Государственный исторический архив
Чувашской Республики
28.05.2015
Творческая победа чувашского театра
В Год литературы в России и К.В. Иванова в Чувашской Республике обращается большое внимание на творчество деятелей литературы, в том числе основоположника чувашской поэзии Константна Иванова, который оставил богатое литературное наследие последующим поколениям. Поэма «Нарспи» не перестает волновать сердца читателей. Любовь народа к бессмертному творению классика чувашской поэзии с годами все больше возрастает. Поэма всегда была притягательной и для драматургов, и для композиторов.

Документы архивного фонда госистархива «Управление по делам искусств при Совете Министров Чувашской АССР» (Ф.Р-1581) за 1949 г. рассказывают, как на сценах Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова спектакль по поэме «Нарспи», начиная с 1923 г., ставился много раз. Театр создавал постановки, в которых гармонично соединились усилия режиссеров, актеров, композиторов и художников. Спектакль получил широкое признание в народе.

Зрителей захватывала стихия жизни героев спектакля – вольнолюбивых, смелых, неукротимо рвущихся к свободе, счастью, духовной независимости. Каждое новое поколение постановщиков, актеров и зрителей обнаруживал в поэме Иванова мотивы и темы, близкие ему. Если в первой постановке особенно полно прозвучала на сцене тема разоблачения острых противоречий эксплуататорского строя, только что свергнутого народом, то в послевоенных представлениях особенно широко и вольно раскрылась высокая поэтичность произведения, романтика образов, прославление красоты человеческих чувств. Спектакль раскрывал душу и характер народа, его жизнь в прошлом с извечным стремлением к счастью, социальной справедливости.

Глубокий драматизм, действенность поэмы, ее поэтические достоинства и яркость образов всегда привлекали внимание чувашского театра. Театр понимал всю ответственность, какая ложится на него в работе по сценическому воплощению любимого произведения народа, ибо зритель не потерпел бы ни малейшего расхождения с оригиналом или снижения его достоинств.

В документах подчеркивается, как чувашские драматурги А. Калган и В. Алагер, инсценировавшие поэму в послевоенные годы, достигли безусловного успеха в своей работе. Им удалось сохранить поэтические красоты и острую сюжетную линию произведения, передать социальный портрет, которым пронизана поэма. Авторы инсценировки не превратили «Нарспи» в любовную драму, а дали вслед за Ивановым, широкое реалистическое полотно из жизни чувашской деревни в прошлом со всеми ее социальными противоречиями.

Спектакль, поставленный на сцене Чувашского государственного академического театра главным режиссером, заслуженным деятелем искусств Чувашской АССР Л. Родионовым в середине 20 века, стал выдающейся победой чувашского театрального искусства. Успех заключался, прежде всего, в том, что театр сумел чрезвычайно глубоко, в яркой художественной форме донести до зрителя идейные и поэтические достоинства произведения, нарисовать колоритные картины прошлого и с большим художественным тактом и вдохновением воплотить на сцене незабываемые образы поэмы.

«Нарспи» – спектакль, в котором его крепкая, жизненная реалистическая основа органично переплетена с романтической одухотворенностью и приподнятостью. Этим необходимым качеством истинно выдающегося произведения искусства объяснялась впечатляющая сила спектакля. Несмотря на трагический сюжет пьесы, театр создал оптимистический, жизнеутверждающий спектакль, полный горячего отрицания прошлого и страстного стремления к прекрасному будущему. Мысли и чувства героев, их внешний облик, картины деревни Сильби и прилегающего к ней леса непрестанно удерживали внимание в атмосфере национального своеобразия. Декорации и костюмы, выполненные по эскизам молодого чувашского художника П. Дмитриева, живописно и красочно рисовали обстановку глухой чувашской деревушки, создавая реалистический фон для сценического действия. Музыка к спектаклю, написанная композитором, заслуженным деятелем искусств Чувашской АССР Г. Хирбю по мотивам народных мелодий, органично включалось в действие и являлось естественным и необходимым элементом спектакля. Полно во всей значительности раскрывалась идея произведения в искусстве актеров. Исполнительница роли Нарспи молодая актриса Т. Ерусланова создала замечательный образ чувашской женщины. Обаятельный, искренний образ Сетнера, созданный заслуженным артистом Чувашской АССР К. Ургалкиным, глубоко волновал зрителя. Очень ярко и убедительно играли заслуженный артист Чувашской АССР И. Молодов, народная артистка Чувашской АССР О. Ырзем, заслуженная артистка Чувашской АССР Е. Шорникова. .

Постановка спектакля «Нарспи» Чувашским государственным академическим театром в 40-е годы 20 века стала уверенным шагом вперед к новым достижениям, вершинам сценического искусства. Большой успех достигнут благодаря мастерам русской сцены, в частности, русского актера театра и кино, режиссера М.М. Тарханова, воспитавшего большую группу талантливой актерской молодежи в ГИТИСе для чувашского театра.

Поэма «Нарспи» продолжает традиции чувашского народного творчества. Она обладает замечательными художественными достоинствами, которые обеспечивают ее прочный успех и долгую жизнь.

Источники:

Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 225.

Ф.А. Романова. Театр, любимый народом. Ч. 1973.



Аннотации к иллюстрациям:

К. Иванов. «Нарспи» (инсценировка А.Калгана и В. Алагера). Нарспи – Т. Ерусланова, Михидер – Г. Фадеев, мать Нарспи – Е. Шорникова. 1948 г.

К. Иванов. «Нарспи». Сцена из спектакля. 1948 г.



В.И. Харитонова

62-14-95