24.02.2016
Радуга
Ожидание на свет новой жизни – какое же это прекрасное время. Как много надежд связано с появлением на свет маленького человека, такого родного и такого желанного. И это особое состояние души, в котором пребывает будущая мама. Приятное волнение перед первой встречей, радость первого взгляда, умиление и гордость за себя и своего малыша. Такие чувства в идеале должна испытать каждая мать.
Но, к сожалению, бывает и иначе…
«Кровь бьет молоточками в висках, в запястье. Она положила руку на живот. Кровь билась маленьким молоточком и там. Невыразимое отвращение к собственному телу. Это уже не ее тело, это гнездо фрица, которого еще нет, который еще не существует и все-таки существует. Если она ест, это не она ест, это жрет фриц, жрет, чтобы расти, чтобы развиваться, чтобы припечатать ее несчастье. Если она спит, то сон подкрепляет не ее, нет, это отдыхает фриц. Она не могла думать о нем: ребенок. […]…то что она носит и будет носить, то что она родит, это не ребенок». (о Малаше из повести В.Л. Василевской «Радуга»).
Или так: «Она родила сына, обмыла его снегом, пробившимся в щели сарая и потеряла сознание. Она очнулась в комендатуре. Ее одели в какой-то грязный халат. Хаазе сказал ей: «Ваш сын будет жить только в том случае, если вы скажете, где отряд». Александра Мартыновна поднялась, посмотрела на всех широко раскрытыми глазами, и прошептала: «Дитя пощадите, он ни в чем не повинен»». (из очерка О.И. Курганова «Мать»).
«Что творится в ее душе, и как, как она терпит все эти изощренные издевательства и зверства?» Именно такими вопросами задавался зритель после просмотра переполненного эмоциями фильма «Радуга» 1943 г., который сразу после выхода на экраны страны стал мощнейшим оружием пропаганды.
Кинолента «Радуга» поставлена по одноименной повести Ванды Львовны Василевской, которая была напечатана в сентябре 1942 г. в газете «Известия». Произведение В.Л. Василевской «Радуга» основано на реальных событиях, происходивших в подмосковной деревне Уваровка в ноябре 1941 г. Тогда фашистами была насмерть замучена советская партизанка Александра Мартыновна Дрейман и холоднокровно убит ее новорожденный сын. Автор узнала о нечеловечески трудной судьбе жительницы Уваровки из очерка корреспондента Оскара Иеремеевича Курганова «Мать», опубликованного в феврале 1941 г. в газете «Правда».
Душераздирающая история Александры Дрейман вдохновила писательницу Василевскую на создание повести о жизни украинского села в период фашистской оккупации. Перед читателями проходят судьбы простых советских женщин, матерей или тех, кто только готовится ими стать, самозабвенно борющихся с гитлеровскими захватчиками. Прототипом главной героини повести Олёны Костюк стала Александра Мартыновна Дрейман. Несмотря на все картины душевных и физических страданий, «Радуга» пронизана оптимизмом, непоколебимой верой и надеждой на спасение. Название повести очень символично, ведь радуга – это дорога душ, мужественно павших за свою свободу, это символ их бесстрашия и бессмертия.
Очерк О.И. Курганова «Мать» и трагическая повесть В.Л. Василевской «Радуга» систематически переиздавались в газетах по всему Советскому Союзу. Эти произведения военной прозы о несгибаемой воле народа и его любви к своей Родине пользовались большим успехом у читателей, передавались из рук в руки на фронте и в тылу.
«Двое солдат вели ее по ночному городу. Морозный ветер обжигал ее тело, она куталась в платок, но шла молчаливая, связав узелком, распустившиеся светлые волосы, ноги ее босые, отекшие ступали по утоптанному снегу. Под утро она вернулась. […] Ее вид заставил всех содрогнуться. Она посинела. При свете восходящего дня, даже в этом полутемном сарае можно было различить ее постаревшее лицо. […] Три дня провела она в одиночестве в сарае, полуголая без воды и пищи», – описывал в своем очерке О.И. Курганов страдания беременной женщины.
В 1943 г. за создание киноверсии повести «Радуга» взялся маститый советский режиссер Марк Донской, к тому времени известный по всей стране за экранизацию автобиографических произведений М. Горького «Детство Горького» (фильм 1938 г.), «В людях» (фильм 1938 г.), «Мои университеты» (фильм 1939 г.). М.С. Донской славился своей способностью романтически и поэтически передать обыденные истории, показать самобытные человеческие характеры, сочетать колоритные бытовые сцены и тонкие жизненные наблюдения. Неудивительно, что снимать фильм о переполненной кошмарами жизни оккупированного немцами села, доверили именно ему.
Фильм «Радуга» снимался в тяжелейших условиях эвакуации в столице Туркменской ССР г. Ашхабад. На городском стадионе декораторы соорудили макеты деревенских изб, которые засыпали солью, заменявшей снег. Действие картины происходит в морозном декабре, а фильм снимали в сорокоградусную жару. Под палящим летним солнцем актеры, укутанные в зимние тулупы, исполняли свои роли.
Сценарий фильма несколько отличался от повести, поскольку невозможно уместить в полуторачасовом фильме все сюжетные линии, описанные В.Л. Василевской. Не вошла в киноверсию история о самой красивой девушке на селе Малаше Вышневой, которая после надругательств фашистов не смогла смириться с мыслью, что носит в себе «немецкое семя». Несмотря на это, эмоциональный посыл фильма ничуть не уступает книжному оригиналу. Режиссер смог создать потрясающий переполненный страданиями фильм о подлинном героизме, мужестве и преданности родной земле.
Некоторые сцены фильма снимать было особенно тяжело. Незадолго до съемок актриса Елена Тяпкина, игравшая роль Федосьи, хозяйки дома, где жил со своей русской любовницей немецкий офицер, узнала, что ее сын погиб на фронте. Вскоре после этого ей предстояло играть в эпизоде, когда Федосья, отправившись на реку за водой, нашла труп своего сына.
«— Сынок…
Она плакала. Сухие глаза смотрели, видели, впитывали в себя это зрелище: черное, как железо, лицо сына. Круглая дыра на виске, треснувшая ступня и то единственное, что говорило о смертных муках, – искривленные как когти, сведенные судорогой пальцы, впившиеся в снег». (из повести В.Л. Василевской «Радуга»).
До предела эмоционального напряжения доводится зритель, когда Олёне необходимо сделать выбор между предательством партизанского отряда и жизнью своего родного сына.
«— У тебя есть сын.
Желтое лицо просияло улыбкой, вырвавшейся с самого дна души. Да, у нее есть сын, есть сын…
— Ты хочешь, чтобы он был жив и здоров, хочешь, чтобы он вырос?...
Да, да. Ах, как она хотела, чтобы он был жив и здоров… Чтобы он рос… Он будет вставать на маленькие ножки, начнет семенить по избе, начнет переползать через порог, начнет хватать крохотными пальчиками ложку со скамьи. Побежит за кошкой, за собакой, за теленком, проберется в огород вырвать себе морковку. Потом станет большой, пойдет в школу, возьмет сумку с книжками, важный, напыжившийся… А потом? Она не могла себе представить, что будет потом. Не могла себе представить, что это крохотное существо вырастет во взрослого человека, который женится, у которого самого будут дети…
— А у тебя есть возможность спасти его. Есть возможность сохранить и свою жизнь и жизнь своего ребенка. Я даю тебе эту возможность. Не будь дурой и используй ее.
Олёна молчала. […]
— Ну?
Он медленно, страшно медленно поднимал револьвер.
И в этой разлившейся огромной, необозримой пустоте, одинокий, крохотный, трепетал ее сынок, розовый, голенький, повисший между землей и небом. Натянутая кожа, видимо, душила его. Он перестал плакать и не издавал ни звука… Грянул выстрел. Прямо в маленькое личико. Запахло порохом и дымом… Маленькие ножки безжизненно повисли, повисли крепко-крепко стиснутые кулачки. Личика не было — вместо него зияла кровавая рана». (из повести В.Л. Василевской «Радуга»).
А был ли у нее выбор? Рассказав о местонахождении партизан, Олёна предала бы не только свой отряд, она предала бы всех советских матерей, благословивших своих сыновей на священную войну с ненавистным врагом. Она предала бы весь свой народ, свою Родину, она предала бы саму себя и своего маленького сына.
Премьера кинокартины «Радуга» состоялась 24 января 1944 г. Фильм пользовался большой популярностью у зрителей, как в тылу, так и на фронте. С большим успехом проходили его показы и в Чувашии. В Государственном историческом архиве Чувашской Республики хранится фонд Ф.Р-1056 «Управление кинофикации при СНК Чувашской АССР», из документов которого мы узнаем, что «Радугу» демонстрировали во многих кинотеатрах республики. Особое внимание уделялось рекламированию фильма. В газете «Красная Чувашия» уже с февраля 1944 г. помещались афиши с указанием времени показов киноленты в Чебоксарском кинотеатре[1]. В Чувашии, как и во всей стране, осознавали тот факт, что «Радуга» стала сильнейшим оружием пропаганды в борьбе нашего народа с фашизмом. В 1944 г. в республике проводился комсомольско-молодежный кинофестиваль. Среди картин, демонстрировавшихся на фестивале, особый живой отклик получила кинокартина «Радуга». Перед началом фильма агитаторы выступали с пламенной речью, пронизанной ненавистью к фашистским захватчикам: «Гитлеровские бандиты ответят за свои злодеяния!» Его показывали, как на звуковых, так и на немых кинопередвижках. Актеры так искренне и так точно передавали зрителю свои душевные чувства и переживания, что фильм можно было смотреть и прочувствовать без единого звука. Фильм посмотрели в городах Чебоксары, Ядрин, Алатырь, Канаш, Козловка, Цивильск, Чкаловском, Шихазановском, Канашском, Красночетайском, Вурнарском, Урмарском, Янтиковском и других районах[2].
В октябре 1944 г. фильм «Радуга» вышел в прокат на зарубежных экранах. С первых же дней он стал мощнейшим инструментом эмоционального воздействия и на иностранного зрителя. Кинолента с большим успехом демонстрировалась на экранах по всей стране в США. Советские дипломаты рассказывали, что в кинотеатрах, где шла лента Донского, были устроены призывные пункты. «Радуга» производила такое сильное впечатление на людей, что американцы тут же записывались добровольцами на фронт. Фильм посмотрели во Франции, Швеции, Финляндии, а на послевоенных показах в Германии зрители не могли поверить, что фильм основан на реальных фактах, и что их соотечественники творили подобные зверства.
И сегодня кинофильм «Радуга», снятый, как говорится, «по горячим следам», не утратил своей огромной силы влияния на сознание зрителя. Кино настолько сильное, что захватывает и увлекает с первых кадров. Посмотрев его, вы еще долго будете пребывать в шоковом состоянии. В голове часто будут мелькать кадры из фильма: беременной Олёны, ступающей босыми ногами по холодному снегу, убийства мальчишки, пытающегося передать главной героине еду, и матери, вынужденной хоронить его в сенях собственной хаты. Все это было суровой реальностью военного времени. «Радуга» наглядно, без прикрас показывает нам, какой ценной досталась нашим бабушкам и дедушкам победа в Великой Отечественной войне. Мы должны быть им безгранично благодарны, ведь именно они подарили нам то самое «идеальное» мирное время, когда современные мамы, ожидая появления на свет ребенка, не опасаются за его жизнь.
[1] Красная Чувашия. 1944. 29 февраля, 4 марта и др.
[2] ГИА ЧР. Ф. Р-1056. Оп. 1. Д. 226. Л.241, 245-246.
Аннотации к фотодокументам:
1. Афиша к фильму «Радуга».
2-3. Кадры из фильма «Радуга» 1943 г.
4. Елена Тяпкина в роли Федосьи.
5. Афиша к фильму «Радуга» в газета Красная Чувашия. 29 февраля 1944 г.
6. План проведения комсомольско-молодежного кинофестиваля по Чувашской АССР. [1944 г.]. (Ф. Р-1056. Оп. 1. Д. 226. Л. 241).
7. Тематика лекций и докладов к кинокартинам. [1944 г.]. (Ф. Р-1056. Оп. 1. Д. 226. Л. 219 об.).
8. Отчет о проведении комсомольско-молодежного кинофестиваля по Чкаловскому району Чувашской АССР. 9 ноября 1944 г. (Ф. Р-1056. Оп. 1. Д.226. Л. 245-245 об.).
9. Отчет о проведении комсомольско-молодежного кинофестиваля по Алатырскому районному отделению кинофикации Чувашской АССР. 12 декабря 1944 г. (Ф. Р-1056. Оп. 1. Д. 226. Л. 246).
О.Г. Филиппова
62-14-95
Но, к сожалению, бывает и иначе…
«Кровь бьет молоточками в висках, в запястье. Она положила руку на живот. Кровь билась маленьким молоточком и там. Невыразимое отвращение к собственному телу. Это уже не ее тело, это гнездо фрица, которого еще нет, который еще не существует и все-таки существует. Если она ест, это не она ест, это жрет фриц, жрет, чтобы расти, чтобы развиваться, чтобы припечатать ее несчастье. Если она спит, то сон подкрепляет не ее, нет, это отдыхает фриц. Она не могла думать о нем: ребенок. […]…то что она носит и будет носить, то что она родит, это не ребенок». (о Малаше из повести В.Л. Василевской «Радуга»).
Или так: «Она родила сына, обмыла его снегом, пробившимся в щели сарая и потеряла сознание. Она очнулась в комендатуре. Ее одели в какой-то грязный халат. Хаазе сказал ей: «Ваш сын будет жить только в том случае, если вы скажете, где отряд». Александра Мартыновна поднялась, посмотрела на всех широко раскрытыми глазами, и прошептала: «Дитя пощадите, он ни в чем не повинен»». (из очерка О.И. Курганова «Мать»).
«Что творится в ее душе, и как, как она терпит все эти изощренные издевательства и зверства?» Именно такими вопросами задавался зритель после просмотра переполненного эмоциями фильма «Радуга» 1943 г., который сразу после выхода на экраны страны стал мощнейшим оружием пропаганды.
Кинолента «Радуга» поставлена по одноименной повести Ванды Львовны Василевской, которая была напечатана в сентябре 1942 г. в газете «Известия». Произведение В.Л. Василевской «Радуга» основано на реальных событиях, происходивших в подмосковной деревне Уваровка в ноябре 1941 г. Тогда фашистами была насмерть замучена советская партизанка Александра Мартыновна Дрейман и холоднокровно убит ее новорожденный сын. Автор узнала о нечеловечески трудной судьбе жительницы Уваровки из очерка корреспондента Оскара Иеремеевича Курганова «Мать», опубликованного в феврале 1941 г. в газете «Правда».
Душераздирающая история Александры Дрейман вдохновила писательницу Василевскую на создание повести о жизни украинского села в период фашистской оккупации. Перед читателями проходят судьбы простых советских женщин, матерей или тех, кто только готовится ими стать, самозабвенно борющихся с гитлеровскими захватчиками. Прототипом главной героини повести Олёны Костюк стала Александра Мартыновна Дрейман. Несмотря на все картины душевных и физических страданий, «Радуга» пронизана оптимизмом, непоколебимой верой и надеждой на спасение. Название повести очень символично, ведь радуга – это дорога душ, мужественно павших за свою свободу, это символ их бесстрашия и бессмертия.
Очерк О.И. Курганова «Мать» и трагическая повесть В.Л. Василевской «Радуга» систематически переиздавались в газетах по всему Советскому Союзу. Эти произведения военной прозы о несгибаемой воле народа и его любви к своей Родине пользовались большим успехом у читателей, передавались из рук в руки на фронте и в тылу.
«Двое солдат вели ее по ночному городу. Морозный ветер обжигал ее тело, она куталась в платок, но шла молчаливая, связав узелком, распустившиеся светлые волосы, ноги ее босые, отекшие ступали по утоптанному снегу. Под утро она вернулась. […] Ее вид заставил всех содрогнуться. Она посинела. При свете восходящего дня, даже в этом полутемном сарае можно было различить ее постаревшее лицо. […] Три дня провела она в одиночестве в сарае, полуголая без воды и пищи», – описывал в своем очерке О.И. Курганов страдания беременной женщины.
В 1943 г. за создание киноверсии повести «Радуга» взялся маститый советский режиссер Марк Донской, к тому времени известный по всей стране за экранизацию автобиографических произведений М. Горького «Детство Горького» (фильм 1938 г.), «В людях» (фильм 1938 г.), «Мои университеты» (фильм 1939 г.). М.С. Донской славился своей способностью романтически и поэтически передать обыденные истории, показать самобытные человеческие характеры, сочетать колоритные бытовые сцены и тонкие жизненные наблюдения. Неудивительно, что снимать фильм о переполненной кошмарами жизни оккупированного немцами села, доверили именно ему.
Фильм «Радуга» снимался в тяжелейших условиях эвакуации в столице Туркменской ССР г. Ашхабад. На городском стадионе декораторы соорудили макеты деревенских изб, которые засыпали солью, заменявшей снег. Действие картины происходит в морозном декабре, а фильм снимали в сорокоградусную жару. Под палящим летним солнцем актеры, укутанные в зимние тулупы, исполняли свои роли.
Сценарий фильма несколько отличался от повести, поскольку невозможно уместить в полуторачасовом фильме все сюжетные линии, описанные В.Л. Василевской. Не вошла в киноверсию история о самой красивой девушке на селе Малаше Вышневой, которая после надругательств фашистов не смогла смириться с мыслью, что носит в себе «немецкое семя». Несмотря на это, эмоциональный посыл фильма ничуть не уступает книжному оригиналу. Режиссер смог создать потрясающий переполненный страданиями фильм о подлинном героизме, мужестве и преданности родной земле.
Некоторые сцены фильма снимать было особенно тяжело. Незадолго до съемок актриса Елена Тяпкина, игравшая роль Федосьи, хозяйки дома, где жил со своей русской любовницей немецкий офицер, узнала, что ее сын погиб на фронте. Вскоре после этого ей предстояло играть в эпизоде, когда Федосья, отправившись на реку за водой, нашла труп своего сына.
«— Сынок…
Она плакала. Сухие глаза смотрели, видели, впитывали в себя это зрелище: черное, как железо, лицо сына. Круглая дыра на виске, треснувшая ступня и то единственное, что говорило о смертных муках, – искривленные как когти, сведенные судорогой пальцы, впившиеся в снег». (из повести В.Л. Василевской «Радуга»).
До предела эмоционального напряжения доводится зритель, когда Олёне необходимо сделать выбор между предательством партизанского отряда и жизнью своего родного сына.
«— У тебя есть сын.
Желтое лицо просияло улыбкой, вырвавшейся с самого дна души. Да, у нее есть сын, есть сын…
— Ты хочешь, чтобы он был жив и здоров, хочешь, чтобы он вырос?...
Да, да. Ах, как она хотела, чтобы он был жив и здоров… Чтобы он рос… Он будет вставать на маленькие ножки, начнет семенить по избе, начнет переползать через порог, начнет хватать крохотными пальчиками ложку со скамьи. Побежит за кошкой, за собакой, за теленком, проберется в огород вырвать себе морковку. Потом станет большой, пойдет в школу, возьмет сумку с книжками, важный, напыжившийся… А потом? Она не могла себе представить, что будет потом. Не могла себе представить, что это крохотное существо вырастет во взрослого человека, который женится, у которого самого будут дети…
— А у тебя есть возможность спасти его. Есть возможность сохранить и свою жизнь и жизнь своего ребенка. Я даю тебе эту возможность. Не будь дурой и используй ее.
Олёна молчала. […]
— Ну?
Он медленно, страшно медленно поднимал револьвер.
И в этой разлившейся огромной, необозримой пустоте, одинокий, крохотный, трепетал ее сынок, розовый, голенький, повисший между землей и небом. Натянутая кожа, видимо, душила его. Он перестал плакать и не издавал ни звука… Грянул выстрел. Прямо в маленькое личико. Запахло порохом и дымом… Маленькие ножки безжизненно повисли, повисли крепко-крепко стиснутые кулачки. Личика не было — вместо него зияла кровавая рана». (из повести В.Л. Василевской «Радуга»).
А был ли у нее выбор? Рассказав о местонахождении партизан, Олёна предала бы не только свой отряд, она предала бы всех советских матерей, благословивших своих сыновей на священную войну с ненавистным врагом. Она предала бы весь свой народ, свою Родину, она предала бы саму себя и своего маленького сына.
Премьера кинокартины «Радуга» состоялась 24 января 1944 г. Фильм пользовался большой популярностью у зрителей, как в тылу, так и на фронте. С большим успехом проходили его показы и в Чувашии. В Государственном историческом архиве Чувашской Республики хранится фонд Ф.Р-1056 «Управление кинофикации при СНК Чувашской АССР», из документов которого мы узнаем, что «Радугу» демонстрировали во многих кинотеатрах республики. Особое внимание уделялось рекламированию фильма. В газете «Красная Чувашия» уже с февраля 1944 г. помещались афиши с указанием времени показов киноленты в Чебоксарском кинотеатре[1]. В Чувашии, как и во всей стране, осознавали тот факт, что «Радуга» стала сильнейшим оружием пропаганды в борьбе нашего народа с фашизмом. В 1944 г. в республике проводился комсомольско-молодежный кинофестиваль. Среди картин, демонстрировавшихся на фестивале, особый живой отклик получила кинокартина «Радуга». Перед началом фильма агитаторы выступали с пламенной речью, пронизанной ненавистью к фашистским захватчикам: «Гитлеровские бандиты ответят за свои злодеяния!» Его показывали, как на звуковых, так и на немых кинопередвижках. Актеры так искренне и так точно передавали зрителю свои душевные чувства и переживания, что фильм можно было смотреть и прочувствовать без единого звука. Фильм посмотрели в городах Чебоксары, Ядрин, Алатырь, Канаш, Козловка, Цивильск, Чкаловском, Шихазановском, Канашском, Красночетайском, Вурнарском, Урмарском, Янтиковском и других районах[2].
В октябре 1944 г. фильм «Радуга» вышел в прокат на зарубежных экранах. С первых же дней он стал мощнейшим инструментом эмоционального воздействия и на иностранного зрителя. Кинолента с большим успехом демонстрировалась на экранах по всей стране в США. Советские дипломаты рассказывали, что в кинотеатрах, где шла лента Донского, были устроены призывные пункты. «Радуга» производила такое сильное впечатление на людей, что американцы тут же записывались добровольцами на фронт. Фильм посмотрели во Франции, Швеции, Финляндии, а на послевоенных показах в Германии зрители не могли поверить, что фильм основан на реальных фактах, и что их соотечественники творили подобные зверства.
И сегодня кинофильм «Радуга», снятый, как говорится, «по горячим следам», не утратил своей огромной силы влияния на сознание зрителя. Кино настолько сильное, что захватывает и увлекает с первых кадров. Посмотрев его, вы еще долго будете пребывать в шоковом состоянии. В голове часто будут мелькать кадры из фильма: беременной Олёны, ступающей босыми ногами по холодному снегу, убийства мальчишки, пытающегося передать главной героине еду, и матери, вынужденной хоронить его в сенях собственной хаты. Все это было суровой реальностью военного времени. «Радуга» наглядно, без прикрас показывает нам, какой ценной досталась нашим бабушкам и дедушкам победа в Великой Отечественной войне. Мы должны быть им безгранично благодарны, ведь именно они подарили нам то самое «идеальное» мирное время, когда современные мамы, ожидая появления на свет ребенка, не опасаются за его жизнь.
[1] Красная Чувашия. 1944. 29 февраля, 4 марта и др.
[2] ГИА ЧР. Ф. Р-1056. Оп. 1. Д. 226. Л.241, 245-246.
Аннотации к фотодокументам:
1. Афиша к фильму «Радуга».
2-3. Кадры из фильма «Радуга» 1943 г.
4. Елена Тяпкина в роли Федосьи.
5. Афиша к фильму «Радуга» в газета Красная Чувашия. 29 февраля 1944 г.
6. План проведения комсомольско-молодежного кинофестиваля по Чувашской АССР. [1944 г.]. (Ф. Р-1056. Оп. 1. Д. 226. Л. 241).
7. Тематика лекций и докладов к кинокартинам. [1944 г.]. (Ф. Р-1056. Оп. 1. Д. 226. Л. 219 об.).
8. Отчет о проведении комсомольско-молодежного кинофестиваля по Чкаловскому району Чувашской АССР. 9 ноября 1944 г. (Ф. Р-1056. Оп. 1. Д.226. Л. 245-245 об.).
9. Отчет о проведении комсомольско-молодежного кинофестиваля по Алатырскому районному отделению кинофикации Чувашской АССР. 12 декабря 1944 г. (Ф. Р-1056. Оп. 1. Д. 226. Л. 246).
О.Г. Филиппова
62-14-95