Государственный исторический архив
Чувашской Республики
04.01.2019
Творческий путь Родионова Виктора Иосифовича
Народный артист РСФСР и Чувашской АССР Родионов Виктор Иосифович родился 22 июля 1924 года в г. Мариинский Посад в семье русского служащего. Все свое детство В.И. Родионов провел в чувашско-русском селе Акулево, где с 1930 по 1937 г. учился в Акулевской неполной средней школе [1, л. 4].
Вообще в детские и юношеские годы Виктор совсем не думал о театре – с ранних лет его влекла музыка. Родные и близкие поддерживали его мечты: у мальчика был прекрасный слух, он недурно играл на различных музыкальных инструментах, выступал в школьных концертах [2, л. 8]. Поэтому по окончании школы-семилетки в 1937 г. он уезжает учиться на артиста в Чебоксары. Четырнадцатилетний парень пришел в Чебоксарское театральное училище сдавать экзамены. Актеры здесь готовились для Чувашского театра, а он языка не знал. Преподаватель Лев Эрнестович Остен – Сакен проверил слух и ритм, попросил показать руки, а затем сказал: «Вот тебе записка, отнеси в дирекцию музыкального училища». Музыкальное училище находилось в этом же помещении. А в записке было написано: «слух и ритм очень хорошие».
К великому огорчению паренек не увидел своей фамилии среди принятых в театральное училище. Подошли знакомые ребята и сказали, что он зачислен в музыкальное училище (без экзаменов). Огорчение сменилось радостью. Учиться хотелось. Учился он по двум специальностям – виолончели и композиции [3, с. 35].
В мае 1941 г. В.И. Родионов был направлен музыкантом в Чувашский государственный академический театр, стал выезжать в гастрольные поездки для музыкального оформления спектаклей. Случалось, заменял заболевших товарищей-актеров в спектаклях.
15 августа 1942 года В.И. Родионов был принят в чувашскую студию Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС), находящийся тогда в эвакуации в Чебоксарах. До апреля 1943 года, пока студия находилась в Чебоксарах, В.И. Родионов продолжал работать в театре, а после уехал в Москву доучиваться [4, л. 17].
Чувашскую студию ГИТИСа почти с первых дней переезда в Москву опекал ученик К.С. Станиславского, народный артист СССР Михаил Михайлович Тарханов, сыгравший огромную роль в становлении чувашских артистов.
В институте чувашская группа была самая скромная и трудолюбивая. Время было военное. Нередко после занятий шли на завод «Красная Пресня» и ночами точили мины. Всей группой ездили разгружать вагоны с дровами. Но никто не жаловался. Все понимали, что так надо. Были жизнерадостны и любили трудиться [3, с. 36]. Получать стипендию имени В.И. Качалова в институте было большой честью, она присуждалась только одному самому одаренному студенту из всего института. Один семестр и Виктор Родионов добился этой чести. Первую стипендию вручил ему сам В.И. Качалов [4, л. 6].
29 апреля 1947 года состоялся дипломный спектакль по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума», где В.И. Родионов исполнил роль Скалозуба. Родионов сам сделал музыкальное оформление спектакля. В июне 1947 года, в период сдачи госэкзаменов, В.И. Родионов исполнил роль студента в фильме «Жизнь в цвету».
27 августа 1947 года в Чебоксарах состоялось открытие театрального сезона спектаклем выпускников ГИТИСа «Горе от ума». А первой самостоятельной работой юного коллектива театра был спектакль «Молодая гвардия». Романом зачитывались в те годы все – от детей до взрослых. С энтузиазмом приступили к работе молодые актеры. Спектакль репетировал Константин Иванович Иванов, главный режиссер театра. Он очень радовался, что в театр влилась молодежь, и решил взять такую пьесу, которая увлекла бы их. В «Молодой гвардии» Виктор Иосифович исполнил роль немецкого офицера. Да так исполнил, что после спектакля, когда вместе с Борисом Марковым (играл немецкого полковника) они шли домой, небольшая компания мальчишек начала обстреливать «немцев» камнями [3, с. 39].
Под руководством большого мастера чувашской сцены Константина Ивановича Иванова В.И. Родионов сыграл много ролей. Одной из значительных была роль ученого XIX века, всемирно известного востоковеда, нашего земляка Никиты Яковлевича Бичурина.
Долгий творческий путь пройден актером с режиссером Леонидом Никоноровичем Родионовым. Леонид Никонорович пришел в театр вместе с Константином Ивановичем после окончания ГИТИСа. Незабываемой была работа с этим режиссером над образом Ивана Герасимовича Кадыкова, первого председателя Чебоксарского Совета рабочих и солдатских депутатов в спектакле «Волна Октября» по пьесе А. Калгана. В работе над этой ролью проявилась ненасытная жажда актера к достоверности, его скрупулезность в осмыслении исторического материала [3, с. 42-43].
В начале 1952 г. под руководством Л.Н. Родионова в Чувашском государственном академическом театре был поставлен спектакль по пьесе Ю. Буряковского «Жить всегда» о Юлиусе Фучике, где главную роль сыграл Виктор Родионов. Виктор Иосифович стал готовиться к роли Фучика за год. Собирал выписки из газет, находил книги, переписывал из дневников запавшие в душу строчки.
Обладая обаянием, изяществом, юмором, иронией, темпераментом, тонким вкусом, пластичностью, достоверно, с покоряющей эмоциональностью Виктор Иосифович сыграл более 350 ролей. Среди них в спектаклях по пьесам чувашских авторов: Пахомка («Хĕн-хур айĕнче» (Под гнетом) по поэме С.В. Эльгера, 1957), Никита Бичурин (в спектакле по одноименной драме П.Н. Осипова, 1966), Махорка («Пĕрре, çуркунне...» (Однажды весной...) Л.Я. Агакова, В.Н. Яковлева, 1967), Землемер («Энтип» (Эндип) В.Т. Ржанова, 1949), Роман («Çĕмĕрт çеçки çурăлсан» (Когда расцветает черёмуха) И.С. Максимова-Кошкинского, 1949), Гусляр («Телейпе Илем» (Телей и Илем) И.А. Петровой, 1977), Тохтаман («Нарспи», по поэме К.В. Иванова, 1979), Чемей («Тутимĕр» (Тудимер) Я.Г. Ухсая, 1980), Иван («Пушар лаши» (Пожарная лошадь) Н.Т. Терентьева, 1985); по пьесам русских и зарубежных драматургов: Скалозуб («Ăса пула инкек» (Горе от ума) А.С. Грибоедова, 1947), Почтмейстер («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1948), Митрич («Тĕттĕмлĕх тытăмĕ» (Власть тьмы) Л.Н. Толстого, 1967), сэр Тоби («Вун иккĕмĕш каç» (Двенадцатая ночь) У. Шекспира, 1970), Юлиус Фучик («Пурнăçа юратса» (Жить всегда) Ю. Буряковского, 1952), Муса Джалиль («Вилĕмсĕр юрă» (Бессмертная песня) Р. Ишмуратова, 1957) [1, л. 58-63]. Заметной вехой в творчестве Родионова стало создание образа И.Я. Яковлева («Хумсем çырана çапаççĕ» (Волны бьют о берег) Н.Т. Терентьева, 1970), за эту роль ему была присуждена государственная премия РСФСР имени К.С. Станиславского [1, л. 97].
Помимо актерства В.И. Родионов принимал активное участие в общественной жизни: многие годы возглавлял правление чувашского отделения Всероссийского театрального общества, был заместителем председателя художественного Совета Министерства культуры Чувашской АССР, его профессиональные замечания помогали углублять роли молодым актерам. В.И. Родионов был наставником молодых актеров и в театре юного зрителя. Он несколько лет играл в ТЮЗе на общественных началах.
По совместительству с основной деятельностью В.И. Родионов 11 лет проработал диктором Чувашского радио.
В 50-х годах артист работал много для кино, участвуя в дублировании фильмов на чувашский язык. В «Падении Берлина» он удачно дублировал роль стахановца, затем отважного солдата – Алеши Иванова, в «Тарасе Шевченко» – Шевченко, в «Незабываемом 1919 году» – матроса Шибаева, в «Композиторе Глинка» – Глинки, в «Максимке» – матроса Лучкина [1, л. 1].
Интересен отзыв чувашского критика Василия Ржакова в газете «Советская Чувашия» от 15 января 1952 г. о работе Виктора Иосифовича в озвучивании фильма «Падение Берлина»: «Удивительно живой и образный в фильме язык артиста В. Родионова. Он дублирует исполнителя героя фильма сталевара Иванова. Можно без преувеличения сказать, что именно по своей выразительности и сочности речи и умению донести до зрителя каждое слово своего героя талантливый чувашский актер В. Родионов, пожалуй, ничем не уступает исполнителю роли Алексея Иванова известному киноактеру Б. Андрееву» [5, л. 1 об]. Всего В.И. Родионовым было озвучено около 150 персонажей [2, л. 12].
Все сценическое творчество В.И. Родионова отличалось глубоким содержанием и гражданской страстностью. Он внес крупный вклад в развитие чувашской культуры.
Творчество артиста получило высокое признание. Он награжден орденом «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Ветеран труда», почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, ему присвоены звания заслуженного артиста РСФСР и Чувашской АССР.
В.И. Родионов умер на 63-м году жизни 20 мая 1987 года. Но память о нем живет и сегодня. Его именем названа улица в Чебоксарах, на доме, где он жил в 1959-1987 гг. (ул. К. Маркса, 33), установлена мемориальная доска.
Примечания:
1. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее – ГИА ЧР). Ф. Р-2537. Оп. 1. Д. 53.
2. Там же. Д. 79.
3. Вдовцева, Л. П. Для театра рожденный: очерк о творчестве артиста Родионова Виктора Иосифовича / Л. П. Вдовцева // Талант – всегда загадка: очерки. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1984. – С. 34 – 55.
4. ГИА ЧР. Ф. Р-2537. Оп. 1. Д. 47.
5. Там же. Д. 43.
Аннотации к изображениям:
1. Группа студентов перед входом в ГИТИС. Первый слева – В. Родионов (1944 – 1947 гг.). Ф. Р-2537. Оп. 1. Д. 104.
2. В.И. Родионов загримированный под заведующего учебной частью ГИТИСа им. А.В. Луначарского Дейсмора Дмитрия Александровича (1946 г.). Ф. Р.-2537. Оп. 1. Д. 13.
3. В.И. Родионов с сыном Юрой (середина 1950-х гг.). Ф.Р-2537. Оп. 1. Д. 108.
4. В.И. Родионов на природе (1950-е гг.). Ф. Р-2537. Оп. 1. Д. 109.
5. Сцена из спектакля «Волны бьют о берег» в драмтеатре им. К. Иванова. В роли И.Я. Яковлева В. Родионов (справа), в роли Н.М. Охотникова В. Евдокимов (1970 г.). Ф. Р-2537. Оп. 1. Д. 9. Л. 2 об.
6. Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении почетного звания «Заслуженный артист РСФСР» В.И. Родионову (17 октября 1975 г.). Ф. Р-2537. Оп. 1. Д. 64.
7. Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении В.И. Родионову почетного звания «Народный артист РСФСР» (23 июня 1980 г.). Ф. Р-2537. Оп. 1. Д. 65.
А.Ю. Гусарова
62-14-95