Симбирской чувашской учительской школы Марфа Дмитриева была назначена на должность учительницы Булдеевского земского училища Воскресенской волости Чебоксарского уезда, что отражено в письме инспектору И.Я. Яковлеву с просьбой выслать документы в канцелярию инспектора народных училищ Царевококшайского и Чебоксарского уездов в город Чебоксары.
Из разных публикаций мы знаем, что еще в годы учебы М. Трубина с интересом изучала творчество русских классиков и пробовала свои силы в сочинении стихов. Ее талант заметил И.Я. Яковлев и посоветовал продолжить эту деятельность. Она создала немало сказок, пьес, повестей, которые пользуются большой известностью среди читателей. В чувашской литературе она показала зарождение новых обычаев, роль женщины в обществе.
Всю свою жизнь Марфа Трубина (Дмитриева) посвятила школе. В фонде Министерства просвещения Чувашской АССР за 1948 год хранится характеристика учительницы Байгуловской семилетней школы Козловского района, где отмечено о ее серьезном отношении к делу, любви к детям: «… Трубина является мастером педагогического дела, ее педагогический опыт пропагандируется среди учителей района».
За выдающиеся успехи в деле воспитания и обучения детей и активное участие в общественной жизни она удостоена ордена Ленина, награждена медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», ей присвоены звания «Заслуженный учитель школы Чувашской АССР», «Заслуженный учитель РСФСР».
В.И. Харитонова
62-14-95
В метрических книгах Богоявленской церкви с. Байгулово Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне Козловского района), хранящихся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики, имеется запись о ее рождении 21 августа (по новому стилю 2 сентября) 1888 года в крестьянской семье. В составе фондов Симбирской чувашской учительской школы и Министерства просвещения Чувашской АССР нужно отметить документы, касающиеся жизни и деятельности писательницы. Сохранилось удостоверение об окончании курса в Байгуловском земском училище, выданное 20 мая 1903 года Марфе Дмитриевой, где она имела «успехи удовлетворительные, поведение хорошего». Во время обучения была «к храму усердна, в пении и чтении церковном прилежна». После окончания школы она поступила в Симбирскую чувашскую учительскую школу. В именном списке воспитанниц женского училища при школе за 1903-1904 учебный год значится Дмитриева Марфа. Время поступления – 8 августа 1903 года. Она являлась стипендиаткой Чебоксарского уездного земства.
Сохранился документ, написанный Марфой Дмитриевой 21 мая 1903 года, где она обязуется прослужить земству за свое воспитание учительницей в одном из земских училищ не менее 3-х лет. В то время стипендиаты должны были отслужить земству или вернуть деньгами потраченную на стипендию сумму.
Из документов следует, что в 1907 году Марфа Дмитриева, выдержав все «испытания» получила свидетельство об окончании курса в женском при школе училище и была зачислена слушательницей в женские двухгодичные педагогические курсы, где готовили учительниц для работы в чувашских женских сельских училищах. В документах отмечено, что занятия на курсах – это повторение пройденного за время обучения в женском при школе училище с некоторыми дополнениями по дисциплинам. Будущие учительницы должны были обращать большое внимание на практические занятия. В первом полугодии второго года обучения Марфа Дмитриева дала 7 пробных уроков в двухклассном приходском при школе училище: 2 по обучению грамоте, 1 по арифметике, 2 по письму, 1 по закону божию, 1 по чтению общелитературных статей. Во втором полугодии проводила классные занятия. После сдачи выпускных экзаменов в 1909 году она получила свидетельство на звание учительницы начального училища. Свидетельство давало право преподавать в двухклассных сельских училищах.
После окончания Симбирской чувашской учительской школы Марфа Дмитриева была назначена на должность учительницы Булдеевского земского училища Воскресенской волости Чебоксарского уезда, что отражено в письме инспектору И.Я. Яковлеву с просьбой выслать документы в канцелярию инспектора народных училищ Царевококшайского и Чебоксарского уездов в город Чебоксары.
Из разных публикаций мы знаем, что еще в годы учебы М. Трубина с интересом изучала творчество русских классиков и пробовала свои силы в сочинении стихов. Ее талант заметил И.Я. Яковлев и посоветовал продолжить эту деятельность. Она создала немало сказок, пьес, повестей, которые пользуются большой известностью среди читателей. В чувашской литературе она показала зарождение новых обычаев, роль женщины в обществе.
Всю свою жизнь Марфа Трубина (Дмитриева) посвятила школе. В фонде Министерства просвещения Чувашской АССР за 1948 год хранится характеристика учительницы Байгуловской семилетней школы Козловского района, где отмечено о ее серьезном отношении к делу, любви к детям: «… Трубина является мастером педагогического дела, ее педагогический опыт пропагандируется среди учителей района».
За выдающиеся успехи в деле воспитания и обучения детей и активное участие в общественной жизни она удостоена ордена Ленина, награждена медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», ей присвоены звания «Заслуженный учитель школы Чувашской АССР», «Заслуженный учитель РСФСР».
В.И. Харитонова
62-14-95