Государственный исторический архив
Чувашской Республики
25.09.2017
Ф.П. Павлов — талантливый композитор и драматург
25 сентября 2017 г. исполняется 125 лет со дня рождения Федора Павловича Павлова — композитора, драматурга, дирижера, одного из основоположников чувашской драматургии и профессиональной музыки. Фёдор Павлов является поистине известной фигурой, нынешняя культура чувашского народа многим обязана Павлову за его вклад в развитие достояния родной страны. До самой смерти этот человек сочетал несколько противоположных видов деятельности: научную, учительскую, общественную, творческую – причём всё получалось у него свободно и без лишних затруднений. Он является автором оригинальных сочинений в области инструментальной и вокально-симфонической музыки: «Чÿк» (Моление чуваш) и «Вăйă» (Хоровод), одной из лучших своих песен «Вĕлле хурчĕ» (Пчелка), первой чувашской комедии «Сутра» (На суде) и музыкальной драмы «Ялта» (В деревне), которая популярна и любима в народе до сих пор.
В Государственном историческом архиве Чувашской Республики хранятся метрические книги Гурьевской церкви с. Богатырево Ядринского уезда Казанской губернии, где за 1892 год имеетяс запись о рождении Федора Павловича Павлова. Здесь указано следующее: «Имя» - Феодор». «Дата рождения» - сентябрь, 13» (по старому стилю). «Дата крещения» - сентябрь, 20», родители крестьяне из с. Богатырево Павел Степанов и законная жена его Екатерина Степанова, оба православные[1]. Мальчик рос послушным и любознательным, и имея дома скудное количество литературы, Федор всё же интересовался книгами, оттого и научился читать в раннем возрасте. Очень рано Фёдору полюбились чувашские народные песни и музыка. Любовь к творчеству ребёнок перенял у родителей, скорее всего, от отца. Павел Степанович Павлов был замечательным народным танцором, к тому же он умел играть на гуслях. С самого детства, видя вокруг творческую обстановку, Фёдор и сам рос неординарным человеком.
В 1904-1907 гг. Ф.П. Павлов обучался в Икковском двухклассном училище Чебоксарского уезда Казанской губернии, о чем свидетельствует сохранившийся в архиве документ. В фонде «Симбирская чувашская школа» хранится свидетельство об окончании Симбирской чувашской учительской школы, где он обучался с 1 сентября 1907 г. по 20 мая 1911 г. и «был удостоен Педагогическим Советом Симбирской чувашской учительской школы звания учителя начального училища. Во время обучения в Симбирской чувашской учительской школе Павлов Ф.П. в течении 4 лет являлся стипендиатом Ядринского уездного Земства Казанской губернии».
Талант молодого парня заметил Иван Яковлевич Яковлев, после чего он был приглашен на работу в Симбирскую чувашскую учительскую школу. В документах отражены некоторые моменты его трудовой деятельности. Например, «...предложением Управления Казанского учебного округа от 4 сентября 1911 г. за № 20164 к преподаванию пения в Симбирской чувашской учительской школе был допущен на один год, в виде опыта, Феодор Павлов, с вознаграждением по 250 руб. в год, из которого 5 рублей вычитывалось в пенсионный капитал. В прошлом 1911 году в Симбирской чувашской учительской школе был выпуск, и многие певчие воспитанники окончили курс. В виду этого Павлову пришлось вновь организовать в школе церковный хор. Павлов очень усердно и умело повел дело и достиг очень хороших успехов; классные занятия по пению он вел также весьма удовлетворительно», «...хор Чувашской школы под управлением Павлова несколько раз приглашался петь на собраниях местных членов Православного Миссионерского и Палестинского обществ…».
С августа 1911 по сентябрь 1913 года Павлов, будучи учителем музыки Симбирской школы, записывал чувашские народные песни, обрабатывал их. Следует упомянуть оригинальные сочинения в области инструментальной и вокально-симфонической музыки: «Чÿк» (Моление чуваш) и «Вăйă» (Хоровод). Знаменательным событием стала постановка в Симбирской чувашской школе отдельных сцен из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин», осуществленную воспитанниками и преподавателями в феврале 1913 года.
В воспоминаниях Тимофея Парамоновича Парамонова, заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, есть строки о Павлове — учителе пения, скрипаче, солисте-исполнителе заглавной партии в опере и дирижере: «Ф.П. Павлов пел сидя на пне. Голос его был не очень сильный, однако прощальные мысли Ивана Сусанина, переданные им, трогали до глубины души… Особо удивительно дирижировал Ф.П. Павлов финал «Славься, славься». Хор и оркестр, руководимые им, блестяще показывали радость победы русского народа над интервентами в 1613 году… Раз на репетиции Ф.П. Павлов продирижировал с таким увлечением, что при последнем взмахе дирижерская палочка полетела к потолку»[2].
Учительница пения Капитолина Никитична Эсливанова писала в воспоминаниях: «Федор Павлович очень любил музыку, он отдался ей со всем пылом артистической натуры. Он мне сказал, что музыка — цель его всех устремлений»[3].
Своё творчество Павлов оценивал очень скромно – он просто любил писать музыку и создавать что-то новое, и так уж вышло, что дело всей его жизни полностью изменило духовную сторону жизни в Чувашии.
Не имея возможности учиться в специальном музыкально-учебном заведении, Фёдор Павлович поступил в сентябре 1913 г. в Симбирскую духовную семинарию. В мае 1916 г. он оканчил ее, служил псаломщиком. Впоследствии он работал преподавателем Кошлоушского, а затем — Балдаевского земских начальных училищ Ядринского уезда. В августе 1917 г. Чебоксарское уездное собрание избрало Павлова мировым судьей, и он с семьей переехал в с. Акулево Чебоксарского уезда.
Осенью 1917 года с учителем Анаткасинской трудовой школы М. Н. Назаровым Павлов организовал в Акулеве добровольную передвижную художественную труппу. Четырёхголосный хор исполнял революционные песни, русские и чувашские народные песни, обработанные Павловым.
Собирая народные песни, Павлов обрабатывал их для многоголосного хора. В 1917—1918 гг. рождаются гармонизации и обработки, написанные для хора учителей Акулевской волости: «Шупашкар туйи», «Хăйматлăх юрри», «Олту», «Чĕнтĕрлĕ кĕпер», «Вăрман витĕр», «Сап-сар кĕрĕк». В эти же годы Павлов создал одну из лучших своих песен «Вĕлле хурчĕ» (Пчелка) на собственный текст, написанный ещё в Симбирске.
В 1919 г. Павлов закончил первую оригинальную чувашскую комедию «Сутра» (На суде). Первая редакция пьесы была показана еще в 1918 г. Акулевской передвижной труппой.
В марте 1919 г. Павлов работал в Сятракасинской школе I ступени, затем в уездном отделе народного образования заместителем заведующего отделом. В октябре того же года он был переведён инструктором искусств.
В 1930 г. Павлов поступил на композиторское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Здесь он создал новые песни, однако тяжелая болезнь в самом расцвете сил отняла у чувашского народа замечательного композитора и писателя.
Талантливый композитор и педагог воспитал ряд молодых композиторов и музыкантов. В 1929 году на базе музыкальной школы г. Чебоксары образовался Чувашский государственный музыкальный техникум. Огромная заслуга в этом принадлежит основоположнику чувашской профессиональной музыки, композитору Ф.П. Павлову.
В ознаменование двадцатипятилетия со дня организации Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 28 октября 1954 г. Чебоксарскому музыкальному училищу присвоено имя чувашского композитора и драматурга Федора Павловича Павлова.
Павлов Федор Павлович – композитор и драматург, чья неутомимая энергия и чей большой талант обогатили чувашскую музыку прекрасными песнями, чьи пьесы пользуются в народе успехом. Чувашия, вне всякого сомнения, и сейчас помнит этого талантливого человека, который всю свою жизнь творил на благо своей Родины.
Примечание:
1. ГИА ЧР. Ф. 557. Оп. 9. Д. 89. Л. 360 об.
2. Иванов-Ехвет А.И. Музы ищут приют: К истории дореволюционных русско-чувашских культурных взаимосвязей. Музыка. Театр. Чебоксары. 1987. С. 222.
3. Там же.
М.М. Алексеева
62-14-95