Государственный исторический архив
Чувашской Республики
07.05.2018
Как в Чебоксарах готовились встречать императора Николая I
В Чебоксарах побывало три российских императора: Петр I, Екатерина II, Павел I и несколько великих князей. Все они посетили наш город в рамках «высочайших» путешествий по стране, в ходе которых решались задачи управления страной, коммуникации с народом и др. Четвертым императором мог стать Николай I. В Государственном историческом архиве Чувашской Республики хранятся документы, рассказывающие о том, как в Чебоксарах дважды готовились к его визиту.
За годы своего правления Николай I совершил множество инспекционных и ознакомительных поездок по стране. По воспоминаниям, он любил быструю езду, а закрытым каретам предпочитал коляски и сани. В 1834 г. император задумал поездку в Поволжье, о чем местные власти были проинформированы заранее.
Взаимодействие губернских властей с Чебоксарской городской думой по подготовке встречи императорского кортежа осуществлялось через чебоксарского городничего, князя М.А. Кропоткина. 4 сентября 1834 г. он известил думу, что проинспектировал дорожные подъемы для экипажей, специально подготовленные на случай прибытия в город «его императорского величества и высочайшей его свиты» и нашел их «неспособными». Он предложил городской власти «устроить новые подъемы, удобные и крепкие, такие, чтобы при употреблении их не делалось никакой неудобности, а кольми паче – остановки». Дума оперативно рассмотрела сообщение городничего, постановив приобщить его к собранию входящих бумаг, поскольку распоряжение о подготовке необходимого количества подъемов на случай проезда императора было сделано ранее.
Отношением от 3 сентября 1834 г. Казанский военный губернатор, генерал-адъютант С.С. Стрекалов известил М.А. Кропоткина, что на Чебоксарской почтовой станции для обеспечения проезда кортежа императора должно находиться 60 лошадей, поэтому в дополнение к имеющимся 34 почтовым лошадям, на нее необходимо поставить еще 26 из числа принадлежащих горожанам. При этом предупредил, что на случай, если городничему не удастся собрать нужного количества лошадей, он отдал необходимое поручение Чебоксарскому земскому исправнику о поставке лошадей местными крестьянами. Также Стрекалов предписал, чтобы: 1) проходящая по городу Московская почтовая дорога была приведена «в самый наилучший вид», 2) в городе поддерживалась «всевозможная чистота, опрятность и порядок», 3) на случай, если императору «угодно будет остановиться в г. Чебоксарах», были подготовлены для него и свиты «приличные квартиры», 4) городничий после сдачи лошадей почтовым смотрителям, вместе с ними (лично или поручив кому-либо) занялся «приучением к езде» всех лошадей и ямщиков, 5) на Чебоксарской почтовой станции было заготовлено несколько «крепких и надежных» постромков (часть конной упряжи) на случай экстренной надобности в них. 5 сентября, в день получения, М.А. Кропоткин направил копию письма губернатора городской думе для исполнения. Уже от себя предложил выбрать необходимое число почетных граждан для поднесения императору хлеба-соли при торжественной встрече, а также подготовить сведения для отчета об экономико-хозяйственном состоянии города для вручения императору. Городская дума постановила немедленно сделать распоряжения о «заготовлении вещей», относящихся к ее компетенции, а поскольку в предписании Стрекалова не упоминалось о сведениях о состоянии города, отказалась готовить их без «начальствующего» приказа и предложила городничему, в случае, если ведомость «непременно нужно» поднести императору, сделать это от лица городской полиции.
В тот же день городничий напомнил городской думе, что маршрут царского «шествия» через Казанскую губернию пролегает через Чебоксары и «высочайший приезд» намечен на 24 сентября, «но неизвестно, днем или ночью». Поэтому он рекомендовал городской думе заготовить фонари и «приличные столбики» высотой 2,5 м и установить их на всем протяжении проходящей по городу большой почтовой дороги, «дабы не было по оной никакой темноты». Через день дума отчиталась перед городничим о выполнении распоряжения, сообщив о том, что заготовлено более 100 фонарных столбов.
6 сентября городничий вернулся к распоряжению военного губернатора о поставке под экипажи царского кортежа 26-ти лошадей горожан. Он рекомендовал думе озаботиться выбором лошадей, наблюдая, чтобы они «были способные, выезженные и не боялись ни огня, ни воды», а также назначить к ним способных и опытных кучеров и форейторов. Ответственность за выполнение поручения возложил на городского голову, которого просил прислать к нему ездовых, вероятно, для собеседования и инструктажа. Городская дума постановила составить список горожан, имеющих лошадей и просить городничего распорядиться, кто из них и сколько лошадей должен поставить. При этом думцы отметили, что лошади горожан менее выносливые и быстрые, чем почтовые, а потому посоветовали подумать о целесообразности истребования крестьянских лошадей, как более привычных к «подобным употреблениям», т.е. напомнили о страховочном варианте военного губернатора. Что касается кучеров и форейторов, то таковых в городе не имелось, поэтому было решено составить список мещан, занимающихся ямским промыслом.
Конечно, к высокому событию готовились не только городские полиция и дума, но и другие учреждения: городской магистрат, церкви, монастыри и др. К назначенному сроку город был готов к высочайшему визиту, но Николай I изменил планы. Известно, что в 1834 г. он совершил два путешествия: сначала в Орел через Калугу, а затем по городам Поволжья с посещением Ярославля, Костромы, Кинешмы, Юрьевца и Нижнего Новгорода, т.е. не доехал до Чебоксар.
Следующая поездка Николая I состоялась в 1836 г. Отношением от 3 августа этого года известный нам Казанский военный губернатор С.С. Стрекалов сообщил городничему Чебоксар Н.З. Сафонову о том, что министр внутренних дел Д.Н. Блудов проинформировал его о намерении императора предпринять из Санкт-Петербурга путешествие по России с посещением Москвы, Владимира, Казани, Симбирска, Пензы, Тамбова и других городов. Значились в маршруте и уездные Чебоксары. Министр предупредил, что император «повелеть соизволил, дабы нигде со стороны дворянства, градских и земских полиций и других начальствующих лиц никаких встреч не предпринималось». Одновременно Д.Н. Блудов приказал принять «самые деятельные меры к сохранению строжайшего в городе порядка, спокойствия, чистоты и опрятности». 5 августа Н.З. Сафонов проинформировал городскую думу о письме министра, выдав предписание содержать в исправности проходящую через город Большую Московскую дорогу и мосты, а городскую площадь – в чистоте. Он сообщил, что Николай I должен прибыть в Чебоксары около 20-го августа, и на случай, если он решит остановиться на отдых, под квартиру для него отведен дом купца Дорогова, в котором на тот момент квартировал санкт-петербургский купец 1-й гильдии И.Н. Клепиков. 8 августа городская дума предписала гласному, мещанину Григорию Кинешемцеву обеспечить содержание в исправности дорог, мостов и гатей, а также в чистоте городской площади, предупредив, что за малейшее упущение он будет отвечать по закону. По ее распоряжению, приходорасходчик (бухгалтер) Иевлев выдал Кинешемцеву из городского бюджета 100 руб. на ремонт Кологривовского моста через р. Чебоксарку.
В поездке Николая I сопровождал шеф жандармов граф А.Х. Бенкендорф, который описал ее в мемуарах. Из них узнаем, что в Нижнем Новгороде, где император провел несколько дней, ему были представлены народы России, в т.ч. мордва, марийцы и чуваши, с которыми он долго и «милостиво» разговаривал. Во второй раз Николай I увидел чувашей уже в Казани, где была организована его встреча с представителями народов, населяющих Казанскую губернию, которые были одеты в праздничные национальные костюмы.
Николай I торопился, поэтому в Нижнем Новгороде из-за дождливой погоды, сделавшей дороги непроходимыми, решил добираться до Казани не по суше, а по воде. Для этого был выбран небольшой пароход астраханского купца Яралова. В то время пассажирских пароходов не было, поэтому судно спешно вычистили и подготовили для путешествия: на палубе устроили кухню, трюм освободили от груза и устроили небольшие комнаты для свиты, а для императора отгородили большую каюту и оклеили ее обоями.
18 августа царь сел на пароход и отправился вниз по Волге. В целях безопасности корабль с императором на борту сопровождал гардкоут – парусно-гребное судно с пушками из отряда, несущего службу по охране судоходства на Волге и ее притоках. Из-за ненастья путешественникам редко удавалось подниматься на палубу для того, чтобы полюбоваться волжскими видами.
Несмотря на императорское предупреждение, население о «высочайшем» путешествии знало. А.Х. Бенкендорф писал, что рыбаки причаливали к пароходу и бросали на его палубу рыбу, депутации от городов и селений выезжали на лодках встречать царя с хлебом и солью, а простые люди по пояс входили в Волгу, чтобы поближе посмотреть на государя, «появление которого в этих местностях было неслыханным дивом».
Чувашский литератор С.М. Михайлов вспоминал, что в 1836 г. находился в Ядринском уезде, но вместе с другом приехал в Чебоксары, чтобы посмотреть на «путешествие монарха». Конечно, они были не одиноки в горячем желании увидеть царя. Думаем, что пристань Чебоксар была заполнена зеваками из горожан и приезжих. Со слов С.М. Михайлова известно, что пароход проследовал мимо города 19 августа «в самые почти вечерни», т.е. незадолго до вечерней службы в церквах. Наверное, он приветствовал зрителей гудками, гардкоут палил из пушек, люди на берегу отвечали повторяющимися громкими криками «Ура!» и звонили колокола многочисленных городских церквей. Тогда же С.М. Михайлов стал свидетелем проезда через Чебоксары героя Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии 1813–1815 гг., генерал-лейтенанта И.Н. Скобелева и «некоторых других особ», которые вероятно, торопились приехать в Казань раньше императора для участия в его встрече.
Итак, во второй раз чебоксарцам повезло больше, чем в первый и они смогли наблюдать проплывающий по Волге пароход с Николаем I. Для людей того времени любая встреча с царем была большим событием. Вероятно, были среди чебоксарцев старожилы, которые помнили о посещении их города отцом и тремя братьями правящего императора: старшими – наследником Александром Павловичем и Константином Павловичем вместе с отцом, императором Павлом I в 1798 г. и младшим – Михаилом Павловичем в 1817 г. Обсуждая события 19 августа 1836 г., они наверняка поделились с родными и знакомыми своими воспоминаниями.
Ю.В. Гусаров.