Государственный исторический архив
Чувашской Республики
31.01.2017
Культура обустройства жилья в Чувашской АССР в 1930-е гг.
Небольшая комната, ковер на стене, сервант с посудой (используемой только по праздникам), книжная полка, часы с гирьками и т.д. – все это элементы так называемого «советского быта», многие из которых сохранились в наших домах до сих пор. Массовое распространение такого образа и стиля жизни, который, можно сказать, стал традиционным, объясняется его рациональностью и удобством. Появление типичных элементов интерьера во многом связано с политикой «культурной революции», провозглашенной в СССР в 1920-е гг. В ходе масштабного проведения индустриализации и коллективизации многие жители деревень начали переселяться в города. Вчерашние крестьяне селились в общежитиях и бараках, в которых отсутствовали какие-либо удобства. Тяжелыми оставались и условия жизни в деревнях. Поэтому одной из важных задач государства было формирование новой культуры, в которой большое значение уделялось обустройству жилья. Одним из способов популяризации идеи «культурности» являлась местная периодическая печать. Так, на страницах журнала «Ĕç хĕрарăмĕ» («Работница») в 1936 г. вышла статья Николаевой «Пӳрт ҫурта йепле илемлетесси» («Как обустроить дом»)[1]. Она отражает процесс того, как советская власть пыталась бороться с антисанитарией, повышать уровень культурности людей.
Прежде всего для культурной жизни необходимо было ввести культуру чистого жилья. Николаевой осуждалась традиция, исходящая еще от крестьянского образа жизни – убираться в доме только перед крупными праздниками. Говорилось, что наводить порядок в доме необходимо каждый день, чаще мыть окна, особенно на 1–2-х этажах. Давались практические советы о том, как правильно проводить уборку, какие средства использовать. Автор призывает читательниц бороться с пылью в домах: изделия из хлопчатобумажной ткани, в основном покрывала, вычищать каждые 2–3 дня, стирать 1 раз в 12–15 дней; наволочки и простыни менять каждые 6 дней. Также советовалось использовать железную кровать вместо деревянной, чтобы не было клопов.
Большое внимание уделялось заботе о здоровье людей. Рекомендовалось проветривать помещения, следить за тем, чтобы в комнату попадал дневной свет, освещать комнату вечером, во время чтения. В качестве декора комнаты, а также для очищения воздуха автором советуется разводить комнатные растения. В статье подробно описывалось как отмывать листья от пыли, оберегать их от замерзания в зимнее время. Дом рекомендовалось обставлять живыми цветами, говорилось, что «сейчас такие (искусственные) цветы напоминают бедную жизнь».
Автором отмечалось, что многие в свою очередь просто не умеют правильно обустраивать свои жилые помещения. «Дешевые картины, фотографии без рамок и другие мелкие предметы на комодах и туалетных столиках – только сборники пыли», – говорится в журнале. На стенах предлагалось размещать «художественные портреты «вождей», одну-две картины в рамах»; личные и семейные фотографии хранить в альбомах. Автор подчеркивает, что на комоде или туалетном столике не должно быть лишних предметов: «Достаточно будет узорной салфетки, на ней чистого зеркала, одеколона, расчески, катушки ниток с иголкой и вазы для цветов, если имеется возможность – одну или две легко моющиеся фигурки животных».
Жителям Чувашии постепенно прививалась культура чтения: «У культурных людей в доме должен быть книжный шкаф или книжная полка», – указывает в статье Николаева. В 6-м номере журнала вышла статья «Хаçат журналсем вулани мĕнрен усăллă» («Польза от чтения газет и журналов»)[2], практически в каждом номере печатались отрывки произведений художественной литературы.
Таким образом, государство с помощью печатных изданий постепенно приучало людей жить в чистоте и порядке, вводило в норму новую советскую культуру. Все это способствовало воспитанию новых горожан и жителей деревни и было направлено на то, чтобы людям было максимально удобно жить в небольших помещениях. 1. Николаева. Пӳрт ҫурта йепле илемлетесси // Ĕç хĕрарăмĕ. 1936. № 1. С. 23–24; № 2. С. 16. 2. Перлов П. Хаçат журналсем вулани мĕнрен усăллă // Ĕç хĕрарăмĕ. 1936. № 6. С. 20. А.А. Платонова 62-14-95