Государственный исторический архив
Чувашской Республики
24.11.2017
Под сенью материнской любви и заботы. (Материнство в жизни Е.А. Яковлевой)
В День матери принято говорить не только о тех, кто дарует жизнь, но и о тех, кто, кроме этого, проявляет подлинные материнские качества ко всем детям независимо от родства. Такой женщиной была Екатерина Алексеевна Яковлева, жена видного просветителя чувашей Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая для него в жизни единомышленницей и помощницей.
Е.А. Яковлева (девичья фамилия Бобровникова), осиротев в четыре года, воспитывалась с 1865 по 1877 гг. вместе с родными братьями в семье Н.И. Ильминского, видного ученого-востоковеда, профессора Казанского университета, который решил взять к себе детей своего умершего друга и сподвижника А.А. Бобровникова.
Когда Екатерине было неполных 16 лет, ее выдали замуж за Ивана Яковлева, на тот момент служившего уже два года инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Екатерина Яковлева окончила Казанскую женскую гимназию после замужества. Свою педагогическую работу начала в сентябре 1878 г. в Симбирской чувашской школе, основанной ее мужем, и приняла посильное участие в организации в ней женского отделения[1].
И.Я. Яковлев считал невозможным подъем культурного уровня чувашской семьи без содействия жены и матери, которая имеет решающее значение в воспитании детей, и утверждал, что Екатерина Алексеевна «стремилась не только дать ученицам надлежащую педагогическую подготовку, но и воспитать из них примерных жен и матерей»[2]. Выдающийся чувашский просветитель и педагог рассуждал так: «Значение женщины главным образом сосредотачивается дома и в семье. Семейное воспитание детей, которое действительно составляет исключительное дело матери, приготовление граждан и правильное, так сказать, очеловеченное ведение домашнего быта, составляет почву и основу общественной жизни»[3].
По словам питомиц Симбирской чувашской школы, Е.А. Яковлева обладала значительным педагогическим дарованием, могла организовать детский коллектив и умело руководить им. Во вверенных ей классах царила атмосфера семьи, а ученицы считали ее второй мамой. Выходя замуж по окончании школы, они не забывали приглашать ее на свои свадьбы. Воспитанницам, испытывающим нужду, она материально помогала, а некоторых трудоустраивала в своей семье, чтобы те получали возможность завершить обучение в школе и выпуститься со званием учителя. Симбирской чувашской школе, как и другим школам губернии, нужны были такие чуткие, внимательные педагоги, каким была Е.А. Яковлева. Своим детям она прививала высокие качества преданности народу и избранной профессии.
У супругов Яковлевых было пятеро детей, двое из них умерли в раннем возрасте. Детей, переживших своих родителей, звали Алексей, Лидия и Николай. Мать регулярно занималась с Алексеем, чтобы дать приличное домашнее образование. И когда ему исполнилось 11 лет, она привела его на экзамен для поступления в гимназию. На экзаменах ее сын продемонстрировал блестящие знания и был принят сразу в третий класс[4].
В отношении своих детей Екатерина Алексеевна проявляла внимательность, предлагая «устранить все неудобства из детской жизни». Вместе с тем в повседневной жизни не обходилось без строгости и наказания. Старший сын Алексей в возрасте 16 лет оставил такую запись в дневнике: «После обеда поссорился с Колей [брат Алексея], мама задала ему, рассердилась и на меня…»[5] Однако она считала, что наказания не должны вызывать у детей «сильного раздражения». О значении матери и тесной психологической связи с ней сын отзывался так: «Как только случалось большое горе, так первая мысль была всегда броситься к ней и у нее искать защиты и помощи»[6].
В дневниковых выписках Алексея в годы учебы можно встретить детализированные описания того, как складывались отношения с матерью в отдельных повседневных эпизодах. Она натирала ему грудь или прикладывала лед, когда он чувствовал себя плохо, вшивала в его ученическую тетрадь дополнительные листы, беспокоясь о порядке в его учебных принадлежностях, сердилась, когда у сына были «все книги перебутырены», читала ему вслух труды Писарева, каталась с ним на лодке, ходила вместе в театр[7]. В день своего рождения Алексей записал: «Сегодня в 10 часов вечера мне стукнуло ровно 17 лет. Мама подарила 8 биографий Павленкова»[8].
Для детей-сирот Екатерина Алексеевна с супругом нередко устраивали вечера у себя дома. Большим вниманием были окружены осиротевшие дети священника Н.А. Воскресенского из села Болховское Курмышского уезда: их приглашали в гости, покровительствовали им. Однажды для сиротки из его семьи в день ангела был устроен продолжавшийся до полуночи вечер с танцами, пением, игрой на рояле, гитаре, балалайке. Под опекой Екатерины Алексеевны дочери упомянутого священника смогли получить достойное образование и поступить на работу учителями[9].
Е.А. Яковлева, по воспоминаниям супруга, не очень любя общество в молодости, выходила в свет изредка, предпочитая принимать у себя дома. Она находила полезным приглашать воспитанниц женского отделения школы на чай или обед и приучала их к манерам прилично держаться в обществе. Когда воспитанницам приходилось разъезжаться домой на большие праздники или каникулы, Екатерина Алексеевна и здесь проявляла материнскую заботу: старалась, чтобы они уезжали вместе или с родными либо имели надлежащих спутников. Для тех, кто оставался в такие дни из-за дальних расстояний и затрат, Е.А. Яковлевой придумывались разные средства скрасить праздники вне круга родного семейства[10].
Забота о чужих детях для Е.А. Яковлевой не была эпизодичной случайностью, но была жизненным кредо и выливалась в систематическую практику. С родными же детьми она, когда те покинули отчий дом и стали самостоятельными, поддерживала родительскую связь через регулярную переписку.
Примечания: [1] Краснов Н.Г. Иван Яковлев и его потомки. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. С. 385.
[2] Цит по: Там же. С. 386.
[3] Цит по: Харитонов В.Т. Симбирская учительская школа – центр просвещения чувашского народа. Чебоксары: Знание, 1968. С. 20.
[4] Краснов Н.Г. Указ. соч. С. 386.
[5] ГИА ЧР. Ф. 515. Оп. 1. Д. 385. Л. 10 об.
[6] Цит. по: Питернова В. «В семейной жизни я был счастлив» // Советская Чувашия. 2008. 9 апреля. № 67. С. 2.
[7] ГИА ЧР. Ф. 515. Оп. 1. Д. 385, 386, 387. Оп. 2. Д. 122.
[8] Там же. Оп. 1. Д. 388. Л. 21.
[9] Питернова В. Вечеринка для чужих детей // Советская Чувашия. 1998. 17 марта. № 53. С. 2.
[10] Яковлев И.Я. Моя жизнь: воспоминания. Москва; Чебоксары: Республика, 1997. С. 456–457.
М.В. Шилин
62-14-95