Государственный исторический архив
Чувашской Республики
30.10.2017
Максимов Степан Максимович: жизнь и творчество музыканта
30 октября 2017 г. исполняется 125 лет со дня рождения Степана Максимовича Максимова — композитора, собирателя и исследователя чувашской народной песни, музыкального организатора и педагога, основателя и первого директора Чебоксарского музыкального техникума, одного из основоположников чувашской профессиональной музыкальной культуры. Богатейшие сокровища чувашского музыкального фольклора Степан Максимович умело использовал в своем творчестве. В его обработке получили качествен­но новое, еще более выразительное звучание десятки на­родных песен, пользующихся исключительной популяр­ностью. Среди них выделяются хоры: «Кӗреке юрри» (Застольная), «Атьӑр, хӗрсем, выляма» (Пойдемте, де­вушки, хоровод водить), «Ан авӑн, шӗшкӗ» (Не гнись, орешник), «Вӗҫ, вӗҫ, куккук» (Лети, лети, кукушка).
Композитор написал также много оригинальных пе­сен, лучшие из них «Ҫӑпата» (Лапти), «Колхозниксен ӗҫ юрри» (Колхозная трудовая), «Ҫуллахи пек» (Летний ветерок) и другие.
Есть деятели искусства, творческое наследие кото­рых не только остается вечно живым, но и служит не­исчерпаемым материалом для развития других талан­тов. Таким был в музыкальной культуре Чувашии Сте­пан Максимович Максимов — композитор, фольклорист и педагог.
Степан Максимович Максимов родился 18 октября (по новому стилю 30 октября) 1892 г. в селе Яншихово-Норваши Янтиковской волости Цивильского уезда (ныне Янтиковского района Чувашской Республики). «Об обстановке, в которой Степан провел детские годы, почти ничего неизвестно. Есть только несколько строчек в его автобиографиях. Итак, читаем строчки о семье: «Родители мои — крестьяне-чуваши. Хозяйство отца бедняцкое — у нас подолгу не бывало лошади и коровы».1
В родной деревне Степан Максимович оканчил двухклассную школу, затем в 1907 г. поступил в Симбирскую чувашскую учительскую школу. В Государственном историческом архиве Чувашской Республики, в фонде Симбирской чувашской учительской школы сохранилось прошение Степана Максимова от 2 августа 1907 г. о допуске к «приемным испытаниям» в Яковлевскую школу. Также имеется удостоверение об окончании Яншиховского двухклассного училища, в котором отмечается, что Степан Максимов «выказывал при продолжении всего курса прекрасные успехи, способности и прилежание, при этом всегда был отличного поведения».2 Вскоре его родители переселились в Си­бирь, а пятнадцатилетний Степан Максимов остался в Симбирске завершить образование. Во время каникул он ежегодно работал за хлеб у богатых крестьян своей деревни.
В Симбирской чувашский школе Степан Максимов учился в одном классе с Иоакимом Максимовым-Кошкинским и Федором Павловым. С последним у него сложились дружеские отношения.
Вместе с друзьями Степан Максимович окончил школу в 1911 г. Озабоченный подготовкой национальных музыкальных кадров, инспектор школы Иван Яковлевич Яков­лев предложил Федору Павлову и Степану Максимову провести летние месяцы в Симбирске, чтобы заняться совершен­ствованием знаний в скрипичной игре, теории музыки и гармонии. К началу нового учебного года Федор Павлов был назначен учителем пения, а Степан Максимов – учителем скрипичной игры. Вскоре в эпицентре событий оказывается Капитолина Эсливанова — выпускница женских педагогических курсов при Симбирской школе, назначенная на должность помощницы наставницы женского училища. Оба молодых учителя были неравнодушны к ней, однако Капитолина делает свой выбор в пользу Степана Максимова. Их свадьба состоялась 25 мая 1913 г., впоследствии у них появляется четверо дочерей — Галя, Нина, Зоя, Вера.
Летом 1914 г. Степан Максимов экстерном окончил курс в регентских классах при Казанском отделении Русского музыкального общества. После этого его музыкальная деятельность еще более расширяется. Будущий композитор начал интересоваться народными песнями.
Первый сборник его песен, отпечатанный шапирографом в количестве 150 экземпляров, вышел в 1918 г. в Симбирске («Чувашские народные песни»).
«В 1924 г. в одной из командировок в городе Ардатов Степану Максимовичу пришлось обратиться к зубному врачу. Лечила его Мария Степановна Войцехович. Знакомство, первоначально случайное, привело его к решению связать с ней свою дальнейшую жизнь».3 В 1926 г. в семье Степана Максимовича и Марии Степановны родился сын Лев.
Осенью 1925 г. Степан Максимович переехал в Чебоксары. В первое время он возглавлял отдел профессионального образования Чувашского Наркомпроса, с 1926 г. – музыкальную школу, а с 1929 г. – Чувашский государственный музыкальный техникум (ныне училище имени Ф.П. Павлова). В школе и техникуме он вел теорию и историю музыки, чувашскую музыку, гармонию.
Его стараниями были организованы этнографические концерты — в 1926 г. в Чебоксарах, в 1927 г. — в Москве.
С. Максимов — композитор-фольклорист, выдающий­ся собиратель чувашской народной музыки. Он объехал почти все районы Чувашии, десятки селений с чуваш­ским населением в Ульяновской и Самарской об­ластях, Татарии и Башкирии, на Урале, в Сибири с целью отбора и записи лучших образцов народных на­певов. Всего им собрано более двух тысяч чувашских песен и инструментальных мелодий.
Записи Степана Максимова во всех случаях получали вы­сокую оценку. Друг композитора Ф. П. Павлов писал о них: «Что мелодия - то красота, что мотив - шедевр. Записи сделаны опытной рукой глубокого знатока на­родной музыки: каждый изгиб мелодии, каждый гро­теск мотива, каждый тончайший нюанс звука учтен...».
В 1930 г. задавшись целью получить высшее музыкальное образование, Степан Максимович поступил на композиторское отделение Московской государственной консерватории. Он был первым чувашским композитором, получившим высшее музыкальное образование. В 1935 г. после окончания консерватории Степан Максимович возвратился в родную Чувашию и работал директором музыкального училища, проявляя высокую творческую активность. Попав под волну репрессий, Максим Степанович 18 декабря 1937 г. был арестован и обвинен в буржуазном национализме. 30 декабря 1937 г. приговором спецтройки НКВД Чувашской АССР осужден к 10 годам исправительно-трудовых лагерей и отбывал большую часть срока в северном Приуралье на лесоповале. Там прошло «украденное» десятилетие жизни талантливого музыканта.
18 ноября 1947 г. Степан Максимович освободился и вернулся в город Чебоксары.
С 1948 г. работал альтистом симфонического оркестра в Чувашской государственной филармонии.
26 августа 1951 г. во время проведения медицинской процедуры у Степана Максимовича произошло заражение крови и он скоропостижно скончался. Похоронен на старом кладбище по ул. Богдана Хмельницкого.
21 сентября 1955 г. Мария Степановна, жена Степана Максимовича, добилась его посмертной реабилитации и восстановления в звании заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР.
Творческое наследие Максимова Степана Максимовича далеко выходит за рамки национального. Его лучшие обработки вошли в антологию хорового творчества народов СССР, а сбор­ники музыкального фольклора получили всемирную из­вестность. Ныне его именем названы Чебоксарская музы­кальная школа № 1 и одна из улиц столицы республики.
Примечания: 1. Кондратьев М.Г. Степан Максимов: Время. Творчество. Масштаб личности. Чебоксары. 2002. С. 22.
2. ГИА ЧР. Ф. 207. Оп. 1. Д. 559. Л. 12-13.
3. Кондратьев М.Г. Степан Максимов: Время. Творчество. Масштаб личности. Чебоксары. 2002. С. 98.
М.М. Алексеева 62-14-95