Государственный исторический архив
Чувашской Республики

Р-238

Архив : БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда : Р-238
Наименование : Ядринский уисполком
Полное наименование :
Ядринский уездный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР, г.Ядрин. 1917-1927 гг.
Шифр сайт : Ф.Р-238 Ядринский уисполком
Переименования
Дата : 01.12.1917-24.06.1920  
Наименование : Фонд Р-238. Ядринский уездный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Казанской губернии.  
Дата : 21.04.1925-01.10.1927  
Наименование : Фонд Р-238. Ядринский уездный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР, г. Ядрин.  
Дата : 24.06.1920-21.04.1925  
Наименование : Фонд Р-238. Ядринский уездный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской автономной области.
Историческая справка :
К началу 1917 г. Россия переживала глубокий кризис, что являлось следствием не разрешенных политических, социально-экономических, социо-культурных противоречий в обществе. Царское самодержавие было не в состоянии покончить с возникшими трудностями, что привело к революционным событиям 1917 г. 25 октября 1917 г. было свергнуто временное правительство и была провозглашена Советская власть.
В марте 1917 г. рабочие и солдаты Чувашии на примере Петрограда, Москвы и других центральных промышленных городов, создавали свои органы власти – Советы, преследовавшие цель установления полного народовластия в форме демократической республики на основах свободы и равенства всех граждан, передачи всей земли трудящимся и коренных реформ законодательства в интересах широких слоев народных масс и др. Первыми образовались городские, затем губернские Советы рабочих и солдатских депутатов, в мае-июне 1917 г. – Советы крестьянских депутатов.
В период с октября 1917 г. по май 1918 г. на территории Чувашии проходило установление власти Советов как органов государственной власти на местах. Становление советской власти в Ядринском уезде было трудным. Для провозглашения перехода власти Советам полномочный съезд был созван только в Ядринском уезде.
Ядринский уездный съезд открылся 10 июня 1917 г. Помимо 220 делегатов от селений и волостей, право решающего голоса получили все члены организационного комитета по его созыву, руководителями съезда стали представители учительского союза В.Ф. Каратеев и И.Г. Филиппов, офицеры: поручик Е.А. Кузьмин и прапорщик И.Г. Юхтанов. Кроме основных пунктов – о войне, о земле, о форме государственного правления в России, об Учредительном собрании, также были включены вопросы о народном образовании, о церкви, об уездном комиссариате. 13 июня 1917 г. был избран исполком Ядринского уездного Совета крестьянских депутатов во главе с эсером С.Б. Борисовым.
В середине ноября в г. Ядрин был создан Военно-революционный комитет, организатором которого был представитель Казанского губернского Совета И.Г. Кадыков. Революционный комитет совместно с красногвардейскими отрядами, прибывшими из Казани, начал решительную борьбу против контрреволюционных сил г. Ядрин.
1 - 2 декабря 1917 г. состоялся уездный съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Участвовало более 200 делегатов со всех селений уезда, с предприятий Торгового дома «Братья Таланцевы». Съезд провозгласил передачу власти в уезде и городе Советам, избрал исполком уездного Совета, а его председателем - А.М. Самарина. Исполком состоял из 20 человек, ответственные посты занимали коммунисты – И.Г. Филиппов и В.Ф. Каратеев.
В начальный период существования уездных Советов в структуре их органов наблюдается значительное разнообразие. Уездный исполком первоначально состоял из секций: рабочей, солдатской и крестьянской, а с января 1918 г. образован президиум. По вопросам отраслевого управления в составе Совета были образованы отраслевые отделы и подотделы:
управления;
народного хозяйства;
снабжения;
земельный;
военный;
труда;
финансовый;
народного образования;
юстиции;
технический;
социального обеспечения;
медицины и ветеринарии;
здравоохранения;
пенсионный.
По такому же принципу Советы были организованы во всех 17 волостях .
В декабре 1917 г. для борьбы с контрреволюцией при Совете были созданы Революционный трибунал и Судебно-следственная комиссия.
В 1918 г. в Чувашии начинается новый период в революционной борьбе трудящихся – борьба за упрочнение Советской власти.
27 января 1918 г. председателем президиума исполкома был избран В.И. Волков, товарищем председателя – Г.М. Аникин .
28 февраля 1918 г. на съезде Советов Ядринского уезда был избран президиум исполкома – председатель президиума исполкома – Эльмень, товарищ председателя – Гранитов, секретарь – Каратеев. Так же был определен состав отделов:
административный отдел – Эльмень, Гранитов, Волков, Каратеев,
технический отдел – Самарин,
отдел снабжения – Волков, Филиппов и Илларионов,
отдел общего призрения и медицины – Аникин,
отдел народное образование – Каратеев, Филиппов и Сергеев,
финансовый отдел – Гранитов,
военный отдел – Иванов,
юридический отдел – Макаров,
земельный отдел – Майоров,
отдел записи браков – Прохоров,
отдел общественного страхования – Трофимов,
контрольный одел – Кочергин
следственно-юридическая комиссия – Семенов, Иванов .
19 марта 1918 г. было принято решение присоединить агрономический отдел к земельному , а 22 марта была упразднена должность военного начальника, управление военного начальника стало именоваться учетным отделом .
В 1918 – 1919 гг. в Ядринском уездном исполкоме в виду разного рода причин происходила частая смена руководителей отделов, перевод их из одного отдела в другой. Часто заведующий отделом занимал тот или иной пост не больше месяца, а потом переводился на другой участок работы или в другое учреждение.
12 апреля 1918 г. был избран новый состав исполкома: председатель – Гранитов, товарищи председателя – Филиппов, Каратеев, секретарь – Богатырев. Так же были назначены заведующие отделами, но из-за недостаточности кадрового состава Гранитов возглавил административный и финансовый отделы, Мартяшев - земельный и общественного страхования. Было принято проводить заседания исполкома два раза в неделю (по четвергам и субботам), вопросы выносимые на заседания предварительно должны были предоставляться на рассмотрением президиуму .
В деревне шла борьба между крестьянской беднотой и кулачеством. Для организации бедноты и успешной борьбы против кулачества Коммунистическая партия и Советское правительство приняли решение об организации комитетов деревенской бедноты. Декрет об организации комитетов бедноты был принят Советским правительством 11 июня 1918 г. Заседанием Ядринского уездного исполкома 3 августа 1918 г. было принято постановление об организации комитетов деревенской бедноты. Задачи по борьбе с контрреволюцией были возложены на всех членов исполкома, а в особенности на уездную и городскую милицию и следственную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем .
На I Всероссийском съезде Советов председателей губернских исполкомов, проходившем в июле 1918 г., было принято постановление об организации местных Советов и их отделов, в котором говорилось: «…все губернские и уездные исполкомы «действуя в полном соответствии с Конституцией Советской России, принятой на V-м Всероссийском Съезде Советов, должны строить свою деятельность по следующему плану: вся работа исполнительного комитета распределяется по отделам. Во главе отделов стоят непосредственно члены исполнительного комитета, как заведующие этими отделениями» . Таким образом, было введено единообразие в названии структурных подразделений исполкомов - комиссариаты стали называться отраслевыми отделами, а должность комиссара была заменена на должность заведующего отделом. При заведующем образовывалась коллегия. Заведующий и коллегия избирались исполкомом . К этому периоду Ядринский уездный исполком состоял из следующих отделов:
отдел управления;
отдел земледелия;
военный отдел;
отдел социального обеспечения;
отдел народного просвещения;
отдел труда;
отдел финансов;
отдел продовольствия;
совет народного хозяйства;
отдел здравоохранения;
дорожно-строительный отдел;
отдел государственного контроля.
В ведение отдела управления входили охрана общего революционного порядка, безопасности и прав рабочих и крестьянской бедноты; оказание содействия всем другим отделам и представителям Центральной власти в исполнении ими законов, декретов и распоряжений центрального рабоче-крестьянского правительства и всех постановлений Алатырского уездного Совета и его исполкома; наблюдение за правильным исполнением всех декретов, законов и распоряжений Центрального правительства и постановлений Алатырского уездного Совета и исполкома; постоянное инструктирование местных советов по вопросам проведения в жизнь декретов, законов и распоряжений Центральной власти и постановлений местного совета, а так же по вопросам организации советов и их работы. Отдел занимался предварительным рассмотрением вопросов об образовании новых местных административных единиц и изменении границ старых; наблюдением за правильностью выборов в местные советы. Он осуществлял подготовку и созыв местных съездов советов; прием в гражданство РСФСР иностранцев; выдачу пропусков и удостоверений личности, а так же регистрацию удостоверений, выдаваемых другими местными учреждениями; дела о розыске различных лиц и др. Так же отдел занимался обнародованием всех декретов, законов и распоряжений Центральной власти и постановлений местного совета; распределением литературы и изданием листовок, разъяснявших действия центральной и местной власти; учетом личного состава Алатырского уездного Совета, уездного и волостных исполкомов и ответственных лиц их отделов; командировкой инструкторов для организации и постановки работы местных советов; производством административных ревизий деятельности тех же советов и др. Так же в ведение отдела входили статистико-экономическое обследование подведомственной территории и страхование.
Отдел земледелия занимался учетом всех свободных земель, регулированием наделения землей безземельных, учетом и заведованием лесами, организацией сельского хозяйства, созданием примерных хозяйств, полей, огородов, заведованием и охраной примерных имений и хозяйств, организацией обработки земли на коммунальных началах, организацией агрономической помощи и инструкторских курсов по сельскому хозяйству, рассылкой инструкторов и агрономов на места. Кроме этого ему были поручены: организация складов сельскохозяйственных орудий и машин, заведывание ими, снабжение сельских хозяйств орудиями, техническими пособиями, управление сельским хозяйством, распространение сельскохозяйственных знаний, организация сельскохозяйственной статистики.
Военный отдел ведал учетом годного к военной службе населения, населения прошедшего военное обучение, учетом перевязочных средств и лошадей, организацией вербовочных пунктов, обучением военному делу, формированием частей армий, организацией снабжения войсковых частей довольствием и снаряжением, контролем над деятельностью подведомственных уездных и волостных военных отделов и др.
Отдел социального обеспечения заведовал приютами и домами призрения, определением и выдачей пенсий, борьбой с нищенством, устройством ночлежных домов, детских садов, площадок, яслей, столовых, организацией детских трудовых артелей, охраной материнства, оказанием помощи больным и увечным воинам, организацией трудовых артелей для них, оказанием помощи населению, пострадавшему от общественных бедствий, пожаров, наводнения, погромов и др.
Отдел народного просвещения руководил организацией всеобщего обучения, осуществлял контроль над всеми школами, общими и специальными культурно-просветительными курсами, над учетом и распределением учительского персонала, снабжением учебными пособиями, организацией общедоступных и специальных библиотек, новых школ и учебных заведений, общеобразовательных и специальных курсов, организацией союзов учащихся, союзов молодежи и содействие физическому воспитанию молодежи. На него была возложена организация музеев, охрана памятников и художественных ценностей и др.
Отдел труда занимался общим регулированием взаимоотношений между работодателями и рабочим, организацией фабричной инспекции, страхованием от болезней, несчастных случаев и безработицы, организацией совместно с отделом социального обеспечения дешевых столовых и чайных, снабжением рабочих дешевыми и удобными квартирами. В его ведение входили организация профессиональных союзов и наблюдение за их деятельностью, организации курсов повышения квалификации рабочих, наблюдение за правильной постановкой и деятельностью рабочего контроля, охрана материнства, женского и детского труда, организация рабочих артелей и коммун и т. п.
Отдел финансов заведовал общей бухгалтерией исполкома, составлял отчеты о финансовой деятельности, годовые и прочих сметы Совета, наблюдал за правильным расходованием сметных норм другими отделами, занимался исчисление и регулирование местных налогов, их сбором, организацией и управлением податной инспекцией, заведовал местными доходными статьями (сдаваемыми в аренду домами, помещениями), вел учет доходов с муниципализированных и национализированных предприятий и общую финансовую деятельность Совета.
На продовольственный отдел были возложены учет всех хлебных продовольственных запасов, предметов первой необходимости, организация заготовки продовольственных припасов, заведывание продовольственными складами и запасами, управление мукомольными мельницами, регулирование деятельности кооперативов, организация трудовых потребительских кооперативов, учет ввоза и вывоза продуктов.
Совет народного хозяйства занимался учетом промышленных предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, снабжением предприятий сырьем и топливом, контролировал производство в национализированных предприятиях, осуществлял учет изготовляемых товаров и распределял их. Отдел осуществлял мероприятия по усовершенствованию обработки и производства товаров. На него были возложены постройка новых фабрик, заводов, заведование и организация государственных построек и сооружений, учет строительных материалов, промышленная статистика.
Дорожно-строительный отдел заведовал сельскими и грунтовыми дорогами, мостами, строительством новых и ремонтом существующих объектов, заведовал конной почтой, установлением подводной повинности и др.
Отдел государственного контроля осуществлял контроль над всеми финансовыми операциями исполкомов волостей и отделов советских учреждений, за деятельностью банков, казначейств, управлял национализированными заводами, фабриками.
Отдел здравоохранения управлял больничными учреждениями, их строительством, занимался организацией медицинской помощи на местах: борьбой с эпидемиями, созданием оспопрививательных и противохолерных пунктов, санитарных отрядов, курсов по обучению санитаров, общего санитарного надзора в уезде, а так же осуществлял управление и контроль национализированными аптеками, вел учет всех медицинских средств, персонала, занимался медицинской статистикой и др.
Исполком избирал президиум из трех человек. На президиум исполкома возлагалось руководство заседаниями исполкома, подготовкой материала для заседаний, наблюдением за исполнением постановлений исполкома. В состав президиума входили: председатель, товарищ председателя и секретарь . Вся корреспонденция должна была поступать в президиум, который распределял ее по отделам .
По постановлению народного комиссариата юстиции нотариальные отделы, как самостоятельные учреждения были ликвидированы. 12 февраля 1919 г. на заседании исполкома при исполкоме был организован юридический отдел, на который были возложены контроль за деятельностью местных судов, уголовно-следственных комиссий, организация общедоступной юридической помощи, создание нотариальных бюро, коллегий общественных защитников и др.
Согласно постановления VII Всероссийского Съезда Советов (5 - 9 декабря 1919 г.) по вопросу о советском строительстве исполкомы выбирались съездами Советов, являлись между съездами высшим органом Советской власти на соответствующей территории и подчинялись вышестоящему исполнительному комитету Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК. Для выполнения всей работы, подлежащей ведению местной власти и для проведения в жизнь постановлений высших исполнительных комитетов и центральной власти, при исполкомах образовывались отделы: отдел управления;
военный отдел;
отдел юстиции;
отдел труда и социального обеспечения;
отдел народного образования;
отдел почт и телеграфов;
отдел финансов;
отдел земледелия;
отдел продовольствия;
отдел государственного контроля;
совет народного хозяйства;
отдел здравоохранения;
отдел статистики;
отдел коммунального хозяйства;
чрезвычайная комиссия .
Деятельность и структурная часть уисполкома без коренных преобразований организационной структуры продолжалась до 1923 г. Согласно Постановлению II сессии ВЦИК X созыва об упрощении советского аппарата в июле 1923 г. были внесены значительные изменения в строении уисполкомов: финансовый и продовольственный отделы «сливались» в один - финансово-продовольственный; упразднялся отдел управления, часть его полномочий перешла к президиуму, часть в управление милицией; отдел труда заменялся инспекцией труда и был образован новый – общий отдел .
Общий отдел состоял из шести отделений:
общая канцелярия (на правах отделения общего отдела);
финансово-материальный (бухгалтерия);
отделение местного хозяйства;
отделение народного образования;
отделение здравоохранения;
отделение социального обеспечения.
Общий отдел уисполкома действовал на основании особой инструкции ВЦИКа от 8 октября 1923 г. и объединял четыре бывших самостоятельных отделов уисполкома: местного хозяйства, народного образования, социального обеспечения и здравоохранения, ставших отделениями Общего отдела, к которым прибавились канцелярия и финансово-материальная часть . В связи с этим в Ядринском уисполкоме были упразднены соответствующие отделы .
Образование громоздкого общего отдела не удовлетворяло полностью требованиям повышения оперативного управления уездного советского аппарата. 16 октября 1924 г. II сессия ВЦИК XI созыва утвердила новое «Положение об уездных съездах Советов и уездных исполнительных комитета». Согласно этому Положению на уездный исполком возлагалось проведение в пределах уезда, декретов и распоряжений центральной власти и мероприятий губернского исполнительного комитета; охрана революционного порядка и безопасности в уезде, борьба с контрреволюционными выступлениями, бандитизмом; наблюдение за правильным функционированием в уезде судебных учреждений и за надлежащей постановкой юридической помощи населению; общее руководство в деле землеустройства и землепользования в пределах уезда; руководство подчиненными ему торговыми и промышленными предприятиями; наблюдение за работой частной кустарной промышленности, осуществление надзора за рынками и ярмарками местного значения, оказание помощи хлебозаготовительным организациям. В области социального обеспечения на уездный исполнительный комитет возлагалось: оказание содействия крестьянским обществам взаимопомощи, содействие кооперативным и трудовым артелям инвалидов, организация агрономических и ветеринарных пунктов, принятие мер к обеспечению уезда школами, проводить мероприятия по борьбе с детской беспризорностью, организация здравоохранения и коммунального дела и др. В области охраны здоровья - принятие всех необходимых мер по предупреждению распространения заразных болезней и организация борьбы с ними, организация санитарного надзора и лечебного дела, снабжения медикаментами. В области благоустройства и жилищного дела - наблюдение за содержанием в исправности улиц, площадей, мест общего пользования, дорог, мостов, переправ, организация мероприятий по противопожарной охране и по строительству и ремонту муниципализированных домов, городских сооружений, больниц, школю. Предусматривалась организация уисполкомом содействия Красной Армии в проведении очередных призывов и военных мобилизаций, борьбы с дезертирством, всеобщего военного обучения, а так же возлагалось руководство мероприятиями по общей и ведомственной статистике, по проведению анкет, переписей и др.
Деятельность уисполкома в соответствии с положением осуществляет через отделы: общий отдел;
земельный отдел;
военный отдел;
финансово-налоговый отдел.
Функции военного отдела осуществлялись уездным военным комиссариатом, действующим на основании Положения об уездных военных комиссариатах.
Кроме вышеперечисленных отделов при уисполкоме состояли:
управление милиции;
инспекция труда;
статистическое бюро;
два уполномоченных (Государственного Политического Управления и губернского суда).
Отделы общий и финансово-налоговый уисполкома подразделялись на отделения, а структура этих отделов не могла быть изменена уездным исполкомом без особого разрешения Президиума ВЦИК. Общий отдел состоял из отделений: местного хозяйства; народного образования; здравоохранения; социального обеспечения. Финансово-налоговый отдел уисполкома состоял из подотделов: налогового, местных финансов, канцелярии, приходно-расходной кассы. Во главе отделов уисполкома стояли заведующие, избираемые уездным исполкомом сроком на один год. Отделы руководили и контролировали деятельность всех подчиненных исполкому учреждений и предприятий.
Совещание по советскому строительству при областном исполнительном комитете Чувашской автономной области (ЧАО) от 25-27 апреля 1925 г. решило создать при президиумах уисполкомов организационную часть в составе инструкторов и консультантов по советскому строительству . В сентябре 1925 г. организационные части уисполкомов были сформированы и стали называться организационными отделами. Общий отдел со второй половины 1926 г. был упразднен, а его отделения снова стали самостоятельными отделами уисполкома.
21 апреля 1925 г. на заседании Президиума ВЦИК было провозглашено преобразование Чувашской автономной области в Чувашскую Автономную Социалистическую Советскую Республику (ЧАССР) . По проекту Конституции Республики, утвержденному 31 января 1926 г. на I учредительном съезде Советов ЧАССР, предусматривалось, что «органами местной власти являются уездные и волостные съезды, уездные и волостные исполнительные комитеты…» .
Ядринский уездный исполком являлся исполнительными распорядительным органом Советской власти на территории Ядринского уезда, избиравшимся уездным съездом Советов и бывшим подотчетным ему. Ядринский уездный исполком в своей деятельности был подотчетен ЦИК и СНК ЧАССР; ему же были подведомственны все волостные Советы крестьянских депутатов Ядринского уезда.
Во исполнение Постановления Президиума ВЦИК РСФСР от 5 сентября 1927 г., ЦИК и СНК ЧАССР от 12 сентября 1927 г. постановили все существующие уездные и волостные исполнительные комитеты к 1 октября 1927 г. ликвидировать в связи с переходом на новое административное деление ЧАССР . Ядринский уездный исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов прекратил свое существование.
За время деятельности Ядринского уисполкома отложились документы, представляющие научно-историческую ценность.
Документальные материалы Ядринского уездного исполнительного комитета поступили на хранение в ЦГА ЧАССР в 1932 г. Документальные материалы этого фонда за 1917 - 1927 гг. были описаны в 5-ти описях. Большая часть документов фонда была плохо подшита, оформлена, заготовки дел не вскрывали содержание заключенных в них документов. Описи не отвечали современным требованиям, ими было трудно пользоваться: систематизация дел была нарушена, в них имелись дела, не подлежащие хранению и дела по личному составу. Все эти недостатки в описании привели к тому, что данный фонд был включен в план переработки описей в 1975 г.
После проведения научно-технической обработки фонда Р-238 Ядринский уездный исполнительный комитет совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, в ходе которой осуществлены проверка наличия дел, уточнение фондирования, пересоставление и уточнение заголовков дел, выделение дел, не имеющих исторического и практического значения. Была проведена систематизация дел по всем признакам и сверка описей. На документы Ядринского уездного исполнительного комитета совета были составлены две описи: опись № 1 общего делопроизводства уисполкома за 1917 - 1927 гг. в количестве 770 дел и описи № 2 дел по личному составу за 1917 - 1927 гг. в количестве 156 единиц хранения.
В описи № 1 дел постоянного хранения за 1917 – 1927 гг. дела систематизированы по хронологически-структурному принципу. В описи № 1 включены: протоколы уездного и волостного Советов, исполкома и отделов, сельсоветов. Доклады, отчеты, переписка об экономическом положении уезда. Материалы о сборе чрезвычайного и продовольственного налога, о выполнении трудовой и гужевой повинности. Переписка о призыве, организации продовольственной помощи Красной Армии. Отчеты и доклады о состоянии сельского хозяйства, о борьбе с кулаками. Сведения о распределении посевных площадей, наличном запасе хлеба, состоянии животноводства. Справки и сведения о состоянии лесного хозяйства, вывозе леса, лесных пожарах. Материалы о работе школ, ликвидации неграмотности среди населения. Доклады и сведения об организации здравоохранения, в уезде, о мерах борьбы с инфекционными заболеваниями. Материалы по административно-территориальному делению.
Опись № 2 дел по личному составу за 1917 - 1927 гг. в количестве 156 единиц хранения, дела систематизированы по годам, в пределах года – по степени важности документов. В опись включены: списки, анкеты членов уездного и волостного Советов, исполкома и отделов, сельских советов; списки военнообязанных, судебных заседателей по волостям уезда, комсостава и милиционеров, членов волостных и сельских ячеек рабоче-крестьянской инспекции. Справки и заявления о назначении, перемещении и увольнении с работы, ведомости на выдачу заработной платы, командировочные удостоверения членов исполнительного комитета, переписка с волостными исполкомами по личному составу, командировочные удостоверения, удостоверения и мандаты, письма, жалобы об оказании материальной помощи.
К описям составлен научно-справочный аппарат: титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица шифров.
В 1985 г. была проведены работа по выявлению особо ценных документов, в ходе которой выявлены 289 дела, которые и были смикрофильмированы.
На 2005 г. в фонде насчитывается 926 единиц хранения.
Крайние даты документов : 1917-1927
Показывать на сайте? : да