Р-49
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
Р-49
Наименование
:
Областной отдел юстиции ЧАО
Полное наименование
:
Областной отдел юстиции Областного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области, г.Чебоксары. 06.07.1920 - 02.08.1922.
Областной отдел юстиции Областного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области, г.Чебоксары. 06.07.1920 - 02.08.1922.
Шифр сайт
:
Ф.Р-49 Областной отдел юстиции ЧАО
Аннотация
:
Положение об отделе юстиции. Приказы отдела. Протоколы съездов деятелей юстиции, коллегии и распределительной комиссии отдела. Отчеты и сведения о деятельностиобластного отдела и уездных бюро юстиции, Ревтрибунала и Совета народных судей Чувашской АО. Сведения о движении дел в народных судах.
Переписка с облисполкомом об укреплении революционной законности, пересмотре судебных приговоров и решений.
Положение об отделе юстиции. Приказы отдела. Протоколы съездов деятелей юстиции, коллегии и распределительной комиссии отдела. Отчеты и сведения о деятельностиобластного отдела и уездных бюро юстиции, Ревтрибунала и Совета народных судей Чувашской АО. Сведения о движении дел в народных судах.
Переписка с облисполкомом об укреплении революционной законности, пересмотре судебных приговоров и решений.
Историческая справка
:
Советские органы юстиции на всех этапах истории Советского государства играли огромную роль как органы охраны интересов трудящихся, укрепления Советского государства. В качестве центрального органа судебного управления по декрету II Всероссийского съезда Советов создается Народный комиссариат юстиции РСФСР. Важнейшая задача в оказании помощи губерниям в организации органов местного управления.
Функции судебного управления на местах с середины 1918 г. выполняли отделы юстиции губисполкомов и бюро юстиции уездных исполкомов, которые руководствовались в своей деятельности положением об отделах юстиции губернских исполнительных комитетов.
В соответствии с Положением на губернские отделы юстиции возлагалась организация народных судов, революционных трибуналов, следственных комиссий, коллегии обвинителей, защитников и представители сторон в гражданском процессе. Губернские отделы юстиции имели в своем составе подотделы: общий; административно-хозяйственный, судебно-следственный, карательный (СУ РСФСР 1919 № 2, ст.29.) .
Образование советских судов в законодательном порядке закрепил декрет о суде № 1, опубликованный 24 ноября 1917 г. (СУ РСФСР 1919 № 4, ст.50.) Декрет предусматривал создание двух видов судов – народных судов и революционных трибуналов. Народные суды создавались как общегражданские, а революционные трибуналы – для рассмотрения более важных дел – о контрреволюционных и других наиболее важных преступлениях.
Народные суды действовали в пределах определенного участка. Более крупные города и населенные пункты имели при этом ряд участков. В сельской местности участок охватывал обычно несколько волостей и народные суды находились в уездных или волостных центрах.
«Положение о едином народном суде » от 30 ноября 1918 г. (СУ РСФСР 1919 № 85, ст.889.) установило порядок выборов народных заседаний, в соответствии с которым заседателей составлялись рабочими организациям, волостными сельскими советами по судебным участкам и вносились на утверждение исполнительных комитетов Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Заседатели обладали одинаковыми правами с судей. Народный суд действовал в трех различных составах: 1) в составе одного народного судьи, 2) в составе народного судьи с двумя заместителями, 3) в составе одного судьи с шестью заседателями. Приговоры народного суда подлежали обжалованию в кассационном порядке в Губернский совет народных судей. Все народные судьи губернии составляли судебный округ, в котором действовал совет народных судей (совнарсуд), состоящий из председателя, его заместителя, постоянных членов совета и из народных судей округа, привлекавшихся к работе совнарсуда по очереди. Совнарсуд являлся органом судебного контроля и кассационной сенсации.
24 июня 1920 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об образовании Автономной Чувашской Области» (СУ РСФСР 1920 № 59, ст.267.) . Для руководства новой административной единицы Оргбюро ЦК РКП(б) 24 июня 1920 г. учредило временный Советский орган – Революционный комитет (Ревком) (Законы и постановления о Советах Чувашской АССР (1920-1987 гг.) Чебоксары, 1989, с.14.) .Образование Ревкома и его состав были подтверждены постановлением ВЦИК от 1 июля 1920 г. (Декреты Советской власти. Т.IX. июнь-июль 1920. М., Политиздат. 1978, с.189.) В задачу Ревкома входило создание и организация деятельности областных учреждений, подготовка и созыв I съезда Советов Чувашской автономной области (ЧАО).
На первом заседании Ревкома ЧАО (6 июля 1920 г.) были образованы областные отраслевые отделы управления при Ревкоме, в том числе Отдел Юстиции и Ревтрибунал (ЦГА Чувашской Республики, Ф.3, оп.1, д.27, л.1об.). Постановлением Ревкома ЧАО от 7 июля 1920 г. Заведующим Отделом Юстиции был утвержден Бочаров М.А.
К моменту организации Отдела Юстиции в области было назначено число судебных учреждений: около 25 судебных участков и 3 следственные комиссии. В уездах действовали уездные бюро юстиции, которые «ведали лишь выдачей ассигновок и не обладали никакой административной властью, т.к. числились при нарсудах 1 участка уезда» (Ф.3, оп.1, д.28, л.107.).
8 июля 1920 г. Отдел Юстиции ЧАО разослав приказ всем органам юстиции области об их переводе из ведения Казанского губернского отдела юстиции в ведение Отдела Юстиции ЧАО. Отдел Юстиции приступил к объединению и организации деятельности подведомственных учреждений, хотя не располагал в достаточном количестве специалистами. Был установлен учет кадров судебных органов, введен надзор за исполнением органами Советской власти декретов и постановлений Советского правительства.
Отдел Юстиции возглавлял заведующий, который являлся председателем коллегии. Коллегия решала все важнейшие и принципиальные дела, относящиеся к компетенции Отдела.
В начальный период своей деятельности Отдел Юстиции состоял в соответствии с Положением об отделах юстиции губернских исполнительных комитетов (1919 г.) из трех подотделов за исключением карательного. Карательный подотдел в то время имел свой особый кредит и бухгалтерию» в связи с тем, что в Чувашской автономной области отсутствовали подведомственные Наркомюсту РСФСР места лишения свободы – арестные дома, находившиеся в распоряжении местных органов управления (Ф.3, ОП.1, Д.28, Л.107.).
Организационная и административная деятельность учреждений системы юстиции области строилась в соответствии с Положением о местных органах юстиции, разработанным Наркомюстом РСФСР 27 августа 1920 г. (Материалы Народного Комиссариата Юстиции. Выпуск VII, М., 192-, с.56-60) В нем были определены задачи и функции губернских отделов юстиции, губернских советов народных судов, народных следователей, судебных исполнителей.
В соответствии с Положением на Отдел Юстиции возлагались следующие функции: производство расследования о незакономерных действиях местных органов Советской власти, наблюдение за общим направлением деятельности всех органов юстиции области, право обжалования в кассационной инстанции оправдательных и неправильных приговоров нарсудов и трибуналов, надзор за деятельностью распределительных комиссий по использованию труда заключенных, наблюдение за проведением исполнения судебных приговоров, объединение всех местных органов по борьбе с преступностью, организация обвинения и защиты на суде, а также юридической помощи, руководство проведением в жизнь декрета об отделении церкви от государства.
Ближайшей и неотложной задачей Отдела Юстиции ЧАО были организация Областного совета народных судей и создание Областного ревтрибунала. На заседании Ревкома 10 сентября 1920 г. были утверждены члены Совета Народных судей (Ф.3, оп.1, д.29, л.46.).
Совет народных судей, являясь кассационной инстанцией для рассмотрения жалоб на приговоры, решения и действия народных судей, был ответственным за правильным функционированием судебно-следственно и судебно-исполнительного аппарата. В функции Совета народных судей входило: проведение периодических проверок всех судебных, следственных и судебно-исплонительных органов, организация при Совнарсуде и уездных бюро юстиции более крупных дел, поступающих из революционного трибунала и чрезвычайных комиссий.
К концу октября 1920 г. в области была создана разветвленная сеть служебно-следственных учреждений: ревтрибунал, Совет народных судей, 3 уездных бюро юстиции, 28 участковых народных судов и 12 участковых народных следователей (Ф. Р-49, оп. 1, д. 16, л. 36.).
I съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАО, проходивший 7-11 ноября 1920 г., избрал исполком ЧАО. Избранный исполкомом Президиум 13 ноября 1920 г. принял дела от Ревком ЧАО (Ф. Р-125, оп. 1, д. 4, л. 2.). С ликвидации ревкома и образования облисполкома ЧАО Отдел Юстиции перешел в ведение облисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАО.
На заседании Президиума Облисполкома ЧАО 14 января 1921 г. заведующим Отдела юстиции был избран Алексеев П.А. (Ф. Р-125, оп. 1, д. 4, л. 11об.)
В соответствии с постановлением коллегии Отдела Юстиции от 28 декабря 1921 г. Отдел был организован из трех подотделов: общего, на который были возложены административно-хозяйственные функции, судебно-следственного и карательного (Ф. Р-49, оп. 1, д. 17, л. 44.).
По штатному расписанию на 1921 г. к судебно-следственному подотделу относились Совет народных судей, особая сессия народного суда, следователь по особо важным делам, к карательному подотделу – распределительная комиссия (Ф. Р-49, оп. 1, д. 3, л. 243.).
В течение 1921 г. штаты Отдела Юстиции на были укомплектованы в полном объединении: вместе четырех консультантов Отдел имел одного (Бочаров М.А.), ни одного консультанта не было в уездных бюро юстиции, хотя по штату предполагалось по два в каждом бюро, вместо 4 народных следователей по штату в Чебоксарском уезде работал 1, вместо 9 народных судей работали в уезде 6 народных судей (Ф. Р-125, оп. 1, д. 9, л. 171).
Вопрос о привлечении лиц с юридическим образованием или имеющих практический опыт работы в судебных учреждениях Отдел Юстиции поднимал перед исполкомом ЧАО неоднократно. По поручению Облисполкома Отдел труда подготовил список из 29 человек с юридическим образованием, причем большинство из состояло на службе в Отделе Юстиции. В соответствии с постановлением президиума Облисполкома от 2 ноября 1921 г. 6 человек из других отделов Облисполкома были переведены в Отдел Юстиции (Ф. Р-125, оп. 1, д. 10, л.л. 69, 210, 210об.).
В соответствии с циркуляром Наркомюста РСФСР от 13 августа 1921 г. Коллегия Отдела Юстиции ЧАО в своем заседании 12 октября 1921 г. постановила приступить к организации нотариальных столов при Отделе Юстиции и уездных бюро, юстиции. На нотариальные столы возлагалось засвидетельствование всякого рода договоров и сделок. Заведующим нотариальным столом при Отделе Юстиции был назначен Шевле И.А. Нотариальные столы при убюстах были организованы с 1 января 1922 года (Ф. Р-49, оп. 1, д. 18, л. 24)
В соответствии с циркуляром Наркомюста РСФСР от 15 сентября 1921г. коллегия Отдела Юстиции ЧАО на заседания 16 ноября 1921г. постановила организовать при Отделе Юстиции ЧАО подотдел служебного контроля и надзора (Ф. Р-49, оп. 1, д. 18, л 31.).
В конце 1921г. были организованы четыре особые сессии народного суда для разрешения изъятых из подсудности ревтрибунала и народных судов уголовных и гражданских дел. В этом же году есть народных следователей была сокращена с 12 до 7 участков (Десять лет Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики, Чебоксары, 1930г., л. 237.).
На заседании президиума исполкома ЧАО от 24 декабря 1921г. штат Отдела Юстиции и подведомственных ему учреждений был утвержден в количестве 368 человек (Ф. 125, оп. 1, д. 10, л. 273.).
В соответствии с постановлением президиума исполкома ЧАО от 4 января 1922г. штат служащих арестных домов был передан в ведение Отдела юстиции (Ф. 125, оп. 1, д. 10, л. 2.).
С 1 января 1922г. структура Отдела юстиции была представлена следующими подотделами: общий, общеконсультационный, судебно-следственный, судоустройства и судебного контроля, исправительно-трудовой, в составе которого – распределительная комиссия (Ф. 49, оп. 1, д. 59, л. 1-2.).
В систему учреждений юстиции ЧАО сначала 1922г. входили: Отдел юстиции ЧАО, Совет народных судей, канцелярия особой сессии народного суда, уездное бюро юстиции (4), следственные органы (14), народные суды (31), ревтребунал, управление исправительными учреждениями (Ф. 49, оп. 1, д. 35, л. 17.).
На заседании президиума исполкома ЧАО в феврале 1922г. был утвержден состав Совета народных судей и членов коллегии Отдела юстиции ЧАО (Ф. 125, оп. 1, д. 10, л. 40 об.).
На заседании коллегии Отдела юстиции 9 марта 1922г. была установлена сеть судебно-следственных участков: по Чебоксарскому уезду – 8 судебных участков, 1 следственный участок и участок и 2 судебно-исполнительных участка; по Цивильскому уезду – 7 судебных участков, 1 следственный участок и 2 судебно-исполнительных участка; по Ибресинскому уезду – 4 судебных участка, по 1 следственному и судебно-исполнительному участка; по Ядринскому уезду – 9 судебных участков, 1 следственный участок и 2 судебно-исполнительных участков (Ф. 49, оп. 1, д. 39, л. 146-146 об.).
На совместном заседании президиума Областного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Областного комитета РКП (б) 22 июня 1922г. рассмотрен вопрос об упорядочении судопроизводства в связи с постановлениями ВЦИК. Президиума Облисполкома было поручено выдвинуть кандидатуру на должность Прокурора области и возбудить ходатайства об его утверждении. С момента вступления в свои обязанности прокурора области Отдел юстиции должен быть упразднен с передачей всех административно-хозяйственных функций Областному Совнарсуду (Ф. 125, оп. 1, д. 16, л. 158.).
31 июля 1922г. Президиум Областного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАО заслушав доклад Лбова, назначенного Наркомюстам Прокурором ЧАО, об изменениях в структуре органов юстиции постановил: «в связи с вступлением с 1 августа 1922г. Прокурора в исполнение своих обязанностей Отдела юстиции ликвидировать, передав согласно предписанию Народного комиссариата юстиции личный инвентарь, хозяйство, кредиты и личный персонал – Прокурора, исправительно-трудовые учреждения, архив и нотариальный стол – в Совнарсуд» (Ф. 125, оп. 1, д. 16, л. 217.).
Документы отдела юстиции поступили на хранение в Центральный Государственный архив Чувашской АССР в 1927г. Проверки наличия дел фонда проводились в 1955г., 1978г. и 1988г.
По состоянию на ноябрь 1993г. по описям № 1, № 2 Ф.Р-49 Отдел юстиции Чувашской автономной области числилось 99 единиц хранения. Описи составленные в рукописном виде, не отвечали требованиям описания документов: заголовки дел не раскрывали содержание находившихся в них документов, систематизация дел в описях была нарушена, отсутствовали необходимые элементы научно-справочного аппарата к описям. Поэтому в ноябре 1993г. описи Ф.Р-49 были усовершенствованы.
В ходе усовершенствования были проведены следующие виды работы: редактирование заголовков с полным просмотром дел, уточнения фондовой принадлежности, крайних дат дел и систематизация карточек на дела. Два дела поступили из Ф.Р-661 и включены в состав описи № 2 дел по личному составу. В результате были составлены опись № 1 дел постоянного хранения в количестве 82 дел за 1920-1922гг. и опись № 2 дел по личному составу в количестве 29 дел за 1920-1922гг.
В опись № 1 включены документы, которые образовались в процессе деятельности фондообразователя. Большую группу составляет директивно-нормативная документация: постановления, приказы, распоряжения, циркуляры, инструкция руководящих органов – НКВД, Наркомата юстиции РСФСР, СНК РСФСР, ВЦИК.
Отчетно-статистические документы дают информацию и анализ деятельности Отдела юстиции ЧАО. К этой группе относятся отчеты, доклады, рапорты подотделов, уездных бюро юстиции, исправительно-трудовых домов ЧАО и документы, отражающие процесс коллегиального решения вопросов: протоколы заседаний коллегий Отдела юстиции ЧАО и уездных бюро юстиции.
Из контрольно-справочной документации можно выделить акты приема и передачи дел уездных бюро юстиции, обследования исправительно-трудовых домов области.
Финансовая документация представлена сметами, ведомостями доходов и расходов Отдела юстиции ЧАО, имеются штатные расписания ревтрибунала и Отдела юстиции ЧАО за 1920-1921 гг.
В опись включена переписка с Наркомюстом РСФСР, исполкомом ЧАО, уездным бюро юстиции, народными судами, нотариальными столами, кроме того, в делах №№ 7, 8, 9, 28, 66 содержатся ведомости на выдачу заработной платы служащим Одела юстиции ЧАО, ревтрибунал, нарсудов, судебно-следственных органов. Исправительно-трудовых учреждений.
Хронологические рамки документов фонда в основном соответствуют времени существования фондообразователя – июль 1920г.-август 1922г. однако, в описи № 1 дел постоянного хранения имеются дела №№ 18, 40, 50, 54, 61, 66, 68, 71, 73, 74, 75, 79, в которых имеются документы по декабрь 1922г., а в деле № 65 – по октябрь 1923г. Это прежде всего циркуляры НКВД и Наркомата юстиции РСФСР; документы, относящихся к деятельности испровительно-трудовых учреждений (сметы на ремонт здания, отчеты из расходования финансовых средств, ведомости на выдачу заработной платы), документы распределительной комиссии о заключенных.
Немало дел сформировано из документов за несколько лет и включены они в опись по начальной дате.
В опись № 2 дел по личному составу включены приказы по личному составу, ведомости выдачи заработной платы служащим, списки, анкеты, сведения о составе служащих.
Дела в описи № 1 дел постоянного хранения систематизированы по хронологически-структурному признаку, внутри структурных подразделений – по степени важности. Дела в описи № 2 по личному составу систематизированы по годам, в пределах года – по степени важности.
К описям составлены следующие элементы научно-справочного аппарата: титульный лист, оглавление, список сокращенных слов, предисловие, переводная таблица шифров.
Главный специалист
отдела НСА и ИПС В.И. Демакова
31.05.2004
Советские органы юстиции на всех этапах истории Советского государства играли огромную роль как органы охраны интересов трудящихся, укрепления Советского государства. В качестве центрального органа судебного управления по декрету II Всероссийского съезда Советов создается Народный комиссариат юстиции РСФСР. Важнейшая задача в оказании помощи губерниям в организации органов местного управления.
Функции судебного управления на местах с середины 1918 г. выполняли отделы юстиции губисполкомов и бюро юстиции уездных исполкомов, которые руководствовались в своей деятельности положением об отделах юстиции губернских исполнительных комитетов.
В соответствии с Положением на губернские отделы юстиции возлагалась организация народных судов, революционных трибуналов, следственных комиссий, коллегии обвинителей, защитников и представители сторон в гражданском процессе. Губернские отделы юстиции имели в своем составе подотделы: общий; административно-хозяйственный, судебно-следственный, карательный (СУ РСФСР 1919 № 2, ст.29.) .
Образование советских судов в законодательном порядке закрепил декрет о суде № 1, опубликованный 24 ноября 1917 г. (СУ РСФСР 1919 № 4, ст.50.) Декрет предусматривал создание двух видов судов – народных судов и революционных трибуналов. Народные суды создавались как общегражданские, а революционные трибуналы – для рассмотрения более важных дел – о контрреволюционных и других наиболее важных преступлениях.
Народные суды действовали в пределах определенного участка. Более крупные города и населенные пункты имели при этом ряд участков. В сельской местности участок охватывал обычно несколько волостей и народные суды находились в уездных или волостных центрах.
«Положение о едином народном суде » от 30 ноября 1918 г. (СУ РСФСР 1919 № 85, ст.889.) установило порядок выборов народных заседаний, в соответствии с которым заседателей составлялись рабочими организациям, волостными сельскими советами по судебным участкам и вносились на утверждение исполнительных комитетов Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Заседатели обладали одинаковыми правами с судей. Народный суд действовал в трех различных составах: 1) в составе одного народного судьи, 2) в составе народного судьи с двумя заместителями, 3) в составе одного судьи с шестью заседателями. Приговоры народного суда подлежали обжалованию в кассационном порядке в Губернский совет народных судей. Все народные судьи губернии составляли судебный округ, в котором действовал совет народных судей (совнарсуд), состоящий из председателя, его заместителя, постоянных членов совета и из народных судей округа, привлекавшихся к работе совнарсуда по очереди. Совнарсуд являлся органом судебного контроля и кассационной сенсации.
24 июня 1920 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об образовании Автономной Чувашской Области» (СУ РСФСР 1920 № 59, ст.267.) . Для руководства новой административной единицы Оргбюро ЦК РКП(б) 24 июня 1920 г. учредило временный Советский орган – Революционный комитет (Ревком) (Законы и постановления о Советах Чувашской АССР (1920-1987 гг.) Чебоксары, 1989, с.14.) .Образование Ревкома и его состав были подтверждены постановлением ВЦИК от 1 июля 1920 г. (Декреты Советской власти. Т.IX. июнь-июль 1920. М., Политиздат. 1978, с.189.) В задачу Ревкома входило создание и организация деятельности областных учреждений, подготовка и созыв I съезда Советов Чувашской автономной области (ЧАО).
На первом заседании Ревкома ЧАО (6 июля 1920 г.) были образованы областные отраслевые отделы управления при Ревкоме, в том числе Отдел Юстиции и Ревтрибунал (ЦГА Чувашской Республики, Ф.3, оп.1, д.27, л.1об.). Постановлением Ревкома ЧАО от 7 июля 1920 г. Заведующим Отделом Юстиции был утвержден Бочаров М.А.
К моменту организации Отдела Юстиции в области было назначено число судебных учреждений: около 25 судебных участков и 3 следственные комиссии. В уездах действовали уездные бюро юстиции, которые «ведали лишь выдачей ассигновок и не обладали никакой административной властью, т.к. числились при нарсудах 1 участка уезда» (Ф.3, оп.1, д.28, л.107.).
8 июля 1920 г. Отдел Юстиции ЧАО разослав приказ всем органам юстиции области об их переводе из ведения Казанского губернского отдела юстиции в ведение Отдела Юстиции ЧАО. Отдел Юстиции приступил к объединению и организации деятельности подведомственных учреждений, хотя не располагал в достаточном количестве специалистами. Был установлен учет кадров судебных органов, введен надзор за исполнением органами Советской власти декретов и постановлений Советского правительства.
Отдел Юстиции возглавлял заведующий, который являлся председателем коллегии. Коллегия решала все важнейшие и принципиальные дела, относящиеся к компетенции Отдела.
В начальный период своей деятельности Отдел Юстиции состоял в соответствии с Положением об отделах юстиции губернских исполнительных комитетов (1919 г.) из трех подотделов за исключением карательного. Карательный подотдел в то время имел свой особый кредит и бухгалтерию» в связи с тем, что в Чувашской автономной области отсутствовали подведомственные Наркомюсту РСФСР места лишения свободы – арестные дома, находившиеся в распоряжении местных органов управления (Ф.3, ОП.1, Д.28, Л.107.).
Организационная и административная деятельность учреждений системы юстиции области строилась в соответствии с Положением о местных органах юстиции, разработанным Наркомюстом РСФСР 27 августа 1920 г. (Материалы Народного Комиссариата Юстиции. Выпуск VII, М., 192-, с.56-60) В нем были определены задачи и функции губернских отделов юстиции, губернских советов народных судов, народных следователей, судебных исполнителей.
В соответствии с Положением на Отдел Юстиции возлагались следующие функции: производство расследования о незакономерных действиях местных органов Советской власти, наблюдение за общим направлением деятельности всех органов юстиции области, право обжалования в кассационной инстанции оправдательных и неправильных приговоров нарсудов и трибуналов, надзор за деятельностью распределительных комиссий по использованию труда заключенных, наблюдение за проведением исполнения судебных приговоров, объединение всех местных органов по борьбе с преступностью, организация обвинения и защиты на суде, а также юридической помощи, руководство проведением в жизнь декрета об отделении церкви от государства.
Ближайшей и неотложной задачей Отдела Юстиции ЧАО были организация Областного совета народных судей и создание Областного ревтрибунала. На заседании Ревкома 10 сентября 1920 г. были утверждены члены Совета Народных судей (Ф.3, оп.1, д.29, л.46.).
Совет народных судей, являясь кассационной инстанцией для рассмотрения жалоб на приговоры, решения и действия народных судей, был ответственным за правильным функционированием судебно-следственно и судебно-исполнительного аппарата. В функции Совета народных судей входило: проведение периодических проверок всех судебных, следственных и судебно-исплонительных органов, организация при Совнарсуде и уездных бюро юстиции более крупных дел, поступающих из революционного трибунала и чрезвычайных комиссий.
К концу октября 1920 г. в области была создана разветвленная сеть служебно-следственных учреждений: ревтрибунал, Совет народных судей, 3 уездных бюро юстиции, 28 участковых народных судов и 12 участковых народных следователей (Ф. Р-49, оп. 1, д. 16, л. 36.).
I съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАО, проходивший 7-11 ноября 1920 г., избрал исполком ЧАО. Избранный исполкомом Президиум 13 ноября 1920 г. принял дела от Ревком ЧАО (Ф. Р-125, оп. 1, д. 4, л. 2.). С ликвидации ревкома и образования облисполкома ЧАО Отдел Юстиции перешел в ведение облисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАО.
На заседании Президиума Облисполкома ЧАО 14 января 1921 г. заведующим Отдела юстиции был избран Алексеев П.А. (Ф. Р-125, оп. 1, д. 4, л. 11об.)
В соответствии с постановлением коллегии Отдела Юстиции от 28 декабря 1921 г. Отдел был организован из трех подотделов: общего, на который были возложены административно-хозяйственные функции, судебно-следственного и карательного (Ф. Р-49, оп. 1, д. 17, л. 44.).
По штатному расписанию на 1921 г. к судебно-следственному подотделу относились Совет народных судей, особая сессия народного суда, следователь по особо важным делам, к карательному подотделу – распределительная комиссия (Ф. Р-49, оп. 1, д. 3, л. 243.).
В течение 1921 г. штаты Отдела Юстиции на были укомплектованы в полном объединении: вместе четырех консультантов Отдел имел одного (Бочаров М.А.), ни одного консультанта не было в уездных бюро юстиции, хотя по штату предполагалось по два в каждом бюро, вместо 4 народных следователей по штату в Чебоксарском уезде работал 1, вместо 9 народных судей работали в уезде 6 народных судей (Ф. Р-125, оп. 1, д. 9, л. 171).
Вопрос о привлечении лиц с юридическим образованием или имеющих практический опыт работы в судебных учреждениях Отдел Юстиции поднимал перед исполкомом ЧАО неоднократно. По поручению Облисполкома Отдел труда подготовил список из 29 человек с юридическим образованием, причем большинство из состояло на службе в Отделе Юстиции. В соответствии с постановлением президиума Облисполкома от 2 ноября 1921 г. 6 человек из других отделов Облисполкома были переведены в Отдел Юстиции (Ф. Р-125, оп. 1, д. 10, л.л. 69, 210, 210об.).
В соответствии с циркуляром Наркомюста РСФСР от 13 августа 1921 г. Коллегия Отдела Юстиции ЧАО в своем заседании 12 октября 1921 г. постановила приступить к организации нотариальных столов при Отделе Юстиции и уездных бюро, юстиции. На нотариальные столы возлагалось засвидетельствование всякого рода договоров и сделок. Заведующим нотариальным столом при Отделе Юстиции был назначен Шевле И.А. Нотариальные столы при убюстах были организованы с 1 января 1922 года (Ф. Р-49, оп. 1, д. 18, л. 24)
В соответствии с циркуляром Наркомюста РСФСР от 15 сентября 1921г. коллегия Отдела Юстиции ЧАО на заседания 16 ноября 1921г. постановила организовать при Отделе Юстиции ЧАО подотдел служебного контроля и надзора (Ф. Р-49, оп. 1, д. 18, л 31.).
В конце 1921г. были организованы четыре особые сессии народного суда для разрешения изъятых из подсудности ревтрибунала и народных судов уголовных и гражданских дел. В этом же году есть народных следователей была сокращена с 12 до 7 участков (Десять лет Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики, Чебоксары, 1930г., л. 237.).
На заседании президиума исполкома ЧАО от 24 декабря 1921г. штат Отдела Юстиции и подведомственных ему учреждений был утвержден в количестве 368 человек (Ф. 125, оп. 1, д. 10, л. 273.).
В соответствии с постановлением президиума исполкома ЧАО от 4 января 1922г. штат служащих арестных домов был передан в ведение Отдела юстиции (Ф. 125, оп. 1, д. 10, л. 2.).
С 1 января 1922г. структура Отдела юстиции была представлена следующими подотделами: общий, общеконсультационный, судебно-следственный, судоустройства и судебного контроля, исправительно-трудовой, в составе которого – распределительная комиссия (Ф. 49, оп. 1, д. 59, л. 1-2.).
В систему учреждений юстиции ЧАО сначала 1922г. входили: Отдел юстиции ЧАО, Совет народных судей, канцелярия особой сессии народного суда, уездное бюро юстиции (4), следственные органы (14), народные суды (31), ревтребунал, управление исправительными учреждениями (Ф. 49, оп. 1, д. 35, л. 17.).
На заседании президиума исполкома ЧАО в феврале 1922г. был утвержден состав Совета народных судей и членов коллегии Отдела юстиции ЧАО (Ф. 125, оп. 1, д. 10, л. 40 об.).
На заседании коллегии Отдела юстиции 9 марта 1922г. была установлена сеть судебно-следственных участков: по Чебоксарскому уезду – 8 судебных участков, 1 следственный участок и участок и 2 судебно-исполнительных участка; по Цивильскому уезду – 7 судебных участков, 1 следственный участок и 2 судебно-исполнительных участка; по Ибресинскому уезду – 4 судебных участка, по 1 следственному и судебно-исполнительному участка; по Ядринскому уезду – 9 судебных участков, 1 следственный участок и 2 судебно-исполнительных участков (Ф. 49, оп. 1, д. 39, л. 146-146 об.).
На совместном заседании президиума Областного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Областного комитета РКП (б) 22 июня 1922г. рассмотрен вопрос об упорядочении судопроизводства в связи с постановлениями ВЦИК. Президиума Облисполкома было поручено выдвинуть кандидатуру на должность Прокурора области и возбудить ходатайства об его утверждении. С момента вступления в свои обязанности прокурора области Отдел юстиции должен быть упразднен с передачей всех административно-хозяйственных функций Областному Совнарсуду (Ф. 125, оп. 1, д. 16, л. 158.).
31 июля 1922г. Президиум Областного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов ЧАО заслушав доклад Лбова, назначенного Наркомюстам Прокурором ЧАО, об изменениях в структуре органов юстиции постановил: «в связи с вступлением с 1 августа 1922г. Прокурора в исполнение своих обязанностей Отдела юстиции ликвидировать, передав согласно предписанию Народного комиссариата юстиции личный инвентарь, хозяйство, кредиты и личный персонал – Прокурора, исправительно-трудовые учреждения, архив и нотариальный стол – в Совнарсуд» (Ф. 125, оп. 1, д. 16, л. 217.).
Документы отдела юстиции поступили на хранение в Центральный Государственный архив Чувашской АССР в 1927г. Проверки наличия дел фонда проводились в 1955г., 1978г. и 1988г.
По состоянию на ноябрь 1993г. по описям № 1, № 2 Ф.Р-49 Отдел юстиции Чувашской автономной области числилось 99 единиц хранения. Описи составленные в рукописном виде, не отвечали требованиям описания документов: заголовки дел не раскрывали содержание находившихся в них документов, систематизация дел в описях была нарушена, отсутствовали необходимые элементы научно-справочного аппарата к описям. Поэтому в ноябре 1993г. описи Ф.Р-49 были усовершенствованы.
В ходе усовершенствования были проведены следующие виды работы: редактирование заголовков с полным просмотром дел, уточнения фондовой принадлежности, крайних дат дел и систематизация карточек на дела. Два дела поступили из Ф.Р-661 и включены в состав описи № 2 дел по личному составу. В результате были составлены опись № 1 дел постоянного хранения в количестве 82 дел за 1920-1922гг. и опись № 2 дел по личному составу в количестве 29 дел за 1920-1922гг.
В опись № 1 включены документы, которые образовались в процессе деятельности фондообразователя. Большую группу составляет директивно-нормативная документация: постановления, приказы, распоряжения, циркуляры, инструкция руководящих органов – НКВД, Наркомата юстиции РСФСР, СНК РСФСР, ВЦИК.
Отчетно-статистические документы дают информацию и анализ деятельности Отдела юстиции ЧАО. К этой группе относятся отчеты, доклады, рапорты подотделов, уездных бюро юстиции, исправительно-трудовых домов ЧАО и документы, отражающие процесс коллегиального решения вопросов: протоколы заседаний коллегий Отдела юстиции ЧАО и уездных бюро юстиции.
Из контрольно-справочной документации можно выделить акты приема и передачи дел уездных бюро юстиции, обследования исправительно-трудовых домов области.
Финансовая документация представлена сметами, ведомостями доходов и расходов Отдела юстиции ЧАО, имеются штатные расписания ревтрибунала и Отдела юстиции ЧАО за 1920-1921 гг.
В опись включена переписка с Наркомюстом РСФСР, исполкомом ЧАО, уездным бюро юстиции, народными судами, нотариальными столами, кроме того, в делах №№ 7, 8, 9, 28, 66 содержатся ведомости на выдачу заработной платы служащим Одела юстиции ЧАО, ревтрибунал, нарсудов, судебно-следственных органов. Исправительно-трудовых учреждений.
Хронологические рамки документов фонда в основном соответствуют времени существования фондообразователя – июль 1920г.-август 1922г. однако, в описи № 1 дел постоянного хранения имеются дела №№ 18, 40, 50, 54, 61, 66, 68, 71, 73, 74, 75, 79, в которых имеются документы по декабрь 1922г., а в деле № 65 – по октябрь 1923г. Это прежде всего циркуляры НКВД и Наркомата юстиции РСФСР; документы, относящихся к деятельности испровительно-трудовых учреждений (сметы на ремонт здания, отчеты из расходования финансовых средств, ведомости на выдачу заработной платы), документы распределительной комиссии о заключенных.
Немало дел сформировано из документов за несколько лет и включены они в опись по начальной дате.
В опись № 2 дел по личному составу включены приказы по личному составу, ведомости выдачи заработной платы служащим, списки, анкеты, сведения о составе служащих.
Дела в описи № 1 дел постоянного хранения систематизированы по хронологически-структурному признаку, внутри структурных подразделений – по степени важности. Дела в описи № 2 по личному составу систематизированы по годам, в пределах года – по степени важности.
К описям составлены следующие элементы научно-справочного аппарата: титульный лист, оглавление, список сокращенных слов, предисловие, переводная таблица шифров.
Главный специалист
отдела НСА и ИПС В.И. Демакова
31.05.2004
Крайние даты документов
:
1920-1922