30.12.2013
Семьдесят пять лет назад началась эксплуатация железной дороги Канаш — Чебоксары
21 января 1939 г. из Чебоксар в Канаш отправился первый пассажирский поезд. С этого дня началось регулярное пассажирское движение по железнодорожной линии Канаш —Чебоксары, соединившей столицу Чувашии со всей железнодорожной сетью страны. С 1 января 1940 г. линия сдана в постоянную эксплуатацию.
Строительство железной дороги Канаш — Чебоксары было давней мечтой чувашского народа. Но экономические и финансовые трудности страны, особенно в период 1920-1924 гг., неурожай и голод в Поволжье, в том числе и в Чувашии, лишили возможности поставить этот вопрос в число первоочередных.
В 1925 г. вопрос о строительстве этой дороги изучался специальной комиссией ВЦИК и был передан на рассмотрение в Госплан РСФСР, который утвердил целесообразность сооружения дороги. Летом 1927 г. прошли предварительные экономические и технические изыскания этой линии. Трасса проходила несколько восточнее нынешней шоссейной дороги Чебоксары — Канаш. В 1935 г. были произведены окончательные изыскательские работы, и на основе обработки всего собранного материала был подготовлен проект железнодорожной линии Канаш — Чебоксары с широкой колеей. Трасса проходила в отдалении от шоссейного тракта Чебоксары — Канаш, длина ее составила 101,5 км. Такой проект основывался на стремлении построить дорогу с минимальным количеством земляных работ, искусственных сооружений и охватом большего количества районов республики.
29 декабря 1936 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о строительстве железнодорожной линии Канаш – Чебоксары (Ф.203.Оп.2.Д.895.Л.136.). 22 февраля 1937 г. началось строительство линии, имеющей огромное значение для хозяйственно-экономической жизни Чувашии и ее столицы. Нерешенная транспортная проблема до того времени тормозила промышленное развитие нашей столицы. Работа эта была долгой и кропотливой.
Для руководства сооружением железнодорожной линии в составе Цужелдорстроя НКПС было создано Управление строительства с местонахождением в Чебоксарах. Организовано девять прорабских участков. Трудились тысячи людей, особенно отличились колхозники Батыревского, Козловского, Траковского, Красночетайского, Цивильского, Ишлейского районов. Часто проводились субботники и воскресники, декадники и двухдекадники. Козловчане обратились ко всем рабочим строительного управления и колхозникам Чувашии с предложением принять самое активное участие в строительстве железной дороги. Призыв козловчан нашел широкий отклик.
По первоначальным замыслам ввод во временную эксплуатацию предполагалось осуществить к концу 1937 г. Но тяжелые условия труда, нехватка рабочих рук, срыв поставок строительных материалов оттянули этот срок на два года.
В 1938 г. из-за резкого сокращения ассигнований возникла угроза консервации строительства. Совнарком Чувашской АССР обратился к союзному правительству с просьбой помочь достроить линию. Ассигнования были увеличены сначала до 5,5 млн. руб., а затем до 10,5 млн. руб. Это позволило открыть рабочее движение поездов и сдать линию во временную эксплуатацию к концу 1938 г.
1 сентября 1938 г. Совнарком Чувашской АССР и бюро обкома партии одобрили инициативу строителей железной дороги, колхозников, Чебоксарского районного собрания председателей колхозов и сельских Советов объявить с 10 сентября по 1 октября стахановский двухдекадник по завершению строительства железнодорожной линии. Для обеспечения рабочей силой путем организованной вербовки к строительным участкам были прикреплены районы, расположенные на линии строительства железной дороги, а дополнительно к ним — соседние районы.
Газета «Красная Чувашия» сообщала, что в ходе двухдекадника приток рабочей силы из колхозов на строительство увеличился более чем в два раза. К концу 1938 г. железнодорожная линия в основном была построена. 17 декабря линия была введена во временную эксплуатацию. 1 января 1939 г. началось грузовое движение, а 21 января – регулярное пассажирское движение между Канашом и Чебоксарами. Теперь перед строителями встала задача полностью завершить строительство и сдать дорогу в постоянную эксплуатацию.
С 1 января 1940 г. приказом Народного комиссариата путей сообщения дорога введена в постоянную эксплуатацию с включением ее в состав Казанской железной дороги. Эта линия связала маленькую республику со всей железнодорожной сетью страны. Трудовой подвиг народа Чувашии, способствовавший ликвидации бездорожья, - одна из славных страниц нашей истории. Документы, хранящиеся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики, позволяют проследить ход строительства железной дороги. Вашему вниманию представлена подборка документов тех лет.
Из постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 29 декабря 1936 г. «О дополнительных работах по Чувашской АССР»:
«Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП (б) постановляют:
…III.По строительству ж. д. линии Канаш – Чебоксары.
1. Обязать НКПС построить и ввести в 1937 г. во временную эксплуатацию железнодорожную линию Канаш – Чебоксары общим протяжением в 101,5 км.
2. Для выполнения этих работ выделить НКПС дополнительно, сверх установленного на 1937 г. объема капитальных работ – 12,0 млн. рублей» (Ф.203.Оп.2.Д.895.Л.134, 136.)
Из интервью начальника строительства П. Вавилкина газете «Красная Чувашия» от 27 февраля 1937 г.: «В ближайшее время начинается заготовка и подвоз к местам работ строительных материалов. 26 февраля из Москвы выезжает специальная партия инженеров и техников для восстановления трассы, сделанной в 1935 г. Сами непосредственные работы начнутся со строительства больших мостов через реки Малый Цивиль, Большой Цивиль, Унга. В начале апреля мы приступим к сооружению 23 деревянных мостов, а потом и 19 железобетонных труб с таким расчетом, чтобы все эти 42 искусственных сооружения полностью закончить к 15 июля. Земляные работы начнутся немедленно после оттаивания земли и будут завершены к 15 августа. Ежесуточная норма укладки путей запроектирована в 3,3 км. Открытие движения от Канаша до Чебоксар намечено на 1 ноября. На строительстве будут работать 3 экскаватора, трактор-скипер Бекера, автосамосвалы, мотовозы, путеподъемники и другие механизмы. В самый горячий разворот работ (май-июнь) на строительстве будет занято до 4 тыс. рабочих».
Из постановления Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР от 27 мая 1937 г. «Об обеспечении рабсилой строительства железной дороги Канаш-Чебоксары»:
«...Обязать председателей райисполкомов нижеуказанных районов обеспечить к 1 июня рабочей силой строительство железной дороги в количестве: Чебоксарский район — 450 пеших, 400 конных; Ишлейский — 300 пеших, 450 конных; Цивильский — 150 пеших, 550 конных; Траковский — 250 пеших, 450 конных, Шихазановский — 350 пеших, 350 конных; Канашский — 300 пеших, 250 конных; Янтиковский — 200 пе ших, 400 конных; Татаркасинский — 100 конных; Аликовский — 100 конных; Мариинско-Посадский — 100 конных... » (Ф.203.Оп.2.Д.895.Л.118.)
Из постановления Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР от 21 июня 1937 г. «О ходе строительства железной дороги Канаш-Чебоксары»:
«1. Земляные работы по строительству железной дороги Канаш — Чебоксары закончить к 15 июля. В этих целях обязать нижеследующие райисполкомы и управления строительства организовать вербовку рабочей силы с лошадьми для выполнения к указанному сроку следующего объема земляных работ районами: Чебоксарский — 90 тыс. куб. м; Ишлейский — 110, Татаркасинский — 30, Аликовский — 24, Цивильский — 132, Марпосадский — 24, Вурнарский — 24, Ядринский — 20, Траковский —70, Урмарский — 40, Шихазановский — 78, Батыревский — 24, Яльчикский — 24, Янтиковский — 54, Шихирдановский — 50, Канашский — 70»(Ф.203.Оп.2.Д.895.Л.117.)
Из постановления Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР от 29 апреля 1938 г.:
«...учесть ошибки и недостатки в работе 1937 г. и развернуть решительную борьбу за установление большевистского порядка на стройке, твердой трудовой дисциплины и выполнения строительной программы 1938 г. поставив во главу рост стахановского движения, полное использование строймеханизмов и методов работы лучших стахановцев, повседневный контроль себестоимости и качества работ» (Ф.529.Оп.1.Д.19.Л.34)
Из постановления Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР от 19 августа 1938 г.:
«...Обязать председателей райисполкомов организовать выход рабочей силы на строительство железнодорожной линии Канаш — Чебоксары с таким расчетом, чтобы строительство этой линии полностью закончить к 1 октября 1938 г.» (Ф.203.Оп.1.Д.559.Л.41.).
Из заметки «Я — член коллектива строителей» путевого рабочего-стахановца Ф. Семенова в газете «Красная Чувашия» от 22 января 1939 г.:
«Первая наша работа, за которую взялись, была работа по исправлению проколов пути, по планировке земляного полотна. С ней мы справились за 5 дней, выполняя нормы на 100-150%. В октябре на нашем околодке производилась разгонка зазоров между рельсами. И здесь работали по-стахановски, добиваясь выполнения норм на 170%. Помнится, как балластировали мы на выемках. На 81 километре работы велись при сильном дожде. Но трудности не остановили нас. Мы знали, что нужно спасти выемку от непогоды, забывали о промокшей одежде, о ветре, гулявшем по выемке, о топкой осенней грязи. И опасность, угрожавшая этому важному участку трассы, была предотвращена. По дну выемки лег хороший забалластированный путь. Успешно мы разрешили и задачу подготовки к зиме. На всем протяжении нашего околодка была сделана окончательная отделка пути, были устранены все перекосы. Бригады соревновались между собой и в этом соревновании первенство завоевала та бригада, в которой я работаю. В бригаде путейцев 26 человек, из них 12 — ударники и стахановцы. Среди последних особенно выделяются своей работой Е. Леонтьев, К. Сорокин, Д. Давыдов, А. Никонорова и А. Иванова. Они обычно выполняют нормы не ниже 150%. И мы боремся за то, чтобы их показатели стали показателями всей бригады в целом. Сегодня, в радостный для республики день заявляю от имени бригады: мы приложили все усилия к тому, чтобы поезда проходили по нашей линии без единой задержки, чтобы машинисты радовались, глядя на ровные рельсы нашей железнодорожной линии».
Железная дорога Канаш — Чебоксары сыграла большую роль в развитии экономики и культуры республики, особенно ее столицы. В годы Великой Отечественной войны по этой линии был перевезен ряд эвакуированных крупных промышленных предприятий. Их размещение в столице Чувашии заложило основу развития чебоксарского промышленного узла. Здесь появились десятки крупных предприятий машиностроительной, легкой, пищевой, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности.
Сейчас усилия железнодорожников линии Канаш — Чебоксары направлены прежде всего на обеспечение эффективного и безопасного движения поездов, четкое обслуживание пассажиров, на своевременную доставку и сохранность перевозимых грузов.
Список использованной литературы:
1. Начинается строительство железнодорожной линии Канаш — Чебоксары. Беседа с начальником строительства дороги тов. Я.П. Вавилкиным. // Красная Чувашия. - 1937 г. – 27 февраля.
2. Ф. Семенов. Я – член коллектива строителей. // Красная Чувашия. – 1939 г. – 22 января.
3. А. Петров. Магистраль соединила Чебоксары со всей страной. // Советская Чувашия.- 1999 г . – 21 января.
Т.А. Брызгалова
62-14-95
Строительство железной дороги Канаш — Чебоксары было давней мечтой чувашского народа. Но экономические и финансовые трудности страны, особенно в период 1920-1924 гг., неурожай и голод в Поволжье, в том числе и в Чувашии, лишили возможности поставить этот вопрос в число первоочередных.
В 1925 г. вопрос о строительстве этой дороги изучался специальной комиссией ВЦИК и был передан на рассмотрение в Госплан РСФСР, который утвердил целесообразность сооружения дороги. Летом 1927 г. прошли предварительные экономические и технические изыскания этой линии. Трасса проходила несколько восточнее нынешней шоссейной дороги Чебоксары — Канаш. В 1935 г. были произведены окончательные изыскательские работы, и на основе обработки всего собранного материала был подготовлен проект железнодорожной линии Канаш — Чебоксары с широкой колеей. Трасса проходила в отдалении от шоссейного тракта Чебоксары — Канаш, длина ее составила 101,5 км. Такой проект основывался на стремлении построить дорогу с минимальным количеством земляных работ, искусственных сооружений и охватом большего количества районов республики.
29 декабря 1936 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о строительстве железнодорожной линии Канаш – Чебоксары (Ф.203.Оп.2.Д.895.Л.136.). 22 февраля 1937 г. началось строительство линии, имеющей огромное значение для хозяйственно-экономической жизни Чувашии и ее столицы. Нерешенная транспортная проблема до того времени тормозила промышленное развитие нашей столицы. Работа эта была долгой и кропотливой.
Для руководства сооружением железнодорожной линии в составе Цужелдорстроя НКПС было создано Управление строительства с местонахождением в Чебоксарах. Организовано девять прорабских участков. Трудились тысячи людей, особенно отличились колхозники Батыревского, Козловского, Траковского, Красночетайского, Цивильского, Ишлейского районов. Часто проводились субботники и воскресники, декадники и двухдекадники. Козловчане обратились ко всем рабочим строительного управления и колхозникам Чувашии с предложением принять самое активное участие в строительстве железной дороги. Призыв козловчан нашел широкий отклик.
По первоначальным замыслам ввод во временную эксплуатацию предполагалось осуществить к концу 1937 г. Но тяжелые условия труда, нехватка рабочих рук, срыв поставок строительных материалов оттянули этот срок на два года.
В 1938 г. из-за резкого сокращения ассигнований возникла угроза консервации строительства. Совнарком Чувашской АССР обратился к союзному правительству с просьбой помочь достроить линию. Ассигнования были увеличены сначала до 5,5 млн. руб., а затем до 10,5 млн. руб. Это позволило открыть рабочее движение поездов и сдать линию во временную эксплуатацию к концу 1938 г.
1 сентября 1938 г. Совнарком Чувашской АССР и бюро обкома партии одобрили инициативу строителей железной дороги, колхозников, Чебоксарского районного собрания председателей колхозов и сельских Советов объявить с 10 сентября по 1 октября стахановский двухдекадник по завершению строительства железнодорожной линии. Для обеспечения рабочей силой путем организованной вербовки к строительным участкам были прикреплены районы, расположенные на линии строительства железной дороги, а дополнительно к ним — соседние районы.
Газета «Красная Чувашия» сообщала, что в ходе двухдекадника приток рабочей силы из колхозов на строительство увеличился более чем в два раза. К концу 1938 г. железнодорожная линия в основном была построена. 17 декабря линия была введена во временную эксплуатацию. 1 января 1939 г. началось грузовое движение, а 21 января – регулярное пассажирское движение между Канашом и Чебоксарами. Теперь перед строителями встала задача полностью завершить строительство и сдать дорогу в постоянную эксплуатацию.
С 1 января 1940 г. приказом Народного комиссариата путей сообщения дорога введена в постоянную эксплуатацию с включением ее в состав Казанской железной дороги. Эта линия связала маленькую республику со всей железнодорожной сетью страны. Трудовой подвиг народа Чувашии, способствовавший ликвидации бездорожья, - одна из славных страниц нашей истории. Документы, хранящиеся в Государственном историческом архиве Чувашской Республики, позволяют проследить ход строительства железной дороги. Вашему вниманию представлена подборка документов тех лет.
Из постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 29 декабря 1936 г. «О дополнительных работах по Чувашской АССР»:
«Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП (б) постановляют:
…III.По строительству ж. д. линии Канаш – Чебоксары.
1. Обязать НКПС построить и ввести в 1937 г. во временную эксплуатацию железнодорожную линию Канаш – Чебоксары общим протяжением в 101,5 км.
2. Для выполнения этих работ выделить НКПС дополнительно, сверх установленного на 1937 г. объема капитальных работ – 12,0 млн. рублей» (Ф.203.Оп.2.Д.895.Л.134, 136.)
Из интервью начальника строительства П. Вавилкина газете «Красная Чувашия» от 27 февраля 1937 г.: «В ближайшее время начинается заготовка и подвоз к местам работ строительных материалов. 26 февраля из Москвы выезжает специальная партия инженеров и техников для восстановления трассы, сделанной в 1935 г. Сами непосредственные работы начнутся со строительства больших мостов через реки Малый Цивиль, Большой Цивиль, Унга. В начале апреля мы приступим к сооружению 23 деревянных мостов, а потом и 19 железобетонных труб с таким расчетом, чтобы все эти 42 искусственных сооружения полностью закончить к 15 июля. Земляные работы начнутся немедленно после оттаивания земли и будут завершены к 15 августа. Ежесуточная норма укладки путей запроектирована в 3,3 км. Открытие движения от Канаша до Чебоксар намечено на 1 ноября. На строительстве будут работать 3 экскаватора, трактор-скипер Бекера, автосамосвалы, мотовозы, путеподъемники и другие механизмы. В самый горячий разворот работ (май-июнь) на строительстве будет занято до 4 тыс. рабочих».
Из постановления Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР от 27 мая 1937 г. «Об обеспечении рабсилой строительства железной дороги Канаш-Чебоксары»:
«...Обязать председателей райисполкомов нижеуказанных районов обеспечить к 1 июня рабочей силой строительство железной дороги в количестве: Чебоксарский район — 450 пеших, 400 конных; Ишлейский — 300 пеших, 450 конных; Цивильский — 150 пеших, 550 конных; Траковский — 250 пеших, 450 конных, Шихазановский — 350 пеших, 350 конных; Канашский — 300 пеших, 250 конных; Янтиковский — 200 пе ших, 400 конных; Татаркасинский — 100 конных; Аликовский — 100 конных; Мариинско-Посадский — 100 конных... » (Ф.203.Оп.2.Д.895.Л.118.)
Из постановления Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР от 21 июня 1937 г. «О ходе строительства железной дороги Канаш-Чебоксары»:
«1. Земляные работы по строительству железной дороги Канаш — Чебоксары закончить к 15 июля. В этих целях обязать нижеследующие райисполкомы и управления строительства организовать вербовку рабочей силы с лошадьми для выполнения к указанному сроку следующего объема земляных работ районами: Чебоксарский — 90 тыс. куб. м; Ишлейский — 110, Татаркасинский — 30, Аликовский — 24, Цивильский — 132, Марпосадский — 24, Вурнарский — 24, Ядринский — 20, Траковский —70, Урмарский — 40, Шихазановский — 78, Батыревский — 24, Яльчикский — 24, Янтиковский — 54, Шихирдановский — 50, Канашский — 70»(Ф.203.Оп.2.Д.895.Л.117.)
Из постановления Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР от 29 апреля 1938 г.:
«...учесть ошибки и недостатки в работе 1937 г. и развернуть решительную борьбу за установление большевистского порядка на стройке, твердой трудовой дисциплины и выполнения строительной программы 1938 г. поставив во главу рост стахановского движения, полное использование строймеханизмов и методов работы лучших стахановцев, повседневный контроль себестоимости и качества работ» (Ф.529.Оп.1.Д.19.Л.34)
Из постановления Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР от 19 августа 1938 г.:
«...Обязать председателей райисполкомов организовать выход рабочей силы на строительство железнодорожной линии Канаш — Чебоксары с таким расчетом, чтобы строительство этой линии полностью закончить к 1 октября 1938 г.» (Ф.203.Оп.1.Д.559.Л.41.).
Из заметки «Я — член коллектива строителей» путевого рабочего-стахановца Ф. Семенова в газете «Красная Чувашия» от 22 января 1939 г.:
«Первая наша работа, за которую взялись, была работа по исправлению проколов пути, по планировке земляного полотна. С ней мы справились за 5 дней, выполняя нормы на 100-150%. В октябре на нашем околодке производилась разгонка зазоров между рельсами. И здесь работали по-стахановски, добиваясь выполнения норм на 170%. Помнится, как балластировали мы на выемках. На 81 километре работы велись при сильном дожде. Но трудности не остановили нас. Мы знали, что нужно спасти выемку от непогоды, забывали о промокшей одежде, о ветре, гулявшем по выемке, о топкой осенней грязи. И опасность, угрожавшая этому важному участку трассы, была предотвращена. По дну выемки лег хороший забалластированный путь. Успешно мы разрешили и задачу подготовки к зиме. На всем протяжении нашего околодка была сделана окончательная отделка пути, были устранены все перекосы. Бригады соревновались между собой и в этом соревновании первенство завоевала та бригада, в которой я работаю. В бригаде путейцев 26 человек, из них 12 — ударники и стахановцы. Среди последних особенно выделяются своей работой Е. Леонтьев, К. Сорокин, Д. Давыдов, А. Никонорова и А. Иванова. Они обычно выполняют нормы не ниже 150%. И мы боремся за то, чтобы их показатели стали показателями всей бригады в целом. Сегодня, в радостный для республики день заявляю от имени бригады: мы приложили все усилия к тому, чтобы поезда проходили по нашей линии без единой задержки, чтобы машинисты радовались, глядя на ровные рельсы нашей железнодорожной линии».
Железная дорога Канаш — Чебоксары сыграла большую роль в развитии экономики и культуры республики, особенно ее столицы. В годы Великой Отечественной войны по этой линии был перевезен ряд эвакуированных крупных промышленных предприятий. Их размещение в столице Чувашии заложило основу развития чебоксарского промышленного узла. Здесь появились десятки крупных предприятий машиностроительной, легкой, пищевой, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности.
Сейчас усилия железнодорожников линии Канаш — Чебоксары направлены прежде всего на обеспечение эффективного и безопасного движения поездов, четкое обслуживание пассажиров, на своевременную доставку и сохранность перевозимых грузов.
Список использованной литературы:
1. Начинается строительство железнодорожной линии Канаш — Чебоксары. Беседа с начальником строительства дороги тов. Я.П. Вавилкиным. // Красная Чувашия. - 1937 г. – 27 февраля.
2. Ф. Семенов. Я – член коллектива строителей. // Красная Чувашия. – 1939 г. – 22 января.
3. А. Петров. Магистраль соединила Чебоксары со всей страной. // Советская Чувашия.- 1999 г . – 21 января.
Т.А. Брызгалова
62-14-95