Государственный исторический архив
Чувашской Республики
25.12.2015
Страницы истории Алатырской женской гимназии
В системе образования Российской империи гимназическое образование занимало особое место. До появления реальных училищ гимназия была единственным образовательным учреждением, которое давало законченное полное среднее образование. Основной ее целью была подготовка учащихся к дальнейшему продолжению учебы в университете. Аттестат гимназии имел особую ценность и для тех, кто не собирался продолжать обучение в университете, так как давал возможность заняться педагогической деятельностью в начальных училищах, поступить на государственную службу, посвятить себя другой практической деятельности. В общественном мнении само звание гимназиста поднимало престиж и статус человека.

В Государственном историческом архиве Чувашской Республики хранится фонд Алатырской женской гимназии (Ф-209), где сосредоточены материалы об организации учебного процесса, о внеклассных мероприятиях, личные дела преподавателей, ведомости успеваемости, списки учениц и многое другое.

27 декабря 1860 г. открылось Алатырское женское училище II разряда. На должность начальницы была назначена супруга алатырского городского головы Мария Ивановна Орлова, однако, уже в 1862 г. по семейным обстоятельствам она вынужденно оставила эту должность[1]. Попечительницей училища была жена алатырского уездного предводителя дворянства Варвара Петровна Попова[2], которая также недолго проработала в связи с ухудшением здоровья. Ее преемницей стала помещица Е.Е. Свеяженикова, затем с 1864 по 1869 гг. – княгиня Надежда Дмитриевна Тенишева[3].

Начальницы менялись регулярно раз в 2-4 года. Такое положение существовало до 1879 г., пока эту должность не заняла Анна Авимовна Иванова, успешно справлявшаяся со своими обязанностями до 1918 г.

Большую роль в первые годы функционирования училища сыграли благотворительные взносы. Так, в 1861 г. городской голова, купец второй гильдии Степан Иванович Орлов направил в попечительный совет 38 рублей 50 копеек серебром, пожертвованные купеческим обществом, как единовременное пособие на нужды вновь открываемого учебного заведения[4]. Городская дума организовала сбор средств с купцов и мещан города Алатыря на содержание учебного заведения. Общая сумма составила 505 рублей 05 копеек серебром [5].

В 1862 г. по распоряжению Симбирского вице-губернатора попечительный совет принял от городской головы С.И. Орлова деревянный дом, который был окончательно обустроен и документально оформлен для размещения в нем женского училища[6].

Училище пользовалось большим авторитетом в уездном центре. Об этом красноречиво говорят факты большого числа пожертвований в пользу заведения. 8 ноября 1863 г. дворянин Мятлев через купца Ползикова передал 150 рублей серебром на обучение в течение двух лет 15-ти девиц[7].

Одним из первых учителей, занимавшихся первоначальным обучением детей в училище, являлся мещанин Иван Николаевич Ильин[8]. На протяжении долгих лет он совмещал работу преподавателя и делопроизводителя и неоднократно удостаивался наград. В 1909 г. Иван Николаевич ушел в отставку[9].

На декабрь 1863 г. в училище числилось 28 учениц: в 1 классе – 8, во 2 – 6, в 3 – 3, в приготовительном классе – 11. По штату числились: попечительница, начальница, две надзирательницы и законоучитель. Кроме того, с ученицами занимались два преподавателя уездного училища и учитель приготовительного класса[10].

Алатырское женское училище II разряда в 1870 г. было преобразовано в трехклассную женскую прогимназию, в 1906-1908 гг. открылись V-VII классы, а в 1909 г. преобразована в гимназию. В том же году во вновь возведенном пристрое к зданию женской прогимназии[11] открылся VIII педагогический класс. В помещении гимназии было 8 учебных классов, рекреационный зал, учительская комната, квартира начальницы, два передника и служительная комната[12].

В Алатырской женской гимназии преподавали закон божий, русский язык, географию, историю, арифметику, чистописание. Желающие изучали славянский, французский или немецкий языки. Гимназистки свои творческие способности могли показать на уроках рукоделия. Предметы, созданные ученицами, в дальнейшем разыгрывались в лотерею[13]. Отличившихся награждали похвальными грамотами и книгами. Так, в 1864 г. из 28 учениц успешно закончили курс обучения половина, из них 4 были награждены книгой и похвальной грамотой, 2 – похвальным листом, 1 – книгой[14].

Открытие V-VII классов послужило толчком для введения в курс обучения новых предметов: алгебры, геометрии, физики, педагогики и космографии.

В гимназии часто проводились мероприятия по празднованию юбилейных дат. Из документов следует, что в марте 1909 г. отмечали 100-летнюю годовщину со дня рождения Н.В. Гоголя[15], в ноябре 1911 г. – 200-летие со дня рождения М.В. Ломоносова[16]. Как правило, в такие дни всех учащихся освобождали от учебных занятий, в заведениях, где имелись православные учащиеся, проводили панихиду с участием хора гимназии. В актовом зале устраивали торжества с чтением ученицами литературных произведений, исполнением народного гимна, каждому ученику в конце мероприятия вручались художественно исполненные портреты юбиляров.

Среди дел фонда имеются материалы о праздновании 300-летия Царствования Дома Романовых (Ф-209)[17]. К сведению, 21 февраля 1913 г. исполнилось 300 лет со дня одного из самых знаменательных событий в жизни Российской империи – избрания на царство Прирожденного Государя Михаила Феодоровича Романова.

Торжество проходило и в городе, и в селах, в зависимости от программы и погодных условий в разные часы. В больших помещениях праздники устраивали для нескольких училищ. Залы украшали ветками сосен, флагами, лентами, искусственными цветами, материей. Учащиеся гимназии во главе со всеми преподавателями собирались на торжественное мероприятие и принимали участие в крестном ходе с имеющимися национальными и школьными флагами. Кроме учеников присутствовали земские начальники, попечители, почетные лица волости, родители. Торжество начиналось пением народного гимна, который исполнялся перед украшенными портретами царствующего Дома Романовых, после которого следовало краткое сообщение о всенародном избрании на царство Михаила Феодоровича Романова, подготовленное ученицами[18].

В декабре 1918 г. Алатырская гимназия была преобразована во вторую Алатырскую советскую школу II ступени[19]. За 58 лет своего существования это учебное заведение выпустило около 1160 учениц, многие из которых стали педагогами и способствовали повышению образовательного уровня Симбирской губернии[20].

[1] ГИА ЧР. Ф.209 Оп.1. Д. 3. Л. 16.

[2] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 2. Л. 4.

[3] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 16. Л. 9.

[4] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 2. Л. 9.

[5] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 2. Л. 15.

[6] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1 Д. 3. Л. 5.

[7] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 4. Л. 22.

[8] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 2. Л. 23.

[9] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 225.

[10] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 4. Л. 33.

[11] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 210. Л. 92.

[12] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 352. Л. 1.

[13] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 16 Л. 7.

[14] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 7. Л. 53а.

[15] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 210. Л. 26.

[16] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 216. Л. 239.

[17] ГИА ЧР. Ф.209. Д. 236.

[18] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1 Д. 236. Л. 20.

[19] ГИА ЧР. Ф.209. Оп. 1. Д. 313а. Л. 23.

[20] Арсентьева А.В. История Алатырской женской гимназии (1858-1917 гг./А.В. Арсентьева// Вопросы истории народов Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1997 г. С. 202.

Н.А. Соловьева

62-14-95