Государственный исторический архив
Чувашской Республики
05.10.2017
Номерные знаки на советских автомобилях в середине 1930-х гг.
В преддверии 80-й годовщины образования Государственной автомобильной инспекции в Чувашии нам в руки попал архивный документ с изложением инструкции по учету автотранспорта в СССР, утвержденной 28 декабря 1933 г. Особо наше внимание привлек раздел, содержащий описание государственного номерного знака. Номерные знаки, как известно, необходимый атрибут любого автомобиля, и на протяжении своей истории они многократно меняли свой облик.
Примечательно, что номерные знаки, изготовление которых возлагалось на главдортрансы и их местные органы, в официальном документе имеют второе, более приземленное, бытовое название – «жестянка». В случае, если машина передавалась органам Наркомвоенмора или Объединенного государственного политического управления, «жестянку» следовало снять и возвратить дортрансу. Пользователям автомобилей запрещалось любым способом деформировать номерные знаки, не допускалось их сгибание[1].
Бюрократические препоны вставали на пути, когда владелец перебрасывал машину из одной области, края или автономной республики в другие для постоянной работы. Здесь были возможны два варианта разрешения данного вопроса. Во-первых, сдать номерной знак дортрансу по месту его получения, если машину отправляли по железной дороге или водным путем. Во-вторых, сдать «жестянку» дортрансу по месту прибытия и взамен сданного получить новый автомобильный номер, если машину отправляли самоходом к месту назначения. От исполнения этой формалистской процедуры освобождались владельцы, перебрасывающие машину в другой регион для временной работы по мобилизации, не превышающей 3-месячный срок.
Автозаводам и авторемонтным мастерским, которые проводили испытания машин пробегом, давали на весь период испытаний специальный номерной знак с надписью «Проба»[2].
Регистрационные номера выпускались двух видов: нормального размера (18х35,5 см) – для автомобилей и уменьшенного размера (13х25 см) – для мотоциклов. «Жестянка» представляла собой прямоугольную металлическую пластинку с белым фоном, на которой изображался черной краской порядковый номер и условное наименование дортранса, не превышающее восьми букв. Эти обозначения размещались в две горизонтальные строки. Порядковый номер мог состоять из трех, четырех или пяти цифр, разделяющихся через каждые две цифры справа знаком тире[3].
Инструкцией предусматривался внешний вид транзитных знаков для машин, отправляемых автозаводами на места назначения по автогужевым дорогам. Транзитные знаки характеризовались двумя особенностями. Первая особенность заключалась в том, что во второй (нижней) строке вместо условного обозначения дортранса наносилось слово «Транзит» с определенной цифрой. Выбор цифры определялся в зависимости от автозавода. Завод им. Сталина (г. Москва) обозначался цифрой «1», Завод им. Молотова (г. Горький, ныне г. Нижний Новгород) – цифрой «2», а цифра «3» присваивалась Ярославскому автозаводу. Вторая особенность транзитного номера состояла в окрашивании фона «жестянки» в светло-желтый цвет[4].
На описываемый момент в Советском Союзе количество дортрансов достигало 41 наименования. Например, Ленинградский и Бурято-Монгольский дортрансы обозначались сокращениями «Лен-град» и «Бур-Монг.» соответственно; Чувашский и Татарский дортрансы – словами «Чувашия» и «Татария» соответственно; Центрально-Черноземный и Дальневосточный дортрансы – аббревиатурами «ЦЧО» и «ДВК» соответственно[5].
В заключение мы отметим, что означенные характеристики номерных знаков стали первым изменением в их внешнем виде в истории учета автомобилей в нашей стране после введения соответствующих стандартов в 1931 г.
1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 803. Оп. 1. Д. 1. Л. 232.
2. ГИА ЧР. Там же. Л. 232 об.
3. ГИА ЧР. Там же. Л. 233–233 об.
4. ГИА ЧР. Там же. Л. 234.
5. ГИА ЧР. Там же. Л. 252 об.–253.
М.В. Шилин
62-14-95