05.10.2017
Номерные знаки на советских автомобилях в середине 1930-х гг.
В преддверии 80-й годовщины образования Государственной автомобильной инспекции в Чувашии нам в руки попал архивный документ с изложением инструкции по учету автотранспорта в СССР, утвержденной 28 декабря 1933 г. Особо наше внимание привлек раздел, содержащий описание государственного номерного знака. Номерные знаки, как известно, необходимый атрибут любого автомобиля, и на протяжении своей истории они многократно меняли свой облик.
Примечательно, что номерные знаки, изготовление которых возлагалось на главдортрансы и их местные органы, в официальном документе имеют второе, более приземленное, бытовое название – «жестянка». В случае, если машина передавалась органам Наркомвоенмора или Объединенного государственного политического управления, «жестянку» следовало снять и возвратить дортрансу. Пользователям автомобилей запрещалось любым способом деформировать номерные знаки, не допускалось их сгибание[1].
Бюрократические препоны вставали на пути, когда владелец перебрасывал машину из одной области, края или автономной республики в другие для постоянной работы. Здесь были возможны два варианта разрешения данного вопроса. Во-первых, сдать номерной знак дортрансу по месту его получения, если машину отправляли по железной дороге или водным путем. Во-вторых, сдать «жестянку» дортрансу по месту прибытия и взамен сданного получить новый автомобильный номер, если машину отправляли самоходом к месту назначения. От исполнения этой формалистской процедуры освобождались владельцы, перебрасывающие машину в другой регион для временной работы по мобилизации, не превышающей 3-месячный срок.
Автозаводам и авторемонтным мастерским, которые проводили испытания машин пробегом, давали на весь период испытаний специальный номерной знак с надписью «Проба»[2].
Регистрационные номера выпускались двух видов: нормального размера (18х35,5 см) – для автомобилей и уменьшенного размера (13х25 см) – для мотоциклов. «Жестянка» представляла собой прямоугольную металлическую пластинку с белым фоном, на которой изображался черной краской порядковый номер и условное наименование дортранса, не превышающее восьми букв. Эти обозначения размещались в две горизонтальные строки. Порядковый номер мог состоять из трех, четырех или пяти цифр, разделяющихся через каждые две цифры справа знаком тире[3].
Инструкцией предусматривался внешний вид транзитных знаков для машин, отправляемых автозаводами на места назначения по автогужевым дорогам. Транзитные знаки характеризовались двумя особенностями. Первая особенность заключалась в том, что во второй (нижней) строке вместо условного обозначения дортранса наносилось слово «Транзит» с определенной цифрой. Выбор цифры определялся в зависимости от автозавода. Завод им. Сталина (г. Москва) обозначался цифрой «1», Завод им. Молотова (г. Горький, ныне г. Нижний Новгород) – цифрой «2», а цифра «3» присваивалась Ярославскому автозаводу. Вторая особенность транзитного номера состояла в окрашивании фона «жестянки» в светло-желтый цвет[4].
На описываемый момент в Советском Союзе количество дортрансов достигало 41 наименования. Например, Ленинградский и Бурято-Монгольский дортрансы обозначались сокращениями «Лен-град» и «Бур-Монг.» соответственно; Чувашский и Татарский дортрансы – словами «Чувашия» и «Татария» соответственно; Центрально-Черноземный и Дальневосточный дортрансы – аббревиатурами «ЦЧО» и «ДВК» соответственно[5].
В заключение мы отметим, что означенные характеристики номерных знаков стали первым изменением в их внешнем виде в истории учета автомобилей в нашей стране после введения соответствующих стандартов в 1931 г.