Государственный исторический архив
Чувашской Республики
27.06.2014
Сельские храмы
Многие верующие нашей республики неравнодушно относятся к истории создания церквей, к их деятельности. До Октябрьской революции 1917 г. жизнь человека полностью была связана с церковью. После революции общество изменилось, особенно в духовной сфере.
В БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии поступают запросы на различные темы, в том числе и по истории сельских храмов. Одним из таких заявлений, поступивших в текущем году, был запрос от жителя г. Чебоксары, где он интересуется историей церкви с. Сабанчино Яльчикского района. В документах архивных фондов и научно-справочной библиотеки архива имеются сведения о создании и закрытии данной церкви.
В журнале «Известия по Казанской епархии» (1 октября 1901 г., № 19), издаваемой при Казанской духовной академии, описывается освящение церкви с. Сабанчино Яльчикского района: «17 сентября сего года и[сполняющим] д[должность] благочинным Павлом Сперанским в сослужении окружного духовенства освящен вновь построенный храм во имя Св. Архистратига Божия Михаила в селе Сабанчине Тетюшского уезда».1 В книге Л.Ю. Браславского «Православные храмы Чувашии» говорится о строительстве храма в этом же селе: «Церковь Архангела Михаила построена на средства прихожан в 1901 г., однопрестольная, церковь деревянная, теплая, длина с колокольней 12 саж., наибольшая ширина 4 саж., высота до верхнего карниза 6 саж. На церкви одна глава. Иконостас: длина 3 саж. 2 арш., высота 3 саж. Колокольня 3-ярусная, высота 7 саж. Не сохранилась».2
По сведениям Сабанчинского сельсовета Яльчикского района Чувашской АССР на 10 июля 1937 г. в приходе церкви с. Сабанчино числилось 511 православных верующих, прихожанами были жители из двух близлежащих деревень Тораево и Ап-Эштебенево. На основании общих собраний граждан с. Сабанчино, д. Тораево, д. Ап-Эштебенево и президиума Сабанчинского сельского Совета, заседанием исполкома Яльчикского районного Совета депутатов трудящихся от 7 августа 1939 г. было принято решение о закрытии церкви и передаче здания под школу.3 Это происходило в период массовых закрытий церквей в начале XX в.
В научно-справочной библиотеке и фондах архива хранятся журналы, книги, документы о бывших церквях и молитвенных домах Чувашии, многие из которых были закрыты в 20-х-30-х годах прошлого столетия: снесены, разобраны или отданы под культурно-просветительные учреждения. Сейчас строятся большие и маленькие церкви на средства населения или перечисления разных организаций. Каждый может внести свою посильную лепту в общее дело духовного возрождения страны. Возрождение храмов способствует нравственному воспитанию молодежи, воспитанию истинного патриотизма в в подрастающем поколении.

Л.В. Федотова
62-14-95

1НСБ. «Известия по Казанской епархии». Казань. 1901. С. 916.

2Л.Ю. Браславский. «Православные храмы Чувашии». Чебоксары. 1995. С. 251.

3ГИА ЧР. Ф.Р. 831. Оп. 2. Д. 188. Л. 280-281.