Государственный исторический архив
Чувашской Республики
18.04.2017
Празднование Пасхи в России и других странах (из фондов библиотеки Государственного исторического архива Чувашской Республики)
16 апреля 2017 г. наступил долгожданный христианский праздник – Пасха. «Пасха - ежегодное торжество христиан, в память восстания из мертвых Спасителя; светлое Христово воскресенье… святая неделя».[1] Необычность праздника Пасхи в 2017 г. заключается в совпадении православной и католической Пасхи, которые рассчитываются по разным календарным системам и совпадают довольно редко.
До революции Пасха была государственным праздником. К празднику было приурочено 5 выходных дней. Нерабочими официально объявлялись пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник пасхальной недели.
В фонде дореволюционной литературы научно-справочной библиотеки Государственного исторического архива Чувашской Республики хранятся православные журналы, в которых освящается празднование дня Светлого Христова Воскресения, а также приметы, обряды, традиции разных народов, связанных с этим святым днем и всей последующей Пасхальной седмицей.
В журнале «Руководство для сельских пастырей» № 18 за 1883 г. можно познакомиться с традициями встречи праздника Пасхи у южных славян (к ним относятся болгары, македонцы, сербы, хорваты, словенцы, черногорцы): «В шесть часов утра… раздается колокольный звон в сельской церкви. Надев праздничные платья, селяне спешат в храм Божий; на лицах их сияет радость. Прийдя в церковь, они разставляют вокруг аналоя принесенные с собою корзины, в которых обыкновенно находятся: пшеничный хлеб, яйца, которые бывают или разрисованы разными рисунками, как например, изображениями петуха и креста, или же окрашены в разные цвета, окорок, чеснок, жареных поросят и деревянные сосуды с вином. По окончании богослужения, священник окропляет святою водою принесенные припасы, а селяне дают священнику за это освящение по яйцу»[2]. Выходя из церкви, крестьяне старались получить уголек из кадильницы, которым было принято освящать дома, обкуривать им пчельник, домашний скот. Считалось, что это предохраняет дом и хозяйство от несчастья. Затем вся семья торжественно усаживалась за стол для праздничной трапезы. В первый же день Пасхи крестьяне посещали своих родных и знакомых, а также, захватив с собой праздничные угощения и освященное вино, устраивали всеобщие народные гуляния с играми, песнями и плясками.
А вот что можно узнать о праздновании дня Пасхи у чувашей (чувашское название праздника звучит как «Мункун») в журнале «Известия по Казанской епархии», издаваемом при Казанской духовной академии, за 1879 г.: «К особенностям празднования Пасхи чувашами относится обычай путешествовать в гости к родным в соседние деревни и ходить всем вместе к каждому родственнику по очереди. В первый день после обеда каждый род веселится отдельно. К каждому роду принадлежит домов 5, 6, 7 и больше. Сначала идут в один дом, потом в другой, третий и т.д. Когда кончат ходить к родным, то начинают приглашать соседей, друзей и ходить по домам их… Молодые люди между тем разъезжают верхами по улицам, под предводительством атамана, который, обыкновенно, идет впереди всех и указывает – к кому заехать на веселье. Атаман ведет беседу с хозяином дома, отворяет в дом двери; выбранные по жребию собирают яйца и солод».[3]
В апрельском номере журнала Министерства земледелия и государственных имуществ под названием «Сельское хозяйство и лесоводство» за 1901 г. можно ознакомиться с многочисленными приметами, обычаями, пословицами, связанными с празднованием Пасхи Христовой у многих других православных народов: «Пасхальная неделя, святая неделя. Красная, славная, праздная, радостная, великденская, гремяцкая неделя»[4], «Светлое Христово Воскресение считается самым главным, самым большим праздником на Руси. Это праздник и в жизни крестьянина, совпадающий с целым рядом явлений в жизни природы, празднующей… свое весеннее возрождение, и потому, по понятиям крестьянина, принимающей участие в самом священном торжестве Пасхального дня. Не даром же, по убеждению наших крестьян, «На пасху солнце играет», а по древнерусскому преданию, в тот год, когда Христос возстал из мертвых, солнце целых восемь суток не заходило: первые два дня оно стояло на востоке, следующие три дня – на полудне, остальные два – на западе и только на восьмой день зашло»[5]. Поговорки о пасхальных днях имеют двойственный характер: они касаются и быта, с которым связаны пасхальные обряды и поверья, и природы: «На Святой дождь – добрая рожь (пословица Орловской губернии)», «Если на пасхе, во время крестнаго хода вокруг церкви, свечи не гаснут – к урожаю проса (чувашская пословица)», «На пасху ясное небо и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету»[6].
Пасха в православных дореволюционных журналах освящается как самый святой, самый главный и радостный день в жизни православного человека.
[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956. – Т.3: П. – С.23.
[2] Руководство для сельских пастырей. – 1883. - №18. – С.26. Руководство для сельских пастырей – 1883 – № 18 – С. 26. Руководство для сельских пастырей. – 1883. - №18. – С.26. Руководство для сельских пастырей. – 1883. - №18. – С.26.
[3] Известия по Казанской епархии. – 1897. – № 1. – С. 18-19.
[4] Сельское хозяйство и лесоводство. – 1901. - № 4. – С. 3.
[5] Там же. – С. 4.
[6] Там же. – С. 7.
Н.Н. Грошевихина