30.10.2017
Максимов Степан Максимович: жизнь и творчество музыканта
30 октября 2017 г. исполняется 125 лет со дня рождения Степана Максимовича Максимова — композитора, собирателя и исследователя чувашской народной песни, музыкального организатора и педагога, основателя и первого директора Чебоксарского музыкального техникума, одного из основоположников чувашской профессиональной музыкальной культуры. Богатейшие сокровища чувашского музыкального фольклора Степан Максимович умело использовал в своем творчестве. В его обработке получили качественно новое, еще более выразительное звучание десятки народных песен, пользующихся исключительной популярностью. Среди них выделяются хоры: «Кӗреке юрри» (Застольная), «Атьӑр, хӗрсем, выляма» (Пойдемте, девушки, хоровод водить), «Ан авӑн, шӗшкӗ» (Не гнись, орешник), «Вӗҫ, вӗҫ, куккук» (Лети, лети, кукушка).
Композитор написал также много оригинальных песен, лучшие из них «Ҫӑпата» (Лапти), «Колхозниксен ӗҫ юрри» (Колхозная трудовая), «Ҫуллахи пек» (Летний ветерок) и другие.
Есть деятели искусства, творческое наследие которых не только остается вечно живым, но и служит неисчерпаемым материалом для развития других талантов. Таким был в музыкальной культуре Чувашии Степан Максимович Максимов — композитор, фольклорист и педагог.
Степан Максимович Максимов родился 18 октября (по новому стилю 30 октября) 1892 г. в селе Яншихово-Норваши Янтиковской волости Цивильского уезда (ныне Янтиковского района Чувашской Республики). «Об обстановке, в которой Степан провел детские годы, почти ничего неизвестно. Есть только несколько строчек в его автобиографиях. Итак, читаем строчки о семье: «Родители мои — крестьяне-чуваши. Хозяйство отца бедняцкое — у нас подолгу не бывало лошади и коровы».1
В родной деревне Степан Максимович оканчил двухклассную школу, затем в 1907 г. поступил в Симбирскую чувашскую учительскую школу. В Государственном историческом архиве Чувашской Республики, в фонде Симбирской чувашской учительской школы сохранилось прошение Степана Максимова от 2 августа 1907 г. о допуске к «приемным испытаниям» в Яковлевскую школу. Также имеется удостоверение об окончании Яншиховского двухклассного училища, в котором отмечается, что Степан Максимов «выказывал при продолжении всего курса прекрасные успехи, способности и прилежание, при этом всегда был отличного поведения».2 Вскоре его родители переселились в Сибирь, а пятнадцатилетний Степан Максимов остался в Симбирске завершить образование. Во время каникул он ежегодно работал за хлеб у богатых крестьян своей деревни.
В Симбирской чувашский школе Степан Максимов учился в одном классе с Иоакимом Максимовым-Кошкинским и Федором Павловым. С последним у него сложились дружеские отношения.
Вместе с друзьями Степан Максимович окончил школу в 1911 г. Озабоченный подготовкой национальных музыкальных кадров, инспектор школы Иван Яковлевич Яковлев предложил Федору Павлову и Степану Максимову провести летние месяцы в Симбирске, чтобы заняться совершенствованием знаний в скрипичной игре, теории музыки и гармонии. К началу нового учебного года Федор Павлов был назначен учителем пения, а Степан Максимов – учителем скрипичной игры. Вскоре в эпицентре событий оказывается Капитолина Эсливанова — выпускница женских педагогических курсов при Симбирской школе, назначенная на должность помощницы наставницы женского училища. Оба молодых учителя были неравнодушны к ней, однако Капитолина делает свой выбор в пользу Степана Максимова. Их свадьба состоялась 25 мая 1913 г., впоследствии у них появляется четверо дочерей — Галя, Нина, Зоя, Вера.
Летом 1914 г. Степан Максимов экстерном окончил курс в регентских классах при Казанском отделении Русского музыкального общества. После этого его музыкальная деятельность еще более расширяется. Будущий композитор начал интересоваться народными песнями.
Первый сборник его песен, отпечатанный шапирографом в количестве 150 экземпляров, вышел в 1918 г. в Симбирске («Чувашские народные песни»).
«В 1924 г. в одной из командировок в городе Ардатов Степану Максимовичу пришлось обратиться к зубному врачу. Лечила его Мария Степановна Войцехович. Знакомство, первоначально случайное, привело его к решению связать с ней свою дальнейшую жизнь».3 В 1926 г. в семье Степана Максимовича и Марии Степановны родился сын Лев.
Осенью 1925 г. Степан Максимович переехал в Чебоксары. В первое время он возглавлял отдел профессионального образования Чувашского Наркомпроса, с 1926 г. – музыкальную школу, а с 1929 г. – Чувашский государственный музыкальный техникум (ныне училище имени Ф.П. Павлова). В школе и техникуме он вел теорию и историю музыки, чувашскую музыку, гармонию.
Его стараниями были организованы этнографические концерты — в 1926 г. в Чебоксарах, в 1927 г. — в Москве.
С. Максимов — композитор-фольклорист, выдающийся собиратель чувашской народной музыки. Он объехал почти все районы Чувашии, десятки селений с чувашским населением в Ульяновской и Самарской областях, Татарии и Башкирии, на Урале, в Сибири с целью отбора и записи лучших образцов народных напевов. Всего им собрано более двух тысяч чувашских песен и инструментальных мелодий.
Записи Степана Максимова во всех случаях получали высокую оценку. Друг композитора Ф. П. Павлов писал о них: «Что мелодия - то красота, что мотив - шедевр. Записи сделаны опытной рукой глубокого знатока народной музыки: каждый изгиб мелодии, каждый гротеск мотива, каждый тончайший нюанс звука учтен...».
В 1930 г. задавшись целью получить высшее музыкальное образование, Степан Максимович поступил на композиторское отделение Московской государственной консерватории. Он был первым чувашским композитором, получившим высшее музыкальное образование. В 1935 г. после окончания консерватории Степан Максимович возвратился в родную Чувашию и работал директором музыкального училища, проявляя высокую творческую активность. Попав под волну репрессий, Максим Степанович 18 декабря 1937 г. был арестован и обвинен в буржуазном национализме. 30 декабря 1937 г. приговором спецтройки НКВД Чувашской АССР осужден к 10 годам исправительно-трудовых лагерей и отбывал большую часть срока в северном Приуралье на лесоповале. Там прошло «украденное» десятилетие жизни талантливого музыканта.
18 ноября 1947 г. Степан Максимович освободился и вернулся в город Чебоксары.
С 1948 г. работал альтистом симфонического оркестра в Чувашской государственной филармонии.
26 августа 1951 г. во время проведения медицинской процедуры у Степана Максимовича произошло заражение крови и он скоропостижно скончался. Похоронен на старом кладбище по ул. Богдана Хмельницкого.
21 сентября 1955 г. Мария Степановна, жена Степана Максимовича, добилась его посмертной реабилитации и восстановления в звании заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР.
Творческое наследие Максимова Степана Максимовича далеко выходит за рамки национального. Его лучшие обработки вошли в антологию хорового творчества народов СССР, а сборники музыкального фольклора получили всемирную известность. Ныне его именем названы Чебоксарская музыкальная школа № 1 и одна из улиц столицы республики.