Государственный исторический архив
Чувашской Республики
02.02.2018
75 лет со дня победы в Сталинградской битве
2 февраля 2018 г. исполняется 75 лет разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Сталинград был не просто город на Волге. Это был город-символ. Он носил имя лидера Советского государства – Сталина, и потому фашисты с особым упорством стремились овладеть им. Сталинград стали называть «университетом уличных боев», так как здесь дрались за каждый квадратный метр, нередко врукопашную. В уличных боях каждый дом становился крепостью, а главным оружием – штык, нож, саперная лопата, граната. Боевые действия Сталинградской битвы развернулись на огромной площади: на территории современных Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей и Калмыкии. Битва, продолжавшаяся шесть с половиной месяцев, имела две фазы. Первая фаза – оборонительная, когда Красная армия отступала и защищалась, вторая фаза – наступательная, когда советские войска перешли в контрнаступление и стали теснить врага. Советским бойцам противостояли объединенные войска сразу нескольких стран – Германии, Италии, Румынии, Венгрии.
Непосредственным свидетелем Сталинградской битвы был народный писатель Чувашии Николай Филиппович Ильбеков. В августе 1941 г. он добровольцем ушел на фронт. В декабре 1941 г. его назначают редактором фронтовой газеты «На разгром врага». Н. Ильбеков прошел боевой путь от Сталинграда до Балкан, освобождал города Украины, территорию Болгарии. Он был награжден медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В Красной армии Н. Ильбеков дослужился до звания майора.
В фондах госистархива хранится письмо Николая Ильбекова, адресованное директору Чувашского книжного издательства Петру Золотову. Письмо написано на чувашском языке 21 сентября 1942 г. в период оборонительной фазы Сталинградской битвы. Сегодня есть веский повод привести это письмо в фрагментах. «Доброго здоровья желаю вам, Петр Терентьевич! Не упрекайте за то, что пишу редко. <…> Стал я, кажется, настоящим военным. Ежедневно приходится бывать в самых горячих местах. Мало знать обо всем самому, надо ведь сообщать об этом другим. <…> Удивительная сила – человек. Он регулятор войны. Его не выдерживает и танковая броня, и пуля не берет, и смерть не побеждает. <…> Идут ожесточенные бои. С обеих сторон сотни самолетов, танков, нет им числа. Только что сообщили: на другой стороне железной дороги местами как скирды навалены трупы немецких солдат и офицеров. <…> Временами родимая нам всем река становится красной, как жидкие чернила. Вода пестреет плывущими трупами, по ночам над городом бушует пламя. <…> Здесь уже нет ничего, кроме груд кирпича, пепла, расплавленного стекла и металла. Война идет беспрерывно, гул артиллерии не прекращается, то и дело, всхлипывая, летят мины. Днем не поднимаешь головы, по ночам ходим, проверяем позиции. <…> Фашисты изнурены. Мы и сами видим, что они выбились из сил. Вчера разговаривали с одним пленным обер-ефрейтором… Говорит, что в некоторых частях есть солдаты, которые не спали по трое-четверо суток. Об этом мы знаем и сами.
…Земля изрыта снарядами, минами и бомбами. Вот такая здесь война. Если так, то как же я жив до сих пор? Правда, мне подрезал бровь осколок проклятой бомбы, ну да это ерунда, скоро заживет. Видимо, мне пока улыбается счастье. А сколько раз всем телом стоял лицом к лицу смерти. <…> Кто знает, возможно, к Новому году и наступит долгожданная победа? Наше дело – уничтожить как можно больше фашистов…»[1] Н. Ильбеков выжил в горниле Сталинграда и продолжил освобождать родную землю от врага.
После завершения операции по уничтожению противника Сталинград лежал в руинах. Начались работы по восстановлению города. Чувашский народ принял в этом деле посильное участие. В госистархиве хранится документ, свидетельствующий об этом.
31 мая 1943 г. Совет народных комиссаров Чувашской АССР издает постановление «О направлении части рабочих из предприятий местной промышленности в распоряжение Управления по восстановлению жилищно-коммунального хозяйства г. Сталинграда». В документе говорится: «…Направить в организованном порядке не позднее 15 июня 1943 года сроком на пять месяцев часть рабочих из подведомственных… предприятий разных специальностей и квалификации в распоряжении Управления по восстановлению жилищно-коммунального хозяйства города Сталинграда согласно приложению»[2]. Документ был подписан председателем Совнаркома Чувашской АССР А. Матвеевым и управляющим делами Совнаркома Чувашской АССР А. Амазоновым. Согласно приложению к постановлению в Сталинград направлялись 70 рабочих из Чувашии.
Фонды госистархива хранят воспоминания еще одного непосредственного участника сталинградских событий. Когда война подходила к концу, в апреле 1945 г. гвардии капитан Александр Забродин, уроженец деревни Юраково Чебоксарского района, побывал в Чебоксарах. Его пригласили в студию местного радио, где он поделился своими впечатлениями о Сталинградской битве и войне вообще. А. Забродин в годы войны воевал в ночной бомбардировочной авиации, сделал 250 боевых вылетов, был награжден медалью «За оборону Сталинграда», орденом Красного Знамени.
Вот что он поведал: «Тяжел ратный труд ночных бомбардировщиков. Когда я устаю в напряженном бою, я говорю себе: “Ты должен жестоко мстить врагу за все: за поруганную родину, за родных и близких, за обездоленных сирот, за цветущие города и села, превращенные в развалины немецкими бандитами“. Эта мысль возрождает мои силы, вызывает прилив энергии и новый взрыв ненависти к подлому врагу.
Особенно вдохновляет меня в бою славная, небывалая в истории человечества оборона Сталинграда, участником которой был и я. Когда я вспоминаю об этом городе-герое, в моих жилах закипает горячая кровь, а в мышцах появляется богатырская сила, такая же, как была в боях у стен Сталинграда. Сам я волгарь, и страстно люблю матушку Волгу и красавец город Сталинград. Все мы любим его, и эта любовь победила. Мы отстояли город Сталина и прогнали врага с родной земли. Я горжусь, что в этом великом деле есть и моя доля участия»[3].
Героическая победа в Сталинградской битве оказалась решающим событием не только в Великой Отечественной войне – ее итог оказал серьезное влияние на весь ход Второй мировой войны. Разгром гитлеровцев под Сталинградом положил начало коренному перелому в войне, когда стратегическая инициатива перешла в руки советского командования. После Сталинграда началось изгнание врага с родной земли.
[1] ГИА ЧР. Ф.Р-236. Оп. 3. Д. 1216. Л. 16, 17.
[2] Там же. Ф.Р-203. Оп. 23. Д. 15. Л. 156.
[3] Там же. Ф.Р-1466. Оп. 1. Д. 372. Л. 135–136.
М.В. Шилин 62-14-95