Государственный исторический архив
Чувашской Республики
27.07.2018
1000-летие крещения Руси: как это было
Ежегодно 28 июля в России отмечается День крещения Руси. Он появился в календаре праздничных дат лишь в 2010 г., но имеет глубокие исторические корни, связанные с днем памяти равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси. Именно в его правление в 988 г. произошло массовое обращение жителей Киевской Руси в христианство. В 2018 г. исполняется 1030-летие этого исторического события. Накануне знаменательной даты предлагаем вспомнить, как проходило празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 г.
Подготовка к этому празднику изначально началась в русском зарубежье, где ранее праздновалось 950-летие крещения Руси. В 1977 г. решением Архиерейского синода Русской православной церкви заграницей была образована Комиссия по подготовке празднования 1000-летия крещения Руси. Эти мероприятия оказали значительное консолидирующее влияние в среде православной части русских диаспор за рубежом.
23 декабря 1980 г. Священный синод Московского патриархата также начал подготовку к празднованию, для чего образовал Юбилейную комиссию. Первоначально предполагалось, что празднование юбилея будет строго внутренним церковным торжеством, но на деле оно получило и общественный статус. Процесс подготовки в 1987 г. привел к пересмотру государственной политики в отношении религии и прав верующих.
Запланированные на начало лета 1988 г. основные церковные торжества, включая праздничное богослужение и благодарственный молебен во всех храмах Русской православной церкви, было решено приурочить к Дню всех святых, в земле Русской просиявших, который, в соответствии с церковным календарем, выпадал на 12 июня. Этот день стал кульминацией праздника, когда в Москву съехались иерархи почти всех православных церквей планеты. Торжества проходили в Киеве, Ленинграде и Владимире, а после 18 июня – во всех епархиях Русской православной церкви.
Подготовка и празднование 1000-летия крещения Руси в совокупности с общей политикой государства на «коренное обновление всех сторон его жизни» существенно повлияли на духовную жизнь общества, возродив забытые многими религиозные традиции.
В Чувашии также готовились к юбилейной дате, накануне которой всерьез активизировались религиозные объединения. Это событие было отмечено многочисленными выставками в музеях, библиотеках, в том числе и в Центральном государственном архиве республики. Они демонстрировали иконопись, прикладное искусство XVII–XIX вв., литературу и архивные документы о Русской православной церкви. Епархиальное управление с представителями органов советской власти и общественности провели торжественное собрание во Дворце культуры «Салют».
Наблюдалось заметное оживление общественности. По сообщениям уполномоченного Совета по Чувашской АССР по реализации государственной политики в отношении религии и церкви Б.А. Краснова за 1986-1988 гг. объем работы «существенно возрос, особенно по линии Русской православной церкви, и, по всей видимости, будет возрастать в будущем»[1]. И, если по официальной статистике количество зарегистрированных на сентябрь 1988 г. религиозных объединений в республике за последние 20 лет не изменилось (их насчитывалось 47, 42 из которых были православными, 2 – мусульманскими, 3 – сектантскими), то на практике их число неуклонно росло[2]. Во многом это связано с тем, что для оформления заявки на регистрацию религиозного общества было необходимо собрать немало подписей и пройти длинный путь рассмотрения в Совете Министров республики.
Другим важным вопросом, который волновал многих верующих, было возвращение зданий церквей, переданных в советское время на нужды различных отраслей хозяйства. Так, жители Чебоксар ходатайствовали в Совет Министров Чувашской АССР о возвращении им здания Преображенской церкви на Владимирской горке. С аналогичной просьбой о передаче «бывших культовых зданий» выступали в с. Байгулово Козловского района, с. Сыреси Порецкого района, с. Задние Яндоуши Канашского района и в с. Тяптяево Ядринского района[3].
Согласно документам, эти обращения не были удовлетворены, и верующие начали отправлять в Москву делегации с жалобами, в связи с чем в мае 1988 г. Чувашию посетил председатель Совета по делам религий при Совете Министров Чувашской АССР Л.Ф. Колесников. Ему удалось разрешить многие спорные ситуации в пользу религиозных объединений и существенно снизить напряженность в обществе[4].
Непростой путь к признанию прошло религиозное общество верующих г. Новочебоксарск. В течение 1988 г. им дважды отказывали в регистрации, ссылаясь на близость к населенным пунктам с действующими церквями и некорректное оформление заявок. Лишь 15 июля постановлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР религиозное общество Русской православной церкви в г. Новочебоксарск было официально зарегистрировано, также решился вопрос и с «молитвенным помещением»[5]. Несомненно, важнейшую роль в положительном исходе вопроса сыграл Л.Ф. Колесников, однако не менее значимым фактором стало повышенное внимание к вопросам религии на фоне праздничных мероприятий, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Новый храм в городе-спутнике неспроста получил название Собор равноапостольного князя Владимира.
Уже на следующий год на месте бывшей д. Ельниково был возведен временный деревянный храм, который освятил архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава. Настоятелем строящегося храма стал протоиерей Илия Николаевич Карлинов, ведовавший до этого Введенским кафедральным собором в Чебоксарах[6].
Строительство началось в 1990 г. по проекту архитектора А.Б. Орешникова, по задумке которого трехпрестольный храм был возведен в виде корабля с пятью куполами, изображающими небо. Вскоре появилась и колокольня высотой 43 м. 25 июня 1996 г. патриарх Алексий II освятил главный Престол в честь святого князя Владимира. Тогда же церковь получила статус Собора. В 2000 г. закончилось сооружение соборной площади и главных врат с подсветкой, перед которыми возвысился памятник князю Владимиру (архитектор М.А. Виноградов)[7].
Начинания далекого 1988 г., связанные с юбилейными событиями в честь принятия христианства на Руси, прочно вошли в повседневную жизнь новочебоксарцев, стали неотъемлемой частью их духовного и культурного пространства. Сегодня соборная площадь – излюбленное место отдыха горожан.
Для верующих же – это символ единения, несущий память об одном из центральных событий в истории православия. Ежегодно в субботу, предшествующую престольному празднику – Дню памяти святого равноапостольного князя Владимира духовенство и прихожане храмов г. Новочебоксарска принимают участие в большом Крестном ходе протяженностью в 17 км. В этом году он был также посвящен празднованию 1030-летия крещения Руси. Примечания:[1] ГИА ЧР. Ф.Р-1857. Оп. 4. Д. 143. Л. 40.[2] Там же. Л. 36.[3] Там же. Л. 33.[4] Там же. Л. 37.[5] ГИА ЧР. Ф. Р-1857. Оп. 4. Д. 147. Л. 1.[6] Там же. Л. 51.[7] История // Сайт Собора святого князя Владимира г. Новочебоксарска: [Электронный ресурс]. URL:http://sobor-knvladimir.cerkov.ru/1013-2/. (Дата обращения: 26.07.2018).
Аннотации к изображениям:
1. Собор святого равноапостольного князя Владимира г. Новочебоксарск. Современный вид. 2. Выписка из протокола Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 15 июля 1988 г. о регистрации религиозного общества Русской православной церкви и открытии молитвенного дома в г. Новочебоксарск. ГИА ЧР. Ф. Р-1857. Оп. 4. Д. 147. Л. 1. 3. Указ архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы о назначении протоиерея И.Н. Карлинова настоятелем молитвенного дома во имя Равноапостольного князя Владимира в г. Новочебоксарск. ГИА ЧР. Ф. Р-1857. Оп. 4. Д. 147. Л. 51. 4. Строительство Собора святого равноапостольного князя Владимира в г. Новочебоксарск. Начало 1990-х гг. 5. Памятник князю Владимиру у главных ворот соборной площади.
Т.А. Соловьева
62-14-95