Государственный исторический архив
Чувашской Республики

Р-85

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : Р-85
Наименование : Областной суд ЧАО
Полное наименование :
Областной суд Чувашской автономной области, г.Чебоксары. 31.10.1922 - 1925.
Шифр сайт : Ф.Р-85 Областной суд ЧАО
Аннотация :
Гражданские и уголовные дела.
Историческая справка :
В октябре 1922 г. сессией ВЦИК было рассмотрено "Положение о судоустройстве РСФСР", которое было принято 3 ноября 1922 г. Положение являлось единым законом об организации советских судов на территории РСФСР и вводилось в действие постановлением ВЦИК "О введение в действие положения о судоустройстве РСФСР" от 11 октября 1922 г. с 1 января 1923 г. в целях обеспечения интересов государства, прав трудящихся и их объеди-нений (М.В. Кожевников. История Советского суда1917-1947, М.: Юридическое издательст-во Министерства Юстиции СССР,1948, С. 126.). В соответствии с положением в стране вво-дилась единая система судебных учреждений:
1) Народный Суд в составе постоянного народного судьи;
2) Народный Суд в составе того же постоянного народного судьи и двух народных засе-дателей;
3) Губернский (областной) суд;
4) Верховный Суд РСФСР и его коллегии (Положение о судоустройстве РСФСР. // Ис-тория Советской прокуратуры в важнейших документах. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1947, С. 231-232. (Далее Положение о судоустройстве РСФСР).
Областной суд Чувашской автономной области (далее Облсуд) образован 16 января 1923 г. в связи с проведением в жизнь нового положения о судоустройстве на базе ликвиди-рованных Революционного трибунала и Совета народных судей Чувашской автономной об-ласти (ЧАО) (РГУ ГИА Чувашии, Ф. Р-125. Оп. 1. Д. 16. Л. 366 об.). В Облсуд влились шта-ты упраздненных Революционного трибунала и Совета народных судей со всеми делами, до-кументами и имуществом, не исключая административного персонала. Особые сессии были упразднены, часть их дел была передана в Облсуд по подсудности, часть распределена по судебным участкам. Нотариальные столы реорганизованы в нотариальные конторы с непо-средственным подчинением их Облсуду через нотариальные отделения. Для поддержания связи с подведомственными облсуду учреждениями на местах и проведения в жизнь админи-стративно-хозяйственных и других мероприятий в каждом уезде учреждена должность Уполномоченного Облсуда на правах его членов из числа народных судей (РГУ ГИА Чувашии Ф. Р-125. Оп.1. Д. 22. Л. 71.).
Облсуд имел следующую структуру:
- общая часть;
- отделы: уголовный;
- гражданский;
- бухгалтерия;
- административно-хозяйственное управление.
Каждый отдел имел секретариат и делился на отделения: судебное и кассационное. Административно-хозяйтсвенное отделение состояло из секретариата Облсуда, отделений: инструкторско-ревизионного, хозяйственного. При Облсуде действовал пленум (РГУ ГИА Чувашии Ф. Р-125. Оп.1. Д.22. Л. 72-72 об.).
Личный состав Облсуда: председатель, два заместителя председателя, заведующие уголовным и гражданским отделами Облсуда; двенадцать постоянных членов Облсуда, при-зываемые для участия в заседаниях Облсуда; областные народные заседатели необходимые для деятельности Облсуда и состоящих при нем учреждений, пять членов коллегии защит-ников, пять старших следователей, заведующий инструкторско-ревизионным отделением, нотариус, девять секретарей, технические служащие (РГУ ГИА Чувашии Ф. Р-125. Оп.1. Д.22. Л. 75-75 об).
10 января 1923 г. были назначены члены Облсуда (РГУ ГИА Чувашии Ф. Р-125. Оп. 1. Д. 19. Л. 26 об.). Бывший председатель Революционного трибунала Спиридонов выдвинут и утвержден председателем Облсуда, бывший следователь Революционного трибунала Корма-чев и бывший заведующий упраздненного ранее отдела юстиции Алексеев утверждены за-местителями председателя Облсуда, члены коллегии Революционного трибунала и члены Советского народного суда заняли должности членов коллегии и "запасных членов" Облсу-да. Старшими следователями следственной части Облсуда назначены следователи Револю-ционного трибунала и Советского народного суда ЧАО. Владимиров В.И. назначен заве-дующий инструкторско-ревизионным отделом, Иваницкий А.И. - бухгалтером, Шерстобитов А.С. - заведующим хозяйственным отделом (РГУ ГИА Чувашии Ф. Р-125. Оп. 1. Д. 22. Л. 71, Ф. Р-85. Оп.1. Д.31. Л. 6, 9, 10, 14.).
Председатель, его заместители и члены Облсуда избирались областным исполнитель-ным комитетом (Облисполкомом) ЧАО сроком на один год и утверждались Народным Ко-миссариатом Юстиции (НКЮ) РСФСР, имевшим право предлагать на эти должности своих кандидатов. По истечению срока те же лица могли быть вновь переизбираемы. Отзыв и сме-щение членов Облсуда до срока их полномочий односторонним постановлением Облиспол-кома без санкции НКЮ РСФСР не допускалось, кроме случаев отстранения их по суду или в порядке дисциплинарного производства в Верховном Суде РСФСР. Согласно "Положению" председателем и заместителем председателя Облсуда мог быть не опороченный судом граж-данин РСФСР, не зависимо от пола, расовой принадлежности, обладающий правом избирать и быть избранным; двухгодичным стажем ответственной политической работы в рабоче-крестьянских общественных, профессиональных или партийных рабочих организациях или трехгодичным стажем практической работы в органах советской юстиции на должности не ниже народного следователя; не менее трехгодичным стажем практической судебной работы в должности народного судьи или члена революционного трибунала. Членами Облсуда мог-ли быть только лица, проработавшие не меньше двух лет в тех же должностях. Отступления от этого правила могли быть только с разрешения НКЮ РСФСР (Положение о судоустрой-стве РСФСР. С. 239.). Когда НКЮ РСФСР не утверждал кандидатов на должность председа-теля и заместителей председателя Облсуда, а облисполком не имел иных, отвечающих тре-бованиям закона кандидатов, они могли назначаться НКЮ РСФСР.
На председателя Облсуда и его заместителей была возложена вся ответственность за правильную и целесообразную постановку всей работы в Облсуде, за точное, неуклонное исполнение существующих законоположений и распоряжений в Облсуде и во всех подчи-ненных ему учреждениях. В соответствии с этим к ведению председателя Облсуда было от-несено назначение и распределение обязанностей между членами Облсуда и по отделениям, назначение судебных работников по уездам (народных судей и народных следователей), ко-торых затем утверждал СНК ЧАО; представление на утверждение в облисполкоме народных судей и народных следователей; наблюдение за своевременным и соответствующим требо-ваниям закона составлением списков народных заседателей, за своевременным финансиро-ванием народных судов и народных следователей и истребованием от них отчетности; со-ставление и представление отчетности по Облсуду и народным судам в Облисполком и НКЮ РСФСР; наблюдение за деятельностью канцелярии и состоянием денежной, матери-альной и иной отчетности по облсуду и все сношения по делам суда с НКЮ РСФСР и иными ведомствами; наблюдение за деятельностью нотариата и коллегии защитников (РГУ ГИА Чувашии Ф. Р-85. Оп. 1. Д. 30. Л. 31-32.). Председатель Облсуда и областной прокурор име-ли право возбуждать дисциплинарное производство против всех лиц, работающих в подве-домственных Облсуду учреждениях (Положение о судоустройстве РСФСР С. 248.).
Ранее функции судебного управления осуществлялись в пределах губернии - губерн-скими отделами юстиции, в уездах - уездным бюро юстиции. В 1922 г. эти функции перешли Облсуду. Практически эти функции осуществлялись председателем Облсуда. В обязанности председателя Облсуда входил созыв пленарных заседаний Облсуда, председательствование в них и предварительный просмотр вносимых и внесение материалов для решения на пленумы Облсуда. Пленум состоял из всех наличных членов Облсуда, при условии присутствия не менее половины членов, при обязательном участии областного прокурора или его помощни-ка. К ведению пленума Облсуда относилось: рассмотрение всех вопросов, связанных с опре-делением границ и числа участков народного суда; перемещение народных судей в пределах подведомственного Облсуду района; распределение и определением границ и числа участков народных следователей, назначение и перемещение последних; рассмотрение отчетности на-родных судей; назначение ревизий народных судов и народных следователей и заслушива-ние докладов по этим ревизиям; выработка наказов и инструкций в пределах ведения Облсу-да. Пленум так же рассматривал все вопросы, связанные с возбуждением дисциплинарной ответственности против народных судей и народных следователей и иных должностных лиц, подведомственных Облсуду, в том числе и членов самого Облсуда; выносил решения о вре-менном отстранении от должности народных судей и народных следователей до решения судом возбужденных против них дел; ведал выборами дисциплинарной коллегии Облсуда. В состав дисциплинарной коллегии Облсуда входило три человека, в том числе председатель или один из заместителей председателя Облсуда. Председатель Верховного Суда РСФСР и состоящий при Верховном Суде РСФСР помощник прокурора области имел право возбудить дисциплинарное производство в отношении всех судебных работников ведомства, в т.ч. председателей и заместителей председателей областных судов (Положение о судоустройстве РСФСР С. 244, 248.).
При согласии председательствующего в заседании решение пленума подлежало не-медленному проведению в жизнь. При несогласии весь материал подлежал передаче на раз-решение НКЮ РСФСР или Верховного Суда РСФСР или Облисполкома - в зависимости от характера вопроса. В случае протеста прокурора против решения пленума оно приостанав-ливалось исполнением. На пленум Облсуда, кроме того, было возложено рассмотрение от-дельных, вносимых составом судебного или кассационного заседания Облсуда или област-ным прокурором вопросов, связанных с неясностью или неполнотой действующих законов. Такие вопросы могли вноситься в пленум исключительно в связи с каким-либо конкретным делом, после чего постановление пленума по этому вопросу вносилось в Верховный Суд РСФСР (Положение о судоустройстве РСФСР С. 242.). Пленум Облсуда выполнял две функ-ции: первая сводилась к решению вопросов, связанных с судебным управлением, вторая за-ключалась в предварительном решении вопросов, связанных с неясностью и неполнотой действующих законов, но лишь в связи с конкретным делом.
Прокуратура принимала участие в пленарных заседаниях облсуда, т.к. она занималась надзором за общим соблюдением законов, непосредственным наблюдением за производст-вом предварительного следствия и дознания, поддержанием обвинения на суде (Положение о судоустройстве РСФСР С. 233.). По протестам прокурорского надзора народными судами представлены в Облсуд гражданские дела, вошедшие в законную силу приговоров. Облсуд представлял дела в Верховный Суд РСФСР на предмет отмены решения. Кроме того, проку-рорский надзор осуществлялся в заседаниях Облсуда по уголовным и гражданским делам и в распределительных заседаниях (РГУ ГИА Чувашии Ф. Р-125. Оп.1. Д. 22. Л. 263.).
Народные заседатели для Облсуда призывались по списку из граждан, имеющих не менее двухгодичного стажа работы в общественных и профессиональных организациях. Списки таких лиц составлялись специальной комиссией. В состав комиссии входили предсе-датель (назначал из своих членов облисполком), два члена Облсуда (назначал председатель Облсуда), областной прокурор и три члена областного профессионального совета. Оконча-тельное утверждение списка народных заседателей, а так же отвод отдельных лиц, включен-ных комиссией в список, принадлежали облисполкому (Положение о судоустройстве РСФСР. С. 239.).
Уголовный отдел Облсуда состоял из 7 человек постоянных членов Облсуда, в том числе заведующего. Судебные заседания кассационного отделения проходили в составе трех постоянных членов Облсуда, включая заведующего отделом, а судебные заседания уголов-ного отделения - в составе одного постоянного члена Облсуда и двух областных народных заседателей, призываемых к заседанию постановлением распорядительного заседания уго-ловного отделения, согласно находящегося в Облсуде списка. Назначение и распределение отнесенных к уголовному отделу членов Облсуда в составы кассационных и судебных засе-даний отдела, как и назначение председательствующих для выездной сессий уголовного от-деления производилось заведующим отделом по согласованию с председателем Облсуда. Председатель Облсуда мог принять на себя председательствование по любому делу, разби-раемому в кассационном отделении уголовного отдела Облсуда (Положение о судоустройст-ве РСФСР. С. 243.). При уголовном отделе функционировала следственная часть, которая рассматривала государственные, должностные, воинские, хозяйственные, имущественные преступления, нарушения правил об отделении церкви от государства, преступления против жизни (РГУ ГИА Чувашии Ф. Р-125. Оп. 1. Д. 22. Л. 75-75 об.). Следственный аппарат Обл-суда состоял из 5 старших следователей при уголовном отделе Облсуда и 8 участковых на-родных следователей. Старшие следователи для более рационального выполнения следст-венных функций были прикреплены к отдельным уездам, но на старших следователей возла-гались дела участковых народных следователей из-за накопления у них их дел (РГУ ГИА Чу-вашии Ф. Р-125. Оп. 1. Д. 22. Л. 72-72 об.).
В состав гражданского отдела Облсуда входило так же 7 человек, включая заведующе-го отделом. Гражданское кассационное отделение состояло из трех постоянных членов обл-суда, в том числе заведующего отделом, а гражданское отделение -одного председательст-вующего постоянного члена и двух народных заседателей преимущественно из числа вхо-дящих в список народных заседателей - народных судей области. Определение и назначение отнесенных к гражданскому отделу членов Облсуда для участия в кассационных и судебных заседаниях отдела или председательствование в выездных сессиях производилось определе-нием заведующего отделом по соглашению с председателем Облсуда. Вызов народных засе-дателей производится распорядительным заседанием судебного отдела, состоящего, однако, исключительно из постоянных членов Облсуда. Председатель Облсуда вправе принять на себя председательствование по любому делу, разбираемому в кассационном порядке в граж-данском отделе губернского суда (Положение о судоустройстве РСФСР. С. 243.). При граж-данском отделе функционировало нотариальное отделение.
Инструкторско-ревизионное отделение занималось преимущественно разработкой сис-тематизации статистического материала, рассылкой копий законодательных актов и цирку-ляров НКЮ РСФСР и Верховного Суда РСФСР подведомственным Облсуду учреждениям и в составлении и рассылкой собственных циркуляров и дачей разъяснений судебным работ-никам по различным принципиальным вопросам судебно-следственной практики. Отделение обращало серьезное внимание на упорядочение обще канцелярского аппарата судебных уч-реждений ЧАО, проводила ревизии нарсудов, следственных органов, нотариальных кантор.
Секретарями отделений Облсуда могли быть только лица, удовлетворяющие требова-ниям, предъявленным для занятия должности не ниже народного следователя. Один из сек-ретарей именовался старшим секретарем Облсуда (Положение о судоустройстве РСФСР. С. 240-241.). Состоящие при Облсуде должностные лица, действовали на основании особо утвержденных правил.
На первых порах деятельности Облсуда особенное внимание было обращено на каче-ственное улучшения состава судей и следователей и подбор новых кандидатов на судебные должности. Согласно требованиям статьи 12 и 13 Положения о судоустройстве, были произ-ведены перевыборы народных судей, (2/3 прежнего состава смещены и заменены новыми: из 20 судей старого состава оставлено 8 и избрано 12, не считая народны судей трудовой сес-сии, двое судей прежнего состава назначены на должности нотариусов. Так же из 8 участко-вых народных следователей 4 смещены и взамен их назначены 4 новых кандидата. Общее количество судебных и следственных участков осталось прежнее, но в территориальном от-ношении произошли значительные изменения, вследствие нового районирования. В г. Че-боксары выделен особый городской участок за счет одного упраздненного в Батыревском уезде (РГУ ГИА Чувашии Ф. Р-125. Оп. 1. Д. 22. Л. 72.). Для проведения в жизнь судебных решений при Облсудах и народных судах действовали народные исполнители и для выпол-нения указанных в законе действий - нотариат (Положение о судоустройстве РСФСР. С. 233.). В ЧАО было всего 8 судебных исполнителей, по 2 на каждый уезд. Решения нарсудов и Облсуда по всем гражданским делам приводились в исполнение исключительно через уча-стковых судебных исполнителей. Приведение в исполнение приговоров по уголовным делам, в части удовлетворения гражданского иска, а так же взыскания штрафов производилось че-рез судебных исполнителей и только в исключительных случаях, за дальностью расстояния судебного исполнительного участка от места производилось исполнение и за незначительно-стью размера взыскания, исполнение решений и приговоров возлагается на волостные сове-ты и милицию. Одним из затруднений деятельности судебных исполнителей было отсутст-вие для них специальных инструкций (РГУ ГИА Чувашии Ф. Р-125. Оп.1. Д. 22. Л. 76.).
Согласно постановлению II сессия ВЦИК от 16 октября 1924 г. председатель Облсуда имел полномочия созывать пленарные заседания Облсуда, председательствовать в них и вносить материалы по вопросам, подлежащим ведению пленума Облсуда, на предваритель-ный просмотр в президиум Облсуда. На президиум Облсуда было возложено: распределение членов Облсуда по отделениям; возбуждения ходатайства перед НКЮ РСФСР об увеличе-нии общего количества членов Облсуда; разрешение вопросов, подлежащих ведению пред-седателя Облсуда, если последний признает необходимость внести их на рассмотрение пре-зидиума; предварительный просмотр материалов и обсуждение вопросов, подлежащих вне-сению в пленум Облсуда, в том числе проектов циркуляров и материалов, касающихся дис-циплинарной ответственности народных судей, народных следователей и других судебных работников. Вопросы, связанные с отменой и пересмотром судебных решений и приговоров, или вопросы, по которым имелся протест прокурора, подлежали внесению непосредственно в пленум без предварительного рассмотрения в президиуме Облсуда (М.В. Кожевников. Ис-тория Советского суда 1917-1947. С. 143).
Облсуд ликвидирован в июне 1926 г. в связи с упразднением области и образованием Чувашской автономной Советской Социалистической республики. Функции его перешли к Главному Суду Чувашской АССР.
Облсуд являлся судебным центром области и органом непосредственного надзора за деятельностью подведомственных ему народных судов, органом рассмотрения кассацион-ных и частных жалоб и протестов на приговоры, решения, определения народных судов, а так же судом первой инстанции по делам, отнесенным законом к его ведению. Он являлся судом первой и второй инстанции по уголовным и гражданским делам Облсуд распростра-нял свою деятельность на территории ЧАО и сверх дел ему подсудных имел надзор за всеми действующими на территории области судами, кроме выездных сессий Верховного Суда РСФСР и военных и военно-транспортных трибуналов (Положение о судоустройстве РСФСР. С. 232.).
Документы Облсуда впервые поступили в Центральный государственный архив Чу-вашской АССР в августе 1928 г. и вместе с последующим поступлениями составили к 1987 г. опись № 1 дел постоянного хранения в объеме 1024 дела.
Опись № 1 не отвечала требованиям учета - в фонде имелись материалы других фондо-образователей, заголовки дел не полностью отражали их содержание и состав документов, не было полноценного научно-справочного аппарата. С целью устранения имеющихся недос-татков в 1987 г. опись № 1 была усовершенствована. На документы Облсуда были составле-ны две описи: опись № 1 дел постоянного хранения в количестве 29 дел и опись № 2 граж-данских и уголовных дел за 1922-1923 гг. в количестве 1166 дел.
В опись №1 включены: книга учета движения дел ревтрибунала и Облсуда; переписка с заведующими исправительно-трудовыми домами об учете осужденных; кассовая книга Облсуда; книги учета кредитов и ведомости о денежных оборотах; отчеты об израсходова-нии кредитов; сведения о поступлении средств в народные суды; ведомости на выдачу зара-ботной платы служащим Облсуда; ведомости страхования служащих революционного три-бунала; совета народных судов, Облсуда.
Опись №2 составили гражданские и уголовные дела, рассмотренные в Облсуде в 1922-1923 гг.
Дела в описи № 1 систематизированы по хронологически-структурному принципу, в структурных частях - по важности документов.
В описи №2 сначала помещены гражданские дела, затем уголовные.
В ходе усовершенствования были проведены следующие виды работ: редактирование заголовков с просмотром дел, уточнение крайних дат, систематизация и шифровка карточек на дела, подбор и перешифровка дел по новым шифрам, формирование связок, написание ярлыков.
К описям №№1 и 2 составлены следующие элементы научно-справочного аппарата: титульный лист, оглавление, предисловие, список сокращений, переводная таблица шифров дел.
На 2006 г. в фонде насчитывается 1198 единиц хранения.


Ведущий специалист
отдела НСА и ИПС В.Н. Сохорова

09.03.2006
Крайние даты документов : 1922-1924
Показывать на сайте? : да