13.05.2016
Разгром немецких войск под Москвой
Бесстрашные хроникеры
Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для всего народа и для каждого советского человека. Свой счет предъявила война и художникам, и представителям творческой интеллигенции, и работникам киноискусства. Буквально с первых дней тяжелейшего для всей страны испытания кино вышло на передний план борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Кинематографисты сознавали себя мобилизованными идеологическими бойцами, солдатами «особого назначения», главным оружием которых была кинокамера.
С первых дней Великой Отечественной войны советская кинематография стала активно перестраивать работу на военный лад. На фронт выехали операторы кинохроники. Более 150 кинооператоров, среди которых были и ветераны кинохроники, мастера военного репортажа и «зеленая молодежь», только что окончившая Всесоюзный государственный институт кинематографии, и операторы художественного кинематографа, были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Съемки осуществлялись по непосредственным заданиям военного командования. Операторы-хроникеры участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в боевых самолетах и танках[1]. Кинооператоры оказались перед лицом всенародной беды и страшных человеческих потерь, пройдя горькими дорогами отступления вместе с частями Красной Армии.
Бесстрашные хроникеры рвались на передовую, чтобы снимать в реальных боевых условиях. Очень быстро, однако, выяснилось, что ни отчаянной храбрости, ни мужества на фронте недостаточно, здесь был необходим боевой опыт и элементарный военный кругозор. Оперативная обстановка менялась непредсказуемо, необходимо было понимать, что именно происходит на фронте. Многие боевые действия начинались рано на рассвете или вообще только глубокой ночью, а то и с использованием дымовой завесы, что делало сьемку просто невозможной. Постепенно, преодолевая шаг за шагом массу трудностей, советские фронтовые операторы учились снимать войну, приобретая бесценный боевой опыт. «Мы вскоре стали настоящими военными. Мы научились маскироваться. Мы поняли, что война – не одни атаки. Война – это огромный нечеловеческий труд, это бревна на болотах, грязь непролазная, размытые дождем дороги, ужасные ночлеги, бессонница», – писал военный оператор А.Г. Кричевский[2].
«Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы… Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм»
В сентябре 1941 г. на московском направлении гитлеровское командование сосредоточило отборные части своей армии – 1800 тыс. человек, 1700 танков, 1390 самолетов, свыше 14 тыс. орудий и минометов. Им противостояли советские войска численностью в 1250 тыс. человек, 7600 орудий и минометов, 990 танков, 677 самолетов (с учетом резервных авиагрупп). Операция носила кодовое название «Тайфун».
Наступление группы армий «Центр» началось 30 сентября. Массированными танковыми ударами ей удалось прорвать оборону советских войск и к 6 октября выйти к Вязьме. Однако стойкость и мужество советских солдат, сражавшихся в окружении под Вязьмой и Брянском, сковали крупные силы врага и затормозили его продвижение. Во второй половине октября враг, преодолев сопротивление окруженных у Вязьмы частей, вновь перешел в наступление. Используя преимущество в технике, немецко-фашистские части захватили Калинин, Малоярославец, Можайск, Волоколамск. 15 ноября началось новое наступление гитлеровцев на Москву. После ожесточенных боев им удалось захватить Клин, Солнечногорск, Крюково, Яхрому, Истру. К концу ноября немцы подошли к Москве на расстояние 25–30 км.
В этот сложнейший момент И.В. Сталин решил организовать съемки фильма о битве под Москвой. В ноябре 1941 г. он пригласил к себе председателя Госкино И. Большакова и сообщил ему: «Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад… Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм»[3].
На защиту Москвы поднялась вся страна. С Урала и из Сибири, с Дальнего Востока и из Средней Азии шли эшелоны с пополнением, вооружением, боеприпасами. По призыву партийных организаций трудящимися столицы была сформирована почти 50-тысячная армия народного ополчения, выступившая на фронт. 5–6 декабря ценой невероятных усилий от Калинина до Ельца советские войска перешли в контрнаступление.
В результате успешного контрнаступления к началу января 1942 г. Красная Армия освободила Калинин, Калугу, сотни городов и сел. За месяц враг был отброшен от Москвы на 100–250 км. Непосредственная угроза столице была ликвидирована. В ходе контрнаступления Красная Армия потеряла более 600 тыс. человек (немецкая армия 100–150 тыс.).
Победа под Москвой имела огромное военно-политическое значение. Гитлеровская армия, триумфально шествовавшая по Европе, потерпела первое крупное поражение с 1939 г. Под Москвой был окончательно сорван фашистский план «молниеносной войны»[4].
Именно эти события легли в основу первого большого полнометражного фильма о войне «Разгром немецких войск под Москвой» режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина.
«Разгром немецких войск под Москвой» или «Москва наносит ответный удар»
Мало кому сейчас известно, что пятнадцатая церемония вручения кинопремии «Оскар» (под таким брендом с начала 1940-х гг. известна премия Американской академии кинематографических искусств и наук), проходившая весной 1943 г., закончилась сенсацией. Впервые престижная награда вручалась иностранной картине. В новой номинации за лучший полнометражный документальный фильм победителем оказалась советская лента «Разгром немецких войск под Москвой»[5]. Это был первый советский фильм, завоевавший высший приз Американской киноакадемии.
«Разгром немецких войск под Москвой» – это уникальная документальная кинолента, созданная в тяжелейших условиях военного времени. Фильм полностью состоит из кадров кинохроники за период октября 1941 – января 1942 гг. В нем освещаются события Битвы под Москвой – одного из самых масштабных и кровопролитных сражений Второй мировой войны.
В фильме запечатлены важнейшие моменты организации обороны столицы, борьбы с противником на дальних ее подступах и контрнаступления советских войск, засняты первые населенные пункты, отвоеванные у врага: Венев, Михайлов, Клин, Рогачев, первые трофеи советских солдат и брошенная немецкая техника, прозвучали фрагменты речи И.В. Сталин, в рабочей обстановке показаны генерал армии Г.К. Жуков, генерал К.К. Рокоссовский, генерал И.С. Конев и другие. Впервые на экране открылось истинное лицо фашизма. Обугленные трупы военнопленных, горящие дома, разоренный дом-музей Льва Толстого в Ясной Поляне, полусгоревший дом Чайковского в Клине. «На экране сожженные города, виселицы, трупы, и на всем пути отступления фашистов следы насилия и варварства», – писал в своих воспоминаниях режиссер фильма И. Копалин[6].
Операторы работали в очень трудных условиях, делили с бойцами все тяготы боевой обстановки и день за днем, шаг за шагом фиксировали боевой путь советских войск. Негласный закон каждого фронтового оператора – быть вместе с частями, только испытав всю тяжесть походов, можно правдиво рассказать зрителю о героических подвигах Красной Армии. Входя вместе с передовой частью в оставленный немцами город, кинооператоры фиксировали следы фашистских зверств и радостные переживания жителей освобожденных селений[7]. О ходе съемочного процесса делился откровениями И. Копалин: «Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съемки были очень тяжелые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура»[8].
В съемках этого легендарного фильма принимал участие и уроженец г. Алатырь, оператор документального кино Виктор Александрович Штатланд. Метрическая запись о его рождении хранится в Государственном историческом архиве Чувашской Республики[9]. «Конница ринулась в бой, едва успеваю менять кассеты, хочется снимать без конца, ведь это первая победа войны!» – вспоминал В. Штатланд о съемках фильма «Разгром немецких войск под Москвой[10].
Картина вышла на экраны страны 23 февраля 1942 года, в день 24-й годовщины образования РККА. Лента получила широкое признание в СССР. В 1942 г. «Разгром немецких войск под Москвой» был удостоен Сталинской премии.
За рубежом показ киноленты вызвал эффект «разорвавшейся бомбы». Фильм был показан в 28 странах. Для показа в США «Разгром» был адаптирован для американского зрителя: переозвучен, перемонтирован и сокращен на 10 минут, название было заменено на «Москва наносит ответный удар» («Moscow Strikes Back»)[11].
В Чувашии фильм «Разгром немецких войск под Москвой» в прокат вышел без задержек и с большим успехом демонстрировался по всей республике. Так, в Чебоксарском кинотеатре показ фильма начали 25 февраля 1942 г. Через республиканскую печать и по радио систематически давались сообщения о фильме, помещались отзывы и описания в газетах: «Чǎвǎш Коммунĕ», «Красная Чувашия», районной газете г. Ядрин и т.д.
«Такой фильм, ярко отображающий боевые действия нашей славной Красной Армии, я вижу впервые. Это, безусловно, большая победа работников советского кино. В картине убедительно показано единство фронта и советского тыла. В дни, когда над столицей нависла черная угроза, москвичи и подмосковные колхозники вышли строить могучие пояса укреплений вокруг Москвы», – писал в своем отклике на киноленту дважды орденоносец, участник боев против немецко-фашистских войск В. Бобрик [12].
Сегодня фильм «Разгром немецких войск под Москвой» является ценнейшим историческим источником. И пусть в нем нет привычных для современного поколения сногсшибательных спецэффектов, тем не менее, просмотр ленты оставляет после себя неизгладимое впечатление, а понимание того, что это реальные съемки событий Великой Отечественной войны приводит в настоящий ужас. «Разгром» показывает истину войны, войну без прикрас, суровую и мужественную, со всеми ее жертвами. Он является документальным свидетельством того, какой героический подвиг совершили наши дедушки и бабушки, какие нечеловеческие усилия были приложены для победы над ненавистным врагом, имя которому – фашизм.
Аннотации к фотодокументам:
1-2. Военные операторы. Фотографии из статьи «Оружие особого рода» Е. Музрукова в журнале «Братишка». 2013 г.
3. Кадр из фильма «Разгром немецких войск под Москвой» 1942 г. Строительство оборонительных рубежей.
4. Кадр из фильма. Речь Сталина.
5. Кадры из фильма: строительство оборонительных рубежей, добровольцы вступают в ряды Красной Армии, разрушения в Ясной Поляне, зверства фашистов.
6. Титры и афиша к фильму.
7. Метрическая запись о рождении 11 (24) сентября 1912 г. советского кинооператора-документалиста В.А. Штатланд в г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Чувашской Республики).
8. Зарубежные афиши к фильму.
9-10. Афиши к фильму в газете «Красная Чувашия». 1942 г.
[1] Александров, Г.В. Эпоха и кино. – М., Политиздат, 1976. С. 228-229.
[2] Музруков, Е. Оружие особого рода / Е. Музруков // Братишка. - 2013. - № 5. - С. 20-25.
[3] Музруков, Е. Оружие особого рода / Е. Музруков // Братишка. - 2013. - № 5. - С. 20-25.
[4] Пособие по истории Отечества / Под ред. Курицина В.М. - М.: Простор, 2000.
[5] Музруков, Е. Оружие особого рода / Е. Музруков // Братишка. - 2013. - № 5. - С. 20-25.
[6] Красильников, С. Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев / С. Красильников // ТАСС. Информационное агентство России [Сайт].http://tass.ru/kultura/1920192?page=7
[7] Красная Чувашия. 1942. 23 февраля.
[8] Музруков, Е. Оружие особого рода / Е. Музруков // Братишка. - 2013. - № 5. - С. 20-25.
[9] ГИА ЧР. Ф-557. Оп. 1. Д. 195. Л. 367-368.
[10] Еланчук, А. В объективе – война / А. Еланчук // Московский комсомолец. 2005. 22 марта
[11] Разгром немецких войск под Москвой // Википедия [Сайт].https://ru.wikipedia.org/wiki/Разгром_немецких_войск_под_Москвой#cite_note-2
[12] Красная Чувашия. 1942. 23 февраля.
О.Г. Филиппова
62-14-95
Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для всего народа и для каждого советского человека. Свой счет предъявила война и художникам, и представителям творческой интеллигенции, и работникам киноискусства. Буквально с первых дней тяжелейшего для всей страны испытания кино вышло на передний план борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Кинематографисты сознавали себя мобилизованными идеологическими бойцами, солдатами «особого назначения», главным оружием которых была кинокамера.
С первых дней Великой Отечественной войны советская кинематография стала активно перестраивать работу на военный лад. На фронт выехали операторы кинохроники. Более 150 кинооператоров, среди которых были и ветераны кинохроники, мастера военного репортажа и «зеленая молодежь», только что окончившая Всесоюзный государственный институт кинематографии, и операторы художественного кинематографа, были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Съемки осуществлялись по непосредственным заданиям военного командования. Операторы-хроникеры участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в боевых самолетах и танках[1]. Кинооператоры оказались перед лицом всенародной беды и страшных человеческих потерь, пройдя горькими дорогами отступления вместе с частями Красной Армии.
Бесстрашные хроникеры рвались на передовую, чтобы снимать в реальных боевых условиях. Очень быстро, однако, выяснилось, что ни отчаянной храбрости, ни мужества на фронте недостаточно, здесь был необходим боевой опыт и элементарный военный кругозор. Оперативная обстановка менялась непредсказуемо, необходимо было понимать, что именно происходит на фронте. Многие боевые действия начинались рано на рассвете или вообще только глубокой ночью, а то и с использованием дымовой завесы, что делало сьемку просто невозможной. Постепенно, преодолевая шаг за шагом массу трудностей, советские фронтовые операторы учились снимать войну, приобретая бесценный боевой опыт. «Мы вскоре стали настоящими военными. Мы научились маскироваться. Мы поняли, что война – не одни атаки. Война – это огромный нечеловеческий труд, это бревна на болотах, грязь непролазная, размытые дождем дороги, ужасные ночлеги, бессонница», – писал военный оператор А.Г. Кричевский[2].
«Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы… Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм»
В сентябре 1941 г. на московском направлении гитлеровское командование сосредоточило отборные части своей армии – 1800 тыс. человек, 1700 танков, 1390 самолетов, свыше 14 тыс. орудий и минометов. Им противостояли советские войска численностью в 1250 тыс. человек, 7600 орудий и минометов, 990 танков, 677 самолетов (с учетом резервных авиагрупп). Операция носила кодовое название «Тайфун».
Наступление группы армий «Центр» началось 30 сентября. Массированными танковыми ударами ей удалось прорвать оборону советских войск и к 6 октября выйти к Вязьме. Однако стойкость и мужество советских солдат, сражавшихся в окружении под Вязьмой и Брянском, сковали крупные силы врага и затормозили его продвижение. Во второй половине октября враг, преодолев сопротивление окруженных у Вязьмы частей, вновь перешел в наступление. Используя преимущество в технике, немецко-фашистские части захватили Калинин, Малоярославец, Можайск, Волоколамск. 15 ноября началось новое наступление гитлеровцев на Москву. После ожесточенных боев им удалось захватить Клин, Солнечногорск, Крюково, Яхрому, Истру. К концу ноября немцы подошли к Москве на расстояние 25–30 км.
В этот сложнейший момент И.В. Сталин решил организовать съемки фильма о битве под Москвой. В ноябре 1941 г. он пригласил к себе председателя Госкино И. Большакова и сообщил ему: «Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад… Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм»[3].
На защиту Москвы поднялась вся страна. С Урала и из Сибири, с Дальнего Востока и из Средней Азии шли эшелоны с пополнением, вооружением, боеприпасами. По призыву партийных организаций трудящимися столицы была сформирована почти 50-тысячная армия народного ополчения, выступившая на фронт. 5–6 декабря ценой невероятных усилий от Калинина до Ельца советские войска перешли в контрнаступление.
В результате успешного контрнаступления к началу января 1942 г. Красная Армия освободила Калинин, Калугу, сотни городов и сел. За месяц враг был отброшен от Москвы на 100–250 км. Непосредственная угроза столице была ликвидирована. В ходе контрнаступления Красная Армия потеряла более 600 тыс. человек (немецкая армия 100–150 тыс.).
Победа под Москвой имела огромное военно-политическое значение. Гитлеровская армия, триумфально шествовавшая по Европе, потерпела первое крупное поражение с 1939 г. Под Москвой был окончательно сорван фашистский план «молниеносной войны»[4].
Именно эти события легли в основу первого большого полнометражного фильма о войне «Разгром немецких войск под Москвой» режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина.
«Разгром немецких войск под Москвой» или «Москва наносит ответный удар»
Мало кому сейчас известно, что пятнадцатая церемония вручения кинопремии «Оскар» (под таким брендом с начала 1940-х гг. известна премия Американской академии кинематографических искусств и наук), проходившая весной 1943 г., закончилась сенсацией. Впервые престижная награда вручалась иностранной картине. В новой номинации за лучший полнометражный документальный фильм победителем оказалась советская лента «Разгром немецких войск под Москвой»[5]. Это был первый советский фильм, завоевавший высший приз Американской киноакадемии.
«Разгром немецких войск под Москвой» – это уникальная документальная кинолента, созданная в тяжелейших условиях военного времени. Фильм полностью состоит из кадров кинохроники за период октября 1941 – января 1942 гг. В нем освещаются события Битвы под Москвой – одного из самых масштабных и кровопролитных сражений Второй мировой войны.
В фильме запечатлены важнейшие моменты организации обороны столицы, борьбы с противником на дальних ее подступах и контрнаступления советских войск, засняты первые населенные пункты, отвоеванные у врага: Венев, Михайлов, Клин, Рогачев, первые трофеи советских солдат и брошенная немецкая техника, прозвучали фрагменты речи И.В. Сталин, в рабочей обстановке показаны генерал армии Г.К. Жуков, генерал К.К. Рокоссовский, генерал И.С. Конев и другие. Впервые на экране открылось истинное лицо фашизма. Обугленные трупы военнопленных, горящие дома, разоренный дом-музей Льва Толстого в Ясной Поляне, полусгоревший дом Чайковского в Клине. «На экране сожженные города, виселицы, трупы, и на всем пути отступления фашистов следы насилия и варварства», – писал в своих воспоминаниях режиссер фильма И. Копалин[6].
Операторы работали в очень трудных условиях, делили с бойцами все тяготы боевой обстановки и день за днем, шаг за шагом фиксировали боевой путь советских войск. Негласный закон каждого фронтового оператора – быть вместе с частями, только испытав всю тяжесть походов, можно правдиво рассказать зрителю о героических подвигах Красной Армии. Входя вместе с передовой частью в оставленный немцами город, кинооператоры фиксировали следы фашистских зверств и радостные переживания жителей освобожденных селений[7]. О ходе съемочного процесса делился откровениями И. Копалин: «Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съемки были очень тяжелые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура»[8].
В съемках этого легендарного фильма принимал участие и уроженец г. Алатырь, оператор документального кино Виктор Александрович Штатланд. Метрическая запись о его рождении хранится в Государственном историческом архиве Чувашской Республики[9]. «Конница ринулась в бой, едва успеваю менять кассеты, хочется снимать без конца, ведь это первая победа войны!» – вспоминал В. Штатланд о съемках фильма «Разгром немецких войск под Москвой[10].
Картина вышла на экраны страны 23 февраля 1942 года, в день 24-й годовщины образования РККА. Лента получила широкое признание в СССР. В 1942 г. «Разгром немецких войск под Москвой» был удостоен Сталинской премии.
За рубежом показ киноленты вызвал эффект «разорвавшейся бомбы». Фильм был показан в 28 странах. Для показа в США «Разгром» был адаптирован для американского зрителя: переозвучен, перемонтирован и сокращен на 10 минут, название было заменено на «Москва наносит ответный удар» («Moscow Strikes Back»)[11].
В Чувашии фильм «Разгром немецких войск под Москвой» в прокат вышел без задержек и с большим успехом демонстрировался по всей республике. Так, в Чебоксарском кинотеатре показ фильма начали 25 февраля 1942 г. Через республиканскую печать и по радио систематически давались сообщения о фильме, помещались отзывы и описания в газетах: «Чǎвǎш Коммунĕ», «Красная Чувашия», районной газете г. Ядрин и т.д.
«Такой фильм, ярко отображающий боевые действия нашей славной Красной Армии, я вижу впервые. Это, безусловно, большая победа работников советского кино. В картине убедительно показано единство фронта и советского тыла. В дни, когда над столицей нависла черная угроза, москвичи и подмосковные колхозники вышли строить могучие пояса укреплений вокруг Москвы», – писал в своем отклике на киноленту дважды орденоносец, участник боев против немецко-фашистских войск В. Бобрик [12].
Сегодня фильм «Разгром немецких войск под Москвой» является ценнейшим историческим источником. И пусть в нем нет привычных для современного поколения сногсшибательных спецэффектов, тем не менее, просмотр ленты оставляет после себя неизгладимое впечатление, а понимание того, что это реальные съемки событий Великой Отечественной войны приводит в настоящий ужас. «Разгром» показывает истину войны, войну без прикрас, суровую и мужественную, со всеми ее жертвами. Он является документальным свидетельством того, какой героический подвиг совершили наши дедушки и бабушки, какие нечеловеческие усилия были приложены для победы над ненавистным врагом, имя которому – фашизм.
Аннотации к фотодокументам:
1-2. Военные операторы. Фотографии из статьи «Оружие особого рода» Е. Музрукова в журнале «Братишка». 2013 г.
3. Кадр из фильма «Разгром немецких войск под Москвой» 1942 г. Строительство оборонительных рубежей.
4. Кадр из фильма. Речь Сталина.
5. Кадры из фильма: строительство оборонительных рубежей, добровольцы вступают в ряды Красной Армии, разрушения в Ясной Поляне, зверства фашистов.
6. Титры и афиша к фильму.
7. Метрическая запись о рождении 11 (24) сентября 1912 г. советского кинооператора-документалиста В.А. Штатланд в г. Алатырь Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Чувашской Республики).
8. Зарубежные афиши к фильму.
9-10. Афиши к фильму в газете «Красная Чувашия». 1942 г.
[1] Александров, Г.В. Эпоха и кино. – М., Политиздат, 1976. С. 228-229.
[2] Музруков, Е. Оружие особого рода / Е. Музруков // Братишка. - 2013. - № 5. - С. 20-25.
[3] Музруков, Е. Оружие особого рода / Е. Музруков // Братишка. - 2013. - № 5. - С. 20-25.
[4] Пособие по истории Отечества / Под ред. Курицина В.М. - М.: Простор, 2000.
[5] Музруков, Е. Оружие особого рода / Е. Музруков // Братишка. - 2013. - № 5. - С. 20-25.
[6] Красильников, С. Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев / С. Красильников // ТАСС. Информационное агентство России [Сайт].http://tass.ru/kultura/1920192?page=7
[7] Красная Чувашия. 1942. 23 февраля.
[8] Музруков, Е. Оружие особого рода / Е. Музруков // Братишка. - 2013. - № 5. - С. 20-25.
[9] ГИА ЧР. Ф-557. Оп. 1. Д. 195. Л. 367-368.
[10] Еланчук, А. В объективе – война / А. Еланчук // Московский комсомолец. 2005. 22 марта
[11] Разгром немецких войск под Москвой // Википедия [Сайт].https://ru.wikipedia.org/wiki/Разгром_немецких_войск_под_Москвой#cite_note-2
[12] Красная Чувашия. 1942. 23 февраля.
О.Г. Филиппова
62-14-95