Р-89
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
Р-89
Наименование
:
Чебоксарская дизельная злектростанция
Полное наименование
:
Чебоксарская дизельная электростанция энергетического управления Совета народного хозяйства Чувашского экономического административного района, г.Чебоксары. 1921-1959 гг.
Чебоксарская дизельная электростанция энергетического управления Совета народного хозяйства Чувашского экономического административного района, г.Чебоксары. 1921-1959 гг.
Шифр сайт
:
Ф.Р-89 Чебоксарская дизельная злектростанция
Переименования
Дата
:
07.09.1921-23.11.1921
Наименование
:
Чебоксарская коммунальная электростанция коммунального отдела исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Дата
:
04.09.1957-29.05.1959
Наименование
:
Чебоксарская дизельная электростанция энергетического управления Совета народного хозяйства Чувашского экономического административного района, г. Чебоксары.
Дата
:
08.06.1955-04.09.1957
Наименование
:
Чебоксарская дизельная электростанция Чебоксарского управления водоканализации и дизельной электростанции.
Дата
:
15.03.1934-08.06.1955
Наименование
:
Чебоксарская дизельная электростанция Чебоксарского объединения (треста) электростанций и водопровода "Водосвет".
Дата
:
01.05.1929-15.03.1934
Наименование
:
Чебоксарская дизельная электростанция исполнительного комитета Чебоксарского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Дата
:
20.06.1927-01.05.1929
Наименование
:
Чебоксарская коммунальная электростанция исполнительного комитета Чебоксарского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Дата
:
28.06.1925-20.06.1927
Наименование
:
Чебоксарская коммунальная электростанция Чувашского объединения коммунальных электростанций (ЧОКЭС).
Дата
:
04.12.1923-28.06.1925
Наименование
:
Чебоксарская коммунальная электростанция Отдела местного хозяйства Чувашской автономной области.
Дата
:
23.11.1921-04.12.1923
Наименование
:
Чебоксарская коммунальная электростанция Совета народного хозяйства Чувашской автономной области.
Историческая справка
:
На территории современной Чувашской Республики до 1921 года не было ни одной электростанции общего пользования, на некоторых цензовых предприятиях имелись небольшие электростанции, которые лишь частично удовлетворяли потребности отдельных производств, так лесопромышленник П.Ефремов в начале ХХ века вблизи г.Чебоксары на своем лесопильном заводе оборудовал небольшую электрическую станцию мощностью генератора около 8 киловатт она обслуживала лесопильное производство и дома Ефремовых.
После образования Чувашской Автономной Области начались работы по электрификации г.Чебоксары.
16 декабря 1920 года облисполком Чувашской АО "на устройство фундаментов под 3 двигателя общей мощностью 250 л.с., 3 динамомашины" на вторую половину 1920 года отпустил 2202186 рублей (ЦГА ЧР, ф.63, оп.1, д.38, л.3).
Средств на сооружение Чебоксарской центральной электростанции отпускалось не достаточно. Не хватало кадров строителей. Поэтому областной коммунальный отдел на строительство электростанции привлекал граждан города и окрестных деревень.
С большими трудностями добывалось оборудование.
3 ноября 1920 года Ревком Чувашской АО издал приказ, по которому всем учреждениям и гражданам предлагалось сдать облкоммунотделу все имеющиеся электрические принадлежности.
В конце декабря 1920 года Сидельниковский лесопильный завод передал облкоммунотделу во временное пользование генератор мощностью 60 киловатт. В феврале 1921 года из государственного склада получен еще один изношенный генератор. Так постепенно собирались старые, изношенные генераторы, другое электрооборудование для электростанции.
В июне 1921 года в помещении электростанции установлен первый двигатель мощностью 25 л.с. с генератором мощностью 6,7 киловатт, а в начале сентября - второй двигатель.
7 сентября 1921 года первая Чебоксарская коммунальная электростанция дала первый ток. Мощность двигателей равнялась 33 л.с., а мощность двух генераторов - 9,7 киловатт (ЦГА ЧР, ф.63, оп.1, д.46, л.1,10).
Так создавался первенец энергетики Чувашской Республики, сыгравший значительную роль в развитии энергетики нашей республики.
С вводом в электростанцию коммунальной электростанции возросла электрическая сеть г.Чебоксары. С августа по ноябрь 1921 года строились линии электропередачи. На 1 ноября к электростанции были подключены все административные здания, некоторые культурно-просветительные учреждения, в которых имелись 315 лампочек.
18 ноября 1921 года облисполкома Чувашской АО принял постановление о передачи коммунальных электростанций в ведение Совета народного хозяйства Чувашской АО (ЦГА ЧР, ф.10, оп.1, д.79, л.27).
Передача Чебоксарской коммунальной электростанции и городской электроосветительной сети в ведение обсовнархоза Чувашской АО юридически была оформлена актом от 23 ноября того же года (ЦГА ЧР, ф.10, оп.1, д.79, л.45).
Электростанция имела здание размером 11,7 х 11,1 х 4,5 м покрытое тесом, три дизеля общей мощностью 75 л.с.
4 декабря 1923 года Совет народного хозяйства Чувашской АО был ликвидирован и его функции переданы вновь образованному отделу местного хозяйства, в ведение которого перешла Чебоксарская коммунальная электростанция.
1 октября 1924 года был образован коммунальный трест республиканского значения - Чувашское объединение коммунальных электростанций (ЧОКЭС) (ЦГА ЧР, ф.1320, оп.1, д.72, л.29).
28 июня 1925 г. был подписан акт о передачи имущества Чебоксарской и других коммунальных электростанций в ведение ЧОКЭС.
Вошедшие в состав ЧОКЭС электростанции по мощности были разделены на три категории. Чебоксарская электростанция, имевшая мощность более 60 киловатт, относилась к первой категории и находилась на хозяйственном расчете, обладала правом юридического лица.
В 1924/25 хозяйственном году произошло расширение электростанции. Дополнительно установленный третий двигатель был пущен в эксплуатацию в октябре 1925 года, что позволило электрифицировать 33 % потребителей электроэнергии г.Чебоксары.
В конце 1926 года мощность двигателей электростанции доведены до 120 л.с., а мощность генераторов - до 88 киловатт.
20 июня 1927 года Совет народных комиссаров Чувашской АССР, принял постановление о ликвидации ЧОКЭС. В соответствии с этим постановлением Чебоксарская коммунальная и другие электростанции переданы в ведение соответствующих исполкомов горсоветов.
В первой пятилетке в Чувашии предусматривалось осуществить усиленное промышленное строительство. Это требовало значительного увеличения производства электроэнергии. Пятилетний план развития возрастающей потребности хозяйства в электроэнергии.
20 апреля 1928 года президиум Государственной плановой комиссии Чувашской АССР утвердил проект строительства новой Чебоксарской электростанции. 23 апреля того же года началось ее строительство (ЦГА ЧР, ф.427, оп.1, д.125, л.120).
Произведенный в начале 1929 года новый подсчет потребности города в электроэнергии показал, что подключение к электросети строящихся предприятий и новых абонентов потребуют значительного увеличения мощности электростанции. В то время она равнялась 227 киловатт, а к лету 1931 года полная мощность абонентов должна была увеличиться до 600 киловатт.
30 марта 1929 года были завершены по строительству и оборудованию новой электростанции (ЦГА ЧР, ф.89, оп.1, д.6, л.15).
В то же время завершена электрификация г.Чебоксары. Проложено 4698 метров высоковольтной линии на 12,8 метровых деревянных столбах.
12-17 апреля комиссия произвела приемку и испытания двигателя 220 л.с. при различных режимах работы; 1 мая был подписан акт о завершении строительства и принятии в эксплуатацию новой Чебоксарской дизельной электростанции (ЦГА ЧР, ф.593, оп.7, д.22, л.177).
С марта 1929 по декабрь 1936 года Чувашская АССР находилась в составе Нижегородского (Горьковского) края.
Контрольные цифры по электрификации Нижегородского края на 1930/31 хозяйственный год предусматривали расширение Чебоксарской дизельной электростанции. Учитывая растущие потребности города в электроэнергии, 29-30 января 1930 года Совнарком Чувашской АССР принял следующее постановление: "В связи с ростом потребностей в электроэнергии со стороны населения, учреждений и предприятий города Чебоксар, разрешить Чебоксарскому горсовету расширить существующую электростанцию путем увеличения ее мощности на 1000-1120 лошадиных сил" (ЦГА ЧР, ф.203, оп.2, д.296, л.34).
На расширение Чебоксарской электростанции в 1930/31 году выделялось 270 тыс.рублей, в том числе из местного бюджета - 80 тыс., ссуды - 90 тыс., из бюджета самого предприятия - 20 тыс.рублей.
Летом 1934 года начались работы по расширению электростанции. Новые мощности были введены только во второй пятилетке.
15 марта 1934 года было образовано Чебоксарское объединение (трест) электростанции и водопровода "Водосвет" и Чебоксарская дизельная электростанция передана в ее ведение ("Красная Чувашия", 8 сентября, 1936, №207, с.4).
Для расширения Чебоксарской дизельной электростанции Горьковским крайисполкомом был выделен один из агрегатов запасной электростанции в г.Горький мощностью 1500 л.с. и дизель мощностью 600 л.с. с Горьковского завода "Двигатель революции", которые были установлены и введены в действие в декабре 1936 года.
В третьей пятилетке большое внимание уделялось дальнейшему укреплению и развитию энергетической базы народного хозяйства Чувашской АССР. Госплан Чувашской АССР составил электробаланс на 3-е пятилетие по городам, районам и районным центрам. Ставилась задача - полностью обеспечить промышленность электроэнергией.
1 августа 1939 года Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР утвердил технический проект и генеральную смету расширения Чебоксарской дизельной электростанции с установкой трех дизелей мощностью по 805 л.с. со сметной стоимостью 4 млн.рублей (ЦГА ЧР, ф.89, оп.1, д.66, л.1).
Однако строительно-монтажные работы на строящемся объекте из-за недофинансирования, пересмотра технической документации шли крайне медленно. К 7 мая 1940 года задания по освоению капитальных вложений были выполнены всего на 3,6%.
22 февраля 1941 года пущен в действие дизель с Коломенского машиностроительного завода.
В первые же дни войны Правительство приняло меры по перестройке работы ряда крупных предприятий на военный лад. Наряду с этим большое внимание уделялось размещению предприятий, эвакуированных из западных областей страны.
В связи с эвакуацией в Чувашию промышленных предприятий из западных районов страны значительно возросла потребность в электроэнергии. Ее не могли удовлетворить существующие электростанции.
В июне 1941 года бюро Чувашского обкома партии обсудило вопрос о ходе работ по расширению Чебоксарской электростанции и водопровода. Бюро потребовало от "Чувашстройтреста" и дирекции "Водосвета" закончить все строительство и монтажные работы не позднее 1 сентября 1941 года. Однако в связи с началом войны сроки окончания строительства не были выдержаны.
11 апреля 1942 года поставлен под промышленную нагрузку другой двигатель с Горьковского завода "Двигатель революции".
Чебоксарская двигательная электростанция в конце войны имела пять дизелей. Общая мощность их составляло 2650 киловатт. Однако из-за отсутствия достаточной материально-технической базы и квалифицированных кадров практически работали два дизеля, имевшие общую мощность 700-750 киловатт. Остальные машины требовали капитального ремонта.
28 февраля 1944 года пущена в эксплуатацию Заволжская тепловая электростанция. С пуском ее эксплуатацию Чебоксарская дизельная электростанция постепенно теряла свое значение. Однако ее распределительное устройство являлось центральным пунктом распределения всей поступающей от дизельной и тепловой электростанций электроэнергии.
8 июня 1955 года Приказом Министерства коммунального хозяйства Чувашской АССР Чебоксарский трест "Водосвет" был ликвидирован на его базе создано Чебоксарское управление водоканализации и дизельной электростанции (ЦГА ЧР, ф.89, оп.4, д.53, л.15), в ведение которого была передана Чебоксарская электростанция.
1 июня 1957 года был образован Совет народного хозяйства Чувашского экономического административного района. 4 сентября того же года было образовано энергетическое управление Чувашского совнархоза, в ведение которого были переданы Чебоксарская дизельная электростанция, Чебоксарская, Алатырская, Заволжская теплоэлектроцентрали.
29 мая 1959 года Чувашский совнархоз принял постановление "Об организации централизованного ремонта электрооборудования для предприятий и строек совнархоза". В соответствии с этим постановлением здание дизельного цеха Чебоксарской электростанции передано для организации электроремонтного завода (затем завод "Энергозапчасть") (ЦГА ЧР, ф.1806, оп.2, д.282, л.211-212).
Документы фонда №89 Чебоксарской дизельной электростанции впервые поступили на госхранение в ЦГА Чувашской Республики в сентябре 1928 года.
На территории современной Чувашской Республики до 1921 года не было ни одной электростанции общего пользования, на некоторых цензовых предприятиях имелись небольшие электростанции, которые лишь частично удовлетворяли потребности отдельных производств, так лесопромышленник П.Ефремов в начале ХХ века вблизи г.Чебоксары на своем лесопильном заводе оборудовал небольшую электрическую станцию мощностью генератора около 8 киловатт она обслуживала лесопильное производство и дома Ефремовых.
После образования Чувашской Автономной Области начались работы по электрификации г.Чебоксары.
16 декабря 1920 года облисполком Чувашской АО "на устройство фундаментов под 3 двигателя общей мощностью 250 л.с., 3 динамомашины" на вторую половину 1920 года отпустил 2202186 рублей (ЦГА ЧР, ф.63, оп.1, д.38, л.3).
Средств на сооружение Чебоксарской центральной электростанции отпускалось не достаточно. Не хватало кадров строителей. Поэтому областной коммунальный отдел на строительство электростанции привлекал граждан города и окрестных деревень.
С большими трудностями добывалось оборудование.
3 ноября 1920 года Ревком Чувашской АО издал приказ, по которому всем учреждениям и гражданам предлагалось сдать облкоммунотделу все имеющиеся электрические принадлежности.
В конце декабря 1920 года Сидельниковский лесопильный завод передал облкоммунотделу во временное пользование генератор мощностью 60 киловатт. В феврале 1921 года из государственного склада получен еще один изношенный генератор. Так постепенно собирались старые, изношенные генераторы, другое электрооборудование для электростанции.
В июне 1921 года в помещении электростанции установлен первый двигатель мощностью 25 л.с. с генератором мощностью 6,7 киловатт, а в начале сентября - второй двигатель.
7 сентября 1921 года первая Чебоксарская коммунальная электростанция дала первый ток. Мощность двигателей равнялась 33 л.с., а мощность двух генераторов - 9,7 киловатт (ЦГА ЧР, ф.63, оп.1, д.46, л.1,10).
Так создавался первенец энергетики Чувашской Республики, сыгравший значительную роль в развитии энергетики нашей республики.
С вводом в электростанцию коммунальной электростанции возросла электрическая сеть г.Чебоксары. С августа по ноябрь 1921 года строились линии электропередачи. На 1 ноября к электростанции были подключены все административные здания, некоторые культурно-просветительные учреждения, в которых имелись 315 лампочек.
18 ноября 1921 года облисполкома Чувашской АО принял постановление о передачи коммунальных электростанций в ведение Совета народного хозяйства Чувашской АО (ЦГА ЧР, ф.10, оп.1, д.79, л.27).
Передача Чебоксарской коммунальной электростанции и городской электроосветительной сети в ведение обсовнархоза Чувашской АО юридически была оформлена актом от 23 ноября того же года (ЦГА ЧР, ф.10, оп.1, д.79, л.45).
Электростанция имела здание размером 11,7 х 11,1 х 4,5 м покрытое тесом, три дизеля общей мощностью 75 л.с.
4 декабря 1923 года Совет народного хозяйства Чувашской АО был ликвидирован и его функции переданы вновь образованному отделу местного хозяйства, в ведение которого перешла Чебоксарская коммунальная электростанция.
1 октября 1924 года был образован коммунальный трест республиканского значения - Чувашское объединение коммунальных электростанций (ЧОКЭС) (ЦГА ЧР, ф.1320, оп.1, д.72, л.29).
28 июня 1925 г. был подписан акт о передачи имущества Чебоксарской и других коммунальных электростанций в ведение ЧОКЭС.
Вошедшие в состав ЧОКЭС электростанции по мощности были разделены на три категории. Чебоксарская электростанция, имевшая мощность более 60 киловатт, относилась к первой категории и находилась на хозяйственном расчете, обладала правом юридического лица.
В 1924/25 хозяйственном году произошло расширение электростанции. Дополнительно установленный третий двигатель был пущен в эксплуатацию в октябре 1925 года, что позволило электрифицировать 33 % потребителей электроэнергии г.Чебоксары.
В конце 1926 года мощность двигателей электростанции доведены до 120 л.с., а мощность генераторов - до 88 киловатт.
20 июня 1927 года Совет народных комиссаров Чувашской АССР, принял постановление о ликвидации ЧОКЭС. В соответствии с этим постановлением Чебоксарская коммунальная и другие электростанции переданы в ведение соответствующих исполкомов горсоветов.
В первой пятилетке в Чувашии предусматривалось осуществить усиленное промышленное строительство. Это требовало значительного увеличения производства электроэнергии. Пятилетний план развития возрастающей потребности хозяйства в электроэнергии.
20 апреля 1928 года президиум Государственной плановой комиссии Чувашской АССР утвердил проект строительства новой Чебоксарской электростанции. 23 апреля того же года началось ее строительство (ЦГА ЧР, ф.427, оп.1, д.125, л.120).
Произведенный в начале 1929 года новый подсчет потребности города в электроэнергии показал, что подключение к электросети строящихся предприятий и новых абонентов потребуют значительного увеличения мощности электростанции. В то время она равнялась 227 киловатт, а к лету 1931 года полная мощность абонентов должна была увеличиться до 600 киловатт.
30 марта 1929 года были завершены по строительству и оборудованию новой электростанции (ЦГА ЧР, ф.89, оп.1, д.6, л.15).
В то же время завершена электрификация г.Чебоксары. Проложено 4698 метров высоковольтной линии на 12,8 метровых деревянных столбах.
12-17 апреля комиссия произвела приемку и испытания двигателя 220 л.с. при различных режимах работы; 1 мая был подписан акт о завершении строительства и принятии в эксплуатацию новой Чебоксарской дизельной электростанции (ЦГА ЧР, ф.593, оп.7, д.22, л.177).
С марта 1929 по декабрь 1936 года Чувашская АССР находилась в составе Нижегородского (Горьковского) края.
Контрольные цифры по электрификации Нижегородского края на 1930/31 хозяйственный год предусматривали расширение Чебоксарской дизельной электростанции. Учитывая растущие потребности города в электроэнергии, 29-30 января 1930 года Совнарком Чувашской АССР принял следующее постановление: "В связи с ростом потребностей в электроэнергии со стороны населения, учреждений и предприятий города Чебоксар, разрешить Чебоксарскому горсовету расширить существующую электростанцию путем увеличения ее мощности на 1000-1120 лошадиных сил" (ЦГА ЧР, ф.203, оп.2, д.296, л.34).
На расширение Чебоксарской электростанции в 1930/31 году выделялось 270 тыс.рублей, в том числе из местного бюджета - 80 тыс., ссуды - 90 тыс., из бюджета самого предприятия - 20 тыс.рублей.
Летом 1934 года начались работы по расширению электростанции. Новые мощности были введены только во второй пятилетке.
15 марта 1934 года было образовано Чебоксарское объединение (трест) электростанции и водопровода "Водосвет" и Чебоксарская дизельная электростанция передана в ее ведение ("Красная Чувашия", 8 сентября, 1936, №207, с.4).
Для расширения Чебоксарской дизельной электростанции Горьковским крайисполкомом был выделен один из агрегатов запасной электростанции в г.Горький мощностью 1500 л.с. и дизель мощностью 600 л.с. с Горьковского завода "Двигатель революции", которые были установлены и введены в действие в декабре 1936 года.
В третьей пятилетке большое внимание уделялось дальнейшему укреплению и развитию энергетической базы народного хозяйства Чувашской АССР. Госплан Чувашской АССР составил электробаланс на 3-е пятилетие по городам, районам и районным центрам. Ставилась задача - полностью обеспечить промышленность электроэнергией.
1 августа 1939 года Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР утвердил технический проект и генеральную смету расширения Чебоксарской дизельной электростанции с установкой трех дизелей мощностью по 805 л.с. со сметной стоимостью 4 млн.рублей (ЦГА ЧР, ф.89, оп.1, д.66, л.1).
Однако строительно-монтажные работы на строящемся объекте из-за недофинансирования, пересмотра технической документации шли крайне медленно. К 7 мая 1940 года задания по освоению капитальных вложений были выполнены всего на 3,6%.
22 февраля 1941 года пущен в действие дизель с Коломенского машиностроительного завода.
В первые же дни войны Правительство приняло меры по перестройке работы ряда крупных предприятий на военный лад. Наряду с этим большое внимание уделялось размещению предприятий, эвакуированных из западных областей страны.
В связи с эвакуацией в Чувашию промышленных предприятий из западных районов страны значительно возросла потребность в электроэнергии. Ее не могли удовлетворить существующие электростанции.
В июне 1941 года бюро Чувашского обкома партии обсудило вопрос о ходе работ по расширению Чебоксарской электростанции и водопровода. Бюро потребовало от "Чувашстройтреста" и дирекции "Водосвета" закончить все строительство и монтажные работы не позднее 1 сентября 1941 года. Однако в связи с началом войны сроки окончания строительства не были выдержаны.
11 апреля 1942 года поставлен под промышленную нагрузку другой двигатель с Горьковского завода "Двигатель революции".
Чебоксарская двигательная электростанция в конце войны имела пять дизелей. Общая мощность их составляло 2650 киловатт. Однако из-за отсутствия достаточной материально-технической базы и квалифицированных кадров практически работали два дизеля, имевшие общую мощность 700-750 киловатт. Остальные машины требовали капитального ремонта.
28 февраля 1944 года пущена в эксплуатацию Заволжская тепловая электростанция. С пуском ее эксплуатацию Чебоксарская дизельная электростанция постепенно теряла свое значение. Однако ее распределительное устройство являлось центральным пунктом распределения всей поступающей от дизельной и тепловой электростанций электроэнергии.
8 июня 1955 года Приказом Министерства коммунального хозяйства Чувашской АССР Чебоксарский трест "Водосвет" был ликвидирован на его базе создано Чебоксарское управление водоканализации и дизельной электростанции (ЦГА ЧР, ф.89, оп.4, д.53, л.15), в ведение которого была передана Чебоксарская электростанция.
1 июня 1957 года был образован Совет народного хозяйства Чувашского экономического административного района. 4 сентября того же года было образовано энергетическое управление Чувашского совнархоза, в ведение которого были переданы Чебоксарская дизельная электростанция, Чебоксарская, Алатырская, Заволжская теплоэлектроцентрали.
29 мая 1959 года Чувашский совнархоз принял постановление "Об организации централизованного ремонта электрооборудования для предприятий и строек совнархоза". В соответствии с этим постановлением здание дизельного цеха Чебоксарской электростанции передано для организации электроремонтного завода (затем завод "Энергозапчасть") (ЦГА ЧР, ф.1806, оп.2, д.282, л.211-212).
Документы фонда №89 Чебоксарской дизельной электростанции впервые поступили на госхранение в ЦГА Чувашской Республики в сентябре 1928 года.
Крайние даты документов
:
1922-1958