Государственный исторический архив
Чувашской Республики
09.02.2018
«Кто владеет воздухом – владеет и землей». Прагматичные начинания общества «Добролет»
9 февраля в России отмечается День гражданской авиации. С учетом огромных площадей нашей страны мирная авиация играет важную роль в жизни многих российских граждан, обеспечивая им возможности быстрого передвижения между городами. Организация воздушных перевозок пассажиров и грузов в нашей стране берет свое начало в 1923 г. В целях создания мощного воздушного флота в Советском Союзе были организованы два общества – Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) и Общество добровольного воздушного флота, получившее красивое название «Добролет». ОДВФ должно было вести работу по ознакомлению населения с задачами Красного воздушного флота и по вовлечению широких масс к делу авиастроительства. На «Добролет» возлагалась функция вести чисто практическую работу по организации коммерческих воздушных сообщений на территории СССР. «Добролет» создавался как коммерческое самоокупаемое предприятие, распространяющее свои акции среди промышленных и хозяйственных организаций, а также среди населения. Основной капитал общества поначалу составлял 2 млн руб., затем он, ввиду успешного распространения акций, был увеличен до 5 млн руб.[1] Обязанность по размещению основного капитала и подготовке своего района к организации воздушных линий возлагалась на полномочные представительства «Добролета». Функционировать такие представительства начали во многих городах Советского государства, в том числе и в Чебоксарах[2]. Подписка на акции на территории Чувашской автономной области была принята на сумму 40 тыс. руб.[3] Однако в силу непростого экономического положения Чувашии правление общества разрешило отсрочку окончательной реализации запланированной разверстки акций[4]. Для удобства приобретения акций среди граждан были выпущены ценные бумаги стоимостью 1 руб. золотом. Подписавшиеся на сумму 35 тыс. руб. (именно этой суммой оценивалась стоимость аэроплана) получали право дать ему свое наименование[5].
Руководство общества так заявляло о значении одного из аспектов своего грандиозного проекта: «…Воздушный флот… необходим и для того, чтобы поднять еще выше и более властно авторитет и силу Красного Союза в глазах буржуазных, капиталистических стран: мы не хотим войн, но враги наши должны знать, что при малейшей необходимости и гражданский воздушный флот со всеми своими средствами и живой силой придет на подмогу военными эскадрильями»[6].
По состоянию на октябрь 1923 г. в распоряжении «Добролета» находились шесть именных самолетов: «Промбанк», «Червонец», «ОДВФ», «Моссовет I», «Моссовет II» и «Наука». К 6-й годовщине Октябрьской революции была назначена передача в руки «Добролета» еще двух именных самолетов системы «Юнкерс» – «Красный камвольщик» и «ЦКУБУ»[7].
Появление в СССР «Добролета» привлекло внимание западных стран. Так, например, от немецких летчиков поступали заявления на службу в структурах общества[8]. А представители американского телеграфного агентства при РОСТА удостоили посещением правление «Добролета». Журналисты из США получили ответы на вопросы о деятельности общества и ознакомились с первым выпуском информационного бюллетеня[9].
В 1923 г. практическая деятельность «Добролета» ограничилась только организацией опытно-показательной воздушной линии Москва – Нижний Новгород во время работы Нижегородской ярмарки и устройством авиапрогулок над Москвой[10]. Для осуществления авиапрогулок была оборудована гидростанция на Москве-реке. Прогулочные полеты гидросамолета «Юнкерс» продолжительностью 15–20 мин с желающими на борту имели большой успех среди москвичей и гостей столицы[11].
В целях доступной и наглядной пропаганды успехов и возможностей воздушного флота бюро агитации и реклам «Добролета» приступило к распространению агитационного кинофильма «Как мужик Пахом в столице в небеса летал на птице»[12]. Вскоре общество выпустило в свет еще один кинофильм в трех частях по сценарию В. Алова под названием «Как Пахом в селе Несмелом занимался летным делом»[13].
Кроме того, в рамках агитационной деятельности выпускались соответствующие бюллетени со статьями на авиационные темы, издавались брошюры-путеводители по воздушным линиям с картой, заключались соглашения с редакциями местных газет о бесплатном размещении информационного материала из бюллетеня, проводились доклады и лекции на основе предлагаемых бюллетенем тезисов[14].
К первым проектируемым авиалиниям, которые общество «Добролет» собиралось запустить, относились маршруты Москва – Нижний Новгород – Казань, Севастополь – Ялта – Евпатория, а также Ташкент – Алма-Ата. Кроме того, в планы правления предприятия входило проведение изысканий для оборудования в ближайшей перспективе воздушных линий по маршруту Казань – Астрахань и Бухара – Душанбе. Рассматривалось открытие заграничной авиатрассы из Москвы до Варшавы через Минск и линий сибирского направления.
Честь открытия первых регулярных рейсов, организованных обществом «Добролет», выпала на долю среднеазиатской авиалинии. 3 мая 1924 г. в свой первый рейс из Ташкента в Алма-Ату наконец вылетел самолет.
Накануне официального открытия технический директор Туркестанского отделения «Добролета» А.И. Костусев предпринял пробный перелет вдоль всего воздушного пути. Вот как он описывал полет: «3-го мая в 7 ч 15 мин утра мы вылетели с этой целью из Ташкента. Поднявшись на значительную высоту, мы двинулись по направлению к Чимкенту. Погода благоприятствовала полету, и мы, выкурив по папироске и позавтракав, через 53 мин пролетели Чимкент. При перелете через горы у ст. Бурное ощущалась легкая качка, особенно при полете сквозь облака. Сверху отлично были видны промежуточные площадки. Ориентировались по железной дороге и тракту. …> В 9 ч 5 мин спуск. На аэродроме выстроились в ряд организации, воинские части и огромная толпа народа, пришедшая посмотреть на первую ласточку пассажирского воздушного сообщения». Таким образом, полет занял 1 ч 50 мин. На аэродроме по прибытии был открыт митинг, причем трибуной стало крыло самолета[15].
30 июня 1924 г. состоялось открытие очередной долгожданной линии воздушных сообщений Москва – Нижний Новгород – Казань. Из Москвы воздушное судно вылетело в 8.05, а прибыло в Казань в 15.00, сделав получасовую посадку в Нижнем Новгороде. Пассажирские самолеты стали летать по этому маршруту дважды в неделю. Правление «Добролета» нашло возможность снизить ранее объявленный на этой авиалинии тариф. Перелет из Москвы в Нижний Новгород обходился пассажиру в 90 руб., а стоимость билета из Нижнего Новгорода в Казань составляла 70 руб. Полный перелет Москва – Казань стоил 160 руб. Татарское представительство «Добролета» сумело оборудовать для этой авиалинии промежуточные посадочные площадки в ряде населенных пунктах. Такая площадка была устроена и в Чебоксарах[16]. За первые три недели было совершено 12 рейсов туда и обратно. За этот короткий период не было никаких поломок самолетов, но в двух случаях самолеты заходили на вынужденную посадку из-за неисправности свечи в цилиндре мотора и из-за неблагоприятных условий погоды.
Особым направлением в деятельности «Добролета» стала организация отдела аэросъемок. Для этих целей требовалась соответствующая аппаратура. На немецком оптическом заводе «Цейсс» разместили заказ на аэрофотоаппарат, позволявший производить снимки размером 13х18 см.
Летом 1924 г. Областной исполнительный комитет Чувашской автономной области передал обществу «Добролет» в обеспечение принятых обязательств по распространению акций свои векселя на сумму 40 тыс. руб. и выразил пожелание, чтобы самолет, который будет построен на эти средства, получил название «Красный чувашин»[17].
С целью наибольшей популяризации гражданского воздушного флота и привлечения как можно большего числа акционеров из среды местного населения правление «Добролета» выпустило в начале июля 1924 г. один из своих гидропланов в агитационный рейс по городам Поволжья от Рыбинска до Астрахани. Агитационный самолет останавливался в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Козьмодемьянске. В Чебоксарах, ставших одним из пунктов этого пути, были устроены митинг, лекция, круговые полеты с 56 пассажирами на борту, экскурсия и специальный полет для представителей местной власти и трудовика-крестьянина[18].
Впоследствии «Добролет» наряду с коммерческим обществом «Укрвоздухпуть» стали базой нового объединения советского гражданского флота, получившего название «Аэрофлот».
[1] ГИА ЧР. Ф. 202. Оп. 2. Д. 112. Л. 24 об., 74.
[2] Там же. Л. 2.
[3] Там же. Л. 11.
[4] Там же. Л. 21.
[5] Там же. Л. 13.
[6] Там же. Л. 16.
[7] Там же. Л. 3
[8] Там же. Л. 7.
[9] Там же. Л. 26 об.
[10] Там же. Л. 16 об.
[11] Там же. Л. 31.
[12] Там же. Л. 18 об.
[13] Там же. Л. 104.
[14] Там же. Л. 22.
[15] Там же. Л. 47.
[16] Там же. Л. 68, 72.
[17] Там же. Л. 79 об.
[18] Там же. Л. 85, 86.
М.В. Шилин
62-14-95