Государственный исторический архив
Чувашской Республики
20.11.2017
Первые шаги по автомобилизации народного хозяйства Чувашии
Кто не помнит знаменитой фразы из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!» Роман увидел свет в 1931 г., в тот самый период, когда началось массовое проникновение автомобиля в общественно-экономическую жизнь Чувашии.
Впервые появление автомобиля на территории чувашского края отмечено в 1911 г., но отнюдь не по радостному или торжественному поводу. В Ядринский уезд приехали представители «грозного начальства» с тем, чтобы стать свидетелями расправы над чувашами из-за неподчинения местным властям. Двумя годами позднее руководители из губернии посетили проездом на машине Чебоксарский и Козьмодемьянский уезды.
В 1920 г. из Казани до Чебоксар сумел добраться старый автомобиль марки «Опель». А поскольку состояние дорог в Чувашии оставляло желать лучшего, водитель иномарки застрял в пути из-за бездорожья[1].
Отрыв Чебоксар от железнодорожных путей, строительство Козловского и Шумерлинского комбинатов, фосфоритного завода близ Вурнар, восстановление старых и сооружение новых лесозаводов – все это потребовало взглянуть на организацию транспорта в Чувашии по-новому. Очевидным стало, что гужевые перевозки перестали справляться с задачами народнохозяйственного развития региона. В связи с началом строительства новых дорог и ремонтом старых встал вопрос о полноценной организации автомобильного транспорта.
Летом 1929 г. в рамках программы по организации междугородних пассажирских сообщений Чувашии выделили два 26-местных автобуса марки «ЯЗ», которые открыли перевозки пассажиров между Чебоксарами и Канашом.
Вслед за этим «для производства опыта по возможности эксплуатации в городской и сельской местности» в распоряжение чувашского правительства были переданы пять легковых автомобилей «НАМИ» советской конструкции[2]. Положительный опыт эксплуатации первых образцов автомобилей побудил правительство Чувашской АССР энергично взяться за развитие автомобильного транспорта в республике.
Насущным вопросом стала подготовка кадров для нужд этой нарождающейся отрасли народного хозяйства. Первые чувашские водители в составе пяти человек прошли соответствующие курсы в Москве. В конце 1930 г. аналогичные курсы были открыты и в Чебоксарах, обеспечившие подготовку группы из 60 человек к весне 1931 г.
К этому моменту в Чувашии появились еще три легковые машины марки «Форд», и с начала 1931 г. автопарк республики стремительно пополнялся. Начинается проникновение автомобиля во все уголки и районы Чувашии, своими машинами обзаводятся хозяйственные организации, заводы, предприятия. Орининскому сельскому совету в начале 1934 г. выпала честь стать первым сельсоветом, получившим в качестве премии автомашину за дорожное строительство. Осенью того же года несколько колхозов (Сареевский, Ишаковский, Трехбалтаевский и др.) также удостоились премии в виде машины.
О динамике автомобилизации местной экономики можно судить по следующим цифровым показателям. Если к концу 1930 г. автомобильный парк республики состоял всего из шести машин, среди которых было 2 легковых, 1 грузовая, 2 автобуса, то на конец 1933 г. суммарное количество автомобилей составляло 105 единиц, из них 27 – легковых, 54 – грузовых, 9 – автобусов, 15 – специальных машин и тягачей. К маю 1935 г. налицо более чем двукратный скачок: всего автомобилей – 280, из которых 75 легковых , 169 грузовых, 29 специальных машин и тягачей, однако число автобусов уменьшилось на одну единицу[3].
В сегменте легковых автомобилей в середине 1930-х гг. распространение в основном получили такие модели, как четырехместные «ГАЗ-А» и «НАМИ». В ведении автохозяйства Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Чувашской АССР находился шестиместный «Бьюик», а книготорг эксплуатировал «ФИАТ», также рассчитанный на шесть мест. Из грузовиков по чувашским дорогам колесили полуторатонный «ГАЗ-АА», «АМО-3» грузоподъемностью 2,5 т и «трехтонка» «ЗИС-5». Канашская автошкола и Автогужтрест располагали для обеспечения своих функций грузовиками марки «Форд-АА»[4].
В части распределения автотранспорта по ведомствам в лидеры к началу января 1935 г. вышел Цудортранс, обладавший 45 машинами. Ненамного отстали ЦИК и Совнарком, имея в сумме 42 автомобиля. Следом шли Наркомзем и Наркомлес – по 34 и 33 автомобиля соответственно[5].
Если же перевести весь автопарк Чувашии этого периода (с включением в его состав специальных машин и тягачей) на лошадиные силы, то это составит 12 тыс. 500 единиц.
Что касается пассажирских перевозок, автотранспортом Чувашавтогужтреста по итогам 1934 года было перевезено 37 тыс. пассажиров. Здесь необходимо учитывать, что регулярное пассажирское сообщение первоначально имелось лишь на тракте Чебоксары – Канаш[6].
Чтобы обслуживать автопарк республики, выстраивалась сопутствующая инфраструктура. В Чебоксарах была организована Реммашбаза, занимавшаяся ремонтом автомашин. Дорснаб отвечал за обеспечение запчастями, резиной и бензином. В Канаше открылась автодорожная школа, готовившая шоферов и механиков.
Тем не менее проблем у автотранспортной отрасли хватало. Так, упомянутая Реммашбаза, рассчитанная на 200 капитальных ремонтов в год, несмотря на вновь отстроенный производственный корпус, сформировавшееся ядро квалифицированных рабочих, не могла уже полностью обслуживать потребности растущего автопарка Чувашии. Поэтому перед властями остро встал вопрос о строительстве в Чебоксарах авторемонтного завода с проектной мощностью 1 тыс. капитальных ремонтов в год. Недоставало и приспособленных для автомашин гаражей. Со стороны ряда шоферов и руководителей наблюдалось несерьезное отношение к содержанию и эксплуатации машин, к расходу горючего и резины, а в деятельности Госавтоинспекции усматривалось недостаточное руководство и контроль за автотранспортом[7].
Но вопреки неизбежным трудностям, характерным практически любым долговременным технолого-экономическим начинаниям, автомобилизация чувашских организаций и предприятий разворачивалась на фоне масштабной индустриализации народного хозяйства страны и потому являлась как ее неотъемлемой составной частью, так и ее планируемым результатом.
[1] Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. Р-803. Оп. 1 Д. 2. Л. 140, 164.
[2] ГИА ЧР. Там же. Л. 140.
[3] ГИА ЧР. Там же. Л. 140 об.–141.
[4] ГИА ЧР. Там же. Л. 44­–45 об., 108–109.
[5] ГИА ЧР. Там же. Л. 47.
[6] ГИА ЧР. Там же. Л. 141.
[7] ГИА ЧР. Там же. Л. 141 об.–142.
М.В. Шилин
62-14-95