Р-243
Архив
:
БУ Государственный исторический архив Чувашской Республики
Номер фонда
:
Р-243
Наименование
:
Алатырский отдел управления уисполкома
Полное наименование
:
Отдел управления Алатырского уездного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области, г.Алатырь. 1918-1923 гг.
Отдел управления Алатырского уездного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области, г.Алатырь. 1918-1923 гг.
Шифр сайт
:
Ф.Р-243 Алатырский отдел управления уисполкома
Переименования
Дата
:
30.09.1918-06.07.1920
Наименование
:
Фонд Р-243. Отдел управления Алатырского уездного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Симбирской губернии, г. Алатырь.
Дата
:
06.07.1920-07.07.1923
Наименование
:
Фонд Р-243. Отдел управления Алатырского уездного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской автономной области, г. Алатырь.
Историческая справка
:
К началу 1917 г. Россия переживала глубокий кризис, что являлось следствием не разрешенных политических, социально-экономических, социально-культурных противо-речий в обществе. Царское самодержавие было не в состоянии покончить с возникшими трудностями, что привело к революционным событиям 1917 г.
Алатырский уездный Совет рабочих и солдатских депутатов возник 20 марта 1917 г. Он сформировался из выборных представителей железнодорожников и промышленных предприятий, воинского гарнизона, профессиональных, общественных и политических организаций. Совет имел две секции: рабочую и военную. Первым председателем испол-нительного комитета (исполкома) был избран М.Я. Житомирский. В июне 1917 г. испол-ком пересмотрел внутреннюю структуру Совета. В военной (солдатской) секции Совета были созданы четыре комиссии: культурно-просветительская, хозяйственная, финансовая и следственно-юридическая. Рабочая секция имела следственно-юридическую и культур-но-просветительскую комиссии.
На II Алатырском уездном крестьянском съезде 8-9 июня 1917 г. был избран испол-ком Алатырского уездного Совета крестьянских депутатов в составе 16 человек, который сразу же вошел в контакт с уездным Советом рабочих и солдатских депутатов, в дальней-шем наиболее важные местные проблемы обсуждал вместе с ним и принимал совместные решения. Исполком крестьянского Совета возглавил И.В. Щепочкин, а заместителем председателя был избран П.Н. Мошкин (Изоркин А.В., Клементьев В.Н., Александров Г.А. История Чувашии новейшего времени. Книга 1, 1917-1945. Чебоксары: Чувашский государственный институт гума-нитарных наук. 2001. С. 24-26, 28-29.).
10 декабря 1917 г. состоялось заседание Симбирского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором большинством голосов было принято решение признать централь-ной властью власть Совета Народных Комиссаров (СНК), ответственного перед Цен-тральным Исполнительным Комитетом (ЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьян-ских депутатов; на местах передать руководящую власть в руки Совета рабочих, солдат-ских и крестьянских депутатов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.).
Уездный съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов работал 14-15 марта 1918 г. Состав Совета был сформирован из 91 чел. По 3 места в нем было предоставлено алатырским политическим партиям и группам: большевикам, двум течениям социал-демократов (меньшевикам и интернационалистам), трем течениям эсеров (правым, левым и максималистам) и народным социалистам. Среди рабочих преобладали железнодорож-ники. В Совет прошли крестьяне, представители союзов эвакуированных воинов и солда-ток, разных других профессий (Изоркин А.В., Клементьев В.Н., Александров Г.А. Исто-рия Чувашии новейшего времени. Книга 1, 1917-1945. Чебоксары: Чувашский государст-венный институт гуманитарных наук. 2001. С. 45-46.).
В начальный период существования уездных Советов в структуре их органов на-блюдается значительное разнообразие. Уездный исполком первоначально состоял из сек-ций: рабочей, солдатской и крестьянской, а с февраля 1918 г. существовал президиум. По вопросам отраслевого управления в составе Совета были образованы отраслевые отделы и подотделы, которые в Алатырском уезде именовались комиссариатами (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 14. Л. 111-113.).
Согласно Конституции Советской Республики, утвержденной V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 г., в уездных исполкомах "для выполнения возложенных на органы Советской власти задач были образованы соответствующие отделы во главе с за-ведующими" (СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.).
В июле 1918 г. состоялся I Всероссийский съезд председателей губернских Советов и заведующих отделами управления губернских исполнительных комитетов, который вы-нес резолюцию по вопросу организации отделов управления. В ней отмечалось, что "для установления более прочной и непосредственной связи Советов между собой и с центром и для облегчения президиума местного губернского или уездного исполкома от текущей административной работы по управлению при губернских и уездных Советах создаются Отделы Управления" (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 1. Л. 14.).
1 сентября 1918 г. при уездном исполкоме взамен комиссариата внутренних дел был создан отдел управления. 2 сентября 1918 г. Алатырским уездным исполкомом заведую-щим отделом управления был назначен Г.Е. Нестеров, которому было поручено организо-вать работу по созданию отдела. 9 октября 1918 г. состоялось заседание коллегии Алатыр-ского уездного отдела управления. На коллегии рассматривались вопросы, касающиеся полномочий отделов, разграничения сферы их деятельности, были установлены штаты по трем подотделам: общий, информационно-инструкторский подотделы и управление кан-целярией, а по остальным подотделам было решено ждать дальнейших разъяснений от центра (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 237-237 об.).
Отдел управления был создан как орган установления более прочной и непосредст-венной связи советов между собой и с центром, для облегчения президиума исполкома от текущей административной работы по управлению. Он был связующим и общим руково-дящим центром не только политической, но и хозяйственной местной жизни. Отдел ис-полнял все предписания и распоряжения центральной власти, состоял в полном подчине-нии исполкома и вел всю переписку от имени своего отдела как части исполкома. Все ре-шения по поручениям и указаниям центральной власти, по вопросам организации мест-ных государственных органов и все сметы отдела должны были быть санкционированы местным исполкомом. Все другие вопросы могли решаться без особого утверждения ис-полкомом, в соответствии с его указаниями. Отдел, за исключением случаев особо преду-смотренных декретами центральной власти, по требованию президиума или по специаль-ному постановлению Алатырского уездного исполкома, обязан был передать рассмотре-ние того или иного вопроса, подлежащего его ведению, во всем его объеме или частично на рассмотрение исполкома (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 234.). Алатырский уездный отдел управления был подотчетен Симбирскому губернскому отделу управления, который наблюдал за проведением в жизнь постановлений центральной и местной власти, контролировал его деятельность.
Заведующий отделом управления избирался исполкомом из членов исполкома. За-ведующие подотделами назначались заведующим отделом управления и утверждались исполкомом. В отличие от заведующего отделом управления заведующими подотделами могли быть и не члены исполкома. Заведующие подотделами составляли коллегию отдела управления, председателем которой был заведующий отделом управления. Коллегия ре-шала общие вопросы, касающиеся отдела управления в целом. В пределах своего подот-дела заведующие работали самостоятельно под общим контролем и руководством заве-дующего отделом управления и управляющего канцелярией. Определение состава служа-щих и установление размеров их окладов принадлежало коллегии отдела управления (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 234 об.).
Отдел управления состоял из следующих подотделов:
- общий;
- информационно-инструкторский;
- уездная милиция;
- чрезвычайно-следственная комиссия по борьбе с контр революцией, спекуляцией и саботажем;
- управление канцелярией.
Общий подотдел состоял из двух столов: административно-гражданского и денеж-ного, а информационно-инструкторский подотдел - из трех: информационного, инструк-торского и статистического.
В обязанности общего отдела входили: охрана общего революционного порядка, безопасности, прав рабочих и крестьянской бедноты; содействие всем другим отделам и представителям центральной власти в исполнении ими законов, декретов, распоряжений центрального рабоче-крестьянского правительства и всех постановлений Алатырского уездного Совета и его исполкома; наблюдение за исполнением всех декретов, законов и распоряжений центрального правительства и постановлений Алатырского уездного Сове-та и исполкома; постоянное инструктирование местных Советов по вопросам проведения в жизнь декретов, законов и распоряжений и постановлений вышестоящих учреждений и по вопросам организации Советов и их работы; предварительное рассмотрение, согласно инструкциям власти вопросов об образовании новых местных административных единиц и изменении границ старых; наблюдение за правильностью выборов в местные Советы; подготовка и созыв местных съездов советов; прием в российское гражданство иностран-цев, выдача заключений по заявлениям о выходе из российского гражданства; выдача пропусков и удостоверений личности; регистрация удостоверений, выдаваемых другими местными учреждениями, командируемым ими лицам; рассмотрение бухгалтерских во-просов отдела и др. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 234 об., 335.)
Информационно-инструкторский подотдел занимался обнародованием всех декре-тов, законов и распоряжений центральной власти; распространением литературы, разъяс-няющей действие центральной и местной власти; учетом всех органов советской власти с указанием адресов их местонахождения, учетом личного и служебного состава учрежде-ний, с выяснением партийных взглядов, специальности и профессии служащих; регуляр-ным ежемесячным и еженедельным, в особых случаях и ежедневным информированием о положении на местах и о работе отдела центральной власти, в лице комиссариата внут-ренних дел. Подотдел наблюдал за тем, чтобы местные законы не противоречили законам центральной власти; подготавливал инструкторов по организации советов; составлял ин-струкции и разъяснения по проведению на местах декретов центральной власти; посылал на места инструкторов для организации и постановки работы местных волостных и сель-ских советов и органов Алатырского уездного Совета; производил административные ре-визии деятельности сельских и волостных советов, составлял акты о недостатках органи-зации их деятельности; разбирал конфликты, возникающие на почве экономической и аг-рарной реформы, конфликты между учреждениями, возникающие при распределении ра-бот между учреждениями, обо всех выявленных недочетах работы докладывал коллегии отдела управления. Так же занимался исследованием посевной площади, наблюдением за всходами посевов, определением вероятного урожая; обследованием количества домаш-них животных; сбором данных о запасе хлеба у торговцев; учетом количества населения на первое января каждого года; наблюдением за демографическими процессами и их ста-тистикой; статистико-экономическим обследованием государственного и общественного призрения и исследованием проблем государственного страхования; статистикой пожа-ров, цен на рабочие руки, на предметы потребления и др. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 335, 335 об.)
Подотдел милиции осуществлял контроль над контрреволюционным движением; борьбу с различными правонарушениями (преступления, дезертирство и др.) и их раскры-тие; денежные взыскания с населения; наблюдение за неблагонадежными лицами и др.
В функции управления канцелярией входили: прием и распределение всей входящей и отсылка всей исходящей из исполкома корреспонденции; прием прошений на имя заве-дующего отделом управления; переписка с Советами по различным вопросам текущей деятельности; выполнение срочных поручений; подбор материалов для прессы о деятель-ности отдела управления; ведение дел личного состава, выдача справок посетителям (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 235 об., 237.)
Заведующим информационно-инструкторским подотделом был назначен С.П. Киселев, управляющим канцелярией - В.В. Аминьев, председателем чрезвычайно-следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем - С. Воронин, начальником советской милиции - Дмитриевский, заведующим статистиче-ской частью информационно-инструкторского подотдела - Ф.Г. Кузнецов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 237.).
Дела управления при волостных и сельских советах были возложены на президиум соответствующих исполкомов: в волостях на заместителя председателя исполкома, в де-ревнях, селах и прочих поселениях на председателя соответствующих советов. Заведую-щий отделом управления имел право отвода заведующих делами управления волостей. Ведение канцелярии по делам управления в волости было поручено секретарям волостных Советов, в селах и деревнях - председателям советов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 102. Л. 21-21 об.).
Согласно постановлению Всероссийского съезда председателей губернских Советов и заведующих отделом управления губернией от 1 сентября 1918 г. при отделе управления должна была создаваться чрезвычайно-следственная комиссия по борьбе с контрреволю-цией, спекуляцией и саботажем, но согласно распоряжению всероссийской чрезвычайно-следственной комиссии, чрезвычайные комиссии на местах должны были быть самостоя-тельными (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 237.). Члены местной комиссии на-значались и отзывались местными исполкомами. Председатели избирались местными ис-полкомами, а утверждались Всероссийской чрезвычайной комиссией (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 1. Л. 114-114 об.).
На заседании коллегии отдела управления в соответствии с "Положением об орга-низации отделов уголовного розыска Народного Комиссариата Внутренних Дел" (НКВД) от 16 октября 1918 г. было принято постановление об организации при подотделе мили-ции стола уголовного розыска для охраны революционного порядка, расследований пре-ступлений уголовного характера, борьбы с бандитизмом др. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 1. Л. 79-79 об.)
С 4 февраля 1919 г. постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) уездные чрезвычайные следственные комиссии были упразднены. В связи с этим была упразднена Алатырская чрезвычайная следственная комиссия. Дела находившиеся в ведении чрезвычайной комиссии: борьба с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем и т.п. перешли в ведение отдела управления и уездной милиции. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 102. Л. 54.)
17 марта 1919 г. на заседании коллегии отдела управления было принято решение организовать при отделе управления подотдел борьбы с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности и конный карательный отряд из 15 человек. 19 марта 1919 г. данное решение было утверждено заседанием Алатырского уездного ис-полкома. На заседании коллегии отдела управления 25 марта 1919 г. заведующим подот-делом по борьбе с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией и преступлениями по долж-ности временно был назначен Симонов, следователями подотдела - Сергеев и Антонов, организация карательного отряда была поручена начальнику уездной милиции Дмитриев-скому, отдел должен был начать работу с 27 марта 1919 г. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 114. Л. 34.)
1 августа 1919 г. при Алатырском уездном отделе управления был организован под-отдел Записи актов гражданского состояния (ЗАГС), который должен был вести записи о всех случаях рождений, заключения браков, смертей в уезде, а также хранить метрические книги, принятые от "религиозных общин". Заведующим подотделом был назначен Мар-тынов Борис Павлович (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 2. Д. 8. Л. 3.).
Заведующим отделом управления вместо Васильева Ивана Петровича, занимавшего должность с апреля 1919 г., 20 декабря 1919 г. был назначен Славкин Сергей Алексеевич. Из его отчета Алатырскому уездному исполкому следует, что отдел управления разбит на подотделы: общий, информационно-инструкторский, ЗАГС, милиции. В отчете указыва-ется, что с 20 ноября 1919 г. информационно-инструкторский подотдел не имел постоян-ного заведующего и находился под руководством заведующего подотделом ЗАГС Марты-нова, в связи с отсутствием инструкторов информационно-инструкторский подотдел не имел надлежащей связи с волостными и сельсоветами советами, так как вместо преду-смотренных шести инструкторов было всего два (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 156. Л. 79-80.).
2 января 1920 г. согласно телеграфному распоряжению Симбирского губернского топливного чрезвычайного комитета все уездные топливные чрезвычайные комитеты ли-квидировались, а мобилизация подвод и рабочих должна была производиться отделами управления (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 284. Л. 8.).
С 27 января 1920 г. заведующим общего подотдела избран Акулин Григорий Ва-сильевич. 1 февраля 1920 г. заведующим инструкторско-информационным подотделом был назначен Добромыслов Иван Васильевич (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 2. Д. 8. Л. 1-5.).
2 февраля 1920 г. в связи с постановлением Совета рабоче-крестьянской обороны "О натуральной трудовой и гужевой повинности" Алатырский уездный отдел управления принял решение о создании при отделе временного подотдела натуральной трудовой и гужевой повинности, разделив его на два стола: натуральной трудовой повинности и гу-жевой повинности. Штат подотдела: один руководитель и 5 канцелярских сотрудников (на оба стола), по одному делопроизводителю на стол (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 121. Л. 410-410 об.).
В мае 1920 г. коллегия НКВД утвердила "Положение об отделах Управления гу-бернских, уездных, городских и волостных исполкомов". Ведению уездного отдела управления подлежало "административное управление уездом и волостью, наблюдение за проведением в жизнь всех постановлений административного характера, понуждение к их выполнению,…учет населения и изоляция вредных обществу и паразитических элемен-тов" (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 22. Оп. 1. Д. 193. Л. 14; Д. 4. Л. 44 - 45.). Отдел управления состоял из подотделов:
- общий;
- инструкторско-информационный (организационный);
- милиция;
- ЗАГС;
- общественных работ и повинностей;
- управление по эвакуации населения.
Подотдел общественных работ и повинностей руководил проведением трудовых по-винностей, осуществлял общее управление лагерем принудительных работ и "лагерей для военных гражданской войны", надзор за общей деятельностью лагерей, регистрацию осу-жденных на принудительные работы и выдачу удостоверений на их освобождение.
Управление по эвакуации (ЭВАК) населения образовалось в результате переимено-вания существовавших прежде управлений о пленных и беженцах. Подотдел непосредст-венно подчинялся Центральному управлению по эвакуации населения НКВД. На образо-ванный подотдел уисполкома возлагались функции массовых людских перевозок, кроме военных, с учетом снабжения продовольствием, медикаментами и другими предметами первой необходимости.
По отчетам за 1920 г. отдел управления состоял из следующих подотделов: общего, информационно-инструкторского, ЗАГС и уездной милиции с отделениями: уголовного розыска, эвакуационного и принудительных работ (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 85. Л. 7-7 об.). Таким образом, в структуре отдела управления должно было появиться два новых подразделения, но в Алатырском отделе управления эти подразделения были орга-низованы при милиции.
С 1 сентября 1920 г. Алатырский уездный отдел управления был обязан предостав-лять не позднее 15 числа каждого месяца в информационно-инструкторский подотдел Симбирского губернского отдела управления копии постановлений коллегии отдела управления, копии постановлений уездного исполкома, копии постановлений президиума исполкома, доклады о работе отделов исполкома, волостных исполкомов и сельсоветов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 274. Л. 5.).
3 января 1921 г. была организована комиссия по выдаче пропусков на проезд по же-лезной дороге и водным путям. Председателем комиссии был избран служащий отдела управления Ясницкий, членами комиссии: от уездного комитета труда - Шестаков и от уездного профсоюзного бюро - Сянаев. Члены комиссии были постоянными работниками других учреждений и не могли постоянно заниматься пропусками, поэтому выдача про-пусков осуществлялась ежедневно с 11 до 14 часов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 362. Л. 30.).
14 мая 1921 г. декретом СНК было положено начало работы комитетов крестьян-ской общественной взаимопомощи, обязанностью которых является оказание разного ро-да помощи малоимущим слоям населения (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 473. Л. 209.).
30 августа 1921 г. Панферов И.М. был избран на должности заведующего общим подотделом и заместителя заведующего отделом управления (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 362. Л. 8.).
В 1921 г. в Поволжье вследствие катастрофической засухи и неурожая начался го-лод. Для спасения населения в августе 1921 г. в Чувашской области были организованы областная, уездные, волостные и сельские комиссии по оказанию помощи голодающим. Алатырская уездная комиссия по оказанию помощи голодающим занималась составлени-ем списка голодающих, распределением американских детских пайков, продовольствен-ным обеспечением учреждений, детских домов и др. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 451. Л. 151 - 151 об.) Согласно постановлению ВЦИК она была распущена в октябре 1922 г.
3 октября 1921 г. на заседании коллегии Алатырского уездного отдела управления на уездную милицию были возложены охрана тюрьмы и организация продовольственного обеспечения охранного состава милиционеров при арестном доме (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 362. Л. 19.).
В соответствии и указанием Симбирского губернского отдела управления от 28 де-кабря 1921 г. об учете "советского и монашеского духовенства всех религий" Алатырский уездный отдел управления с 3 января 1922 г. стал заниматься регистрацией и учетом ду-ховенства (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 410. Л. 3.).
13 января 1922 г президиум Алатырского уездного исполкома издал приказ о борьбе с самогоноварением, торговлей самогоном и пьянством. Основную работу по данному приказу должна была осуществлять уездная милиция, контроль за исполнением приказа был возложен на отдел управления. Всем начальникам уездной, городской милиции, во-лостным и сельским советам к 1 числу каждого месяца предписано было давать через от-дел управления в Алатырский уездный исполком сводку о ходе работы (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 410. Л. 10.).
На основании приказа НКВД от 20 декабря 1921 г. № 757 о ликвидации губернских и уездных эвакуационных комиссий Алатырский уездный отдел управления с 15 февраля 1922 г. принял от Алатырского управления уездной эвакуационной комиссии все ее пол-номочия (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 462.).
20 февраля 1922 г. в Алатырский уездный отдел управления от Симбирского гу-бернского исполкома поступило распоряжение о взаимоотношении уездного отдела управления с уездной милиции. В нем указывалось, что милиция является частью уездно-го отдела управления, но, так как милиция является обособленной воинской единицей, от-дел управления не должен был вмешиваться в ее техническую работу, в вопросы приема и увольнения милиционеров и оперативную работу. В то же время, как часть отдела управ-ления, милиция была обязана выполнять все его распоряжения (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 360. Л. 35.).
Исполком Чувашской автономной области 29 марта 1922 г. принял "Положение об отделах управления" (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 96. Оп. 1. Д. 241. Л. 22-24.), согласно кото-рому "отделы управления, являясь органами Народного комиссариата Внутренних дел на местах, действуют на общих основаниях с другими отделами Исполнительного комитета в рамках специальных директив НКВД".
Основными их задачами являлись:
административное управление губернией (уездом);
наблюдение за исполнением постановлений и распоряжений центральной и местной власти административного характера;
принятие мер для усиления аппаратов волисполкомов, поселковых, фабрично-заводских и сельских Советов.
По Положению отдел управления состоял из подотделов:
- организационного;
- административного;
- милиции;
- принудительных работ;
- эвакуационного (функции эвакуационных подотделов в уездах возлагались на ад-министративные подотделы);
- ЗАГС.
Во главе каждого подотдела были заведующие, назначаемые заведующим отделом управления. Заведующий отделом управления исполкома являлся заместителем председа-теля исполкома и одновременно выполнял обязанности заведующего административным подотделом.
Работа административного подотдела выражалась в общем административном над-зоре, регистрации служителей религиозного культа всех религий, выдаче удостоверений и разрешений на производство торговли и занятия промыслами, на изготовление штампов и печатей, устройство вечеров и спектаклей, на проведение собраний и конференций, со-ставлении списка населенных мест уезда, учете и ежемесячный отчет перед Симбирским губернским отделом управления о количестве оружия и боеприпасов в гражданских учре-ждениях уезда и др. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 463. Л. 1 -11.)
К 1922 г. были ликвидированы боевые фронты, закончился период "военного ком-мунизма", началась эпоха мирного строительства. В изменившихся исторических услови-ях перед отделами управления встали другие задачи: административный надзор и воздей-ствие по отношению к частным предпринимателям, кулакам, религиозным организациям и др.
Согласно инструкции НКВД и НТК от 12 июня 1923 г. № 170 "О порядке проведе-ния трудовых и гужевых повинностей для ликвидации стихийных бедствий" на отделы управления губернских и уездных исполкомов возлагалось проведение трудовых и гуже-вых повинностей по ликвидации стихийных бедствий: счистка снежных заносов, окирков-ка от льда железнодорожных путей, тушение и локализации пожаров в лесных массивах и в зоне проживания населения, устранение последствий наводнений, осуществления экс-тренных санитарных мероприятий и др. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 473. Л. 164-165.)
В 1923 г. в стране была завершена административная реформа органов НКВД, нача-тая во второй половине 1921 г. Поскольку власть местных Советов укрепилась повсемест-но и сформировался их аппарат, реформа изъяла из ведения НКВД и отделов управления функции советского строительства и передала эти функции в центре ЦИКам, а на местах - президиумам исполкомов местных Советов.
Деятельность и структурная часть уисполкома без коренных преобразований орга-низационной структуры продолжалась до 1923 г. Согласно Постановлению II сессии Все-российского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) X созыва об упрощении советского аппарата в июле1923 г. были внесены значительные изменения в строении уисполкомов: финансовый и продовольственный отделы "сливались" в один - финансово-продовольственный; упразднялся отдел управления, часть его полномочий перешла к пре-зидиуму, часть в управление милицией; отдел труда заменялся инспекцией труда и был образован новый - общий отдел (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 194. Оп. 1. Д. 125. Л. 8.).
Отдел управления Алатырского Уездного Исполнительного комитета Совета рабо-чих, крестьянских и красноармейских депутатов города Алатырь Симбирской губернии образован в сентябре 1918 г., ликвидирован 7 июля 1923 г. Стол ЗАГС был передан в пре-зидиум исполкома, а затем по циркулярному распоряжению от 2 января 1924 г. из прези-диума исполкома управлению милиции (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 268. Л. 29.).
Документальные материалы Алатырского отдела управления Советов рабочих, кре-стьянских и красноармейских депутатов впервые поступили на государственное хранение в 1932 г. Фонду был присвоен номер Р-243. Документы были описаны в двух описях. Со-стояние описей было неудовлетворительное, описи написаны от руки, на бумаге плохого качества. Большинство заголовков не отражало содержания находящихся в деле докумен-тов, имелись дела временного срока хранения. Дела по личному составу не были выделе-ны в отдельную опись. Ввиду вышеуказанных причин в 1976 г. была проведена научно-техническая обработка документов фонда: проверка наличия, экспертиза ценности, со-ставление заголовков, систематизация дел. На фонд были составлены две описи: опись № 1 дел постоянного хранения за 1918-1923 гг. в количестве 481 единиц хранения и опись № 2 дел по личному составу за 1918-1923 гг. в количестве 68 единиц хранения.
В опись № 1 дел постоянного хранения за 1918-1923 гг. включены циркуляры, по-становления, приказы Симбирского губернского исполнительного комитета, Алатырского уездного исполнительного комитета, протоколы губернских, уездных и волостных съез-дов Советов, доклады, отчеты, переписка об экономическом и политическом состоянии уезда, оказании помощи голодающим, организации комитетов деревенской бедноты, ма-териалы по выборам волостных и сельских советов, отчеты, доклады и сведения о работе уездной и городской милиции, списки населенных пунктов по уезду и волостям, справки и сведения о состоянии лесного хозяйства, лесных пожарах и др.
Опись № 2 дел по личному составу за 1918-1923 гг. включены дела со списками, ан-кетами служащих отдела управления, служащих учреждений Алатырского уезда, стати-стические сведения, переписка по личному составу.
Документальные материалы фонда систематизированы и описаны по хронологиче-ски-структурному принципу. В структурных частях дела систематизированы по важности вопроса.
К описи составлен справочный аппарат: титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица шифров.
Согласно акту последней проверки наличия и состояния дел от 22 ноября 1985 г. в фонде Р-243 по двум описям числится 551 единица хранения.
Ведущий специалист
отдела НСА и ИПС В.Н. Сохорова
20.12.2006
К началу 1917 г. Россия переживала глубокий кризис, что являлось следствием не разрешенных политических, социально-экономических, социально-культурных противо-речий в обществе. Царское самодержавие было не в состоянии покончить с возникшими трудностями, что привело к революционным событиям 1917 г.
Алатырский уездный Совет рабочих и солдатских депутатов возник 20 марта 1917 г. Он сформировался из выборных представителей железнодорожников и промышленных предприятий, воинского гарнизона, профессиональных, общественных и политических организаций. Совет имел две секции: рабочую и военную. Первым председателем испол-нительного комитета (исполкома) был избран М.Я. Житомирский. В июне 1917 г. испол-ком пересмотрел внутреннюю структуру Совета. В военной (солдатской) секции Совета были созданы четыре комиссии: культурно-просветительская, хозяйственная, финансовая и следственно-юридическая. Рабочая секция имела следственно-юридическую и культур-но-просветительскую комиссии.
На II Алатырском уездном крестьянском съезде 8-9 июня 1917 г. был избран испол-ком Алатырского уездного Совета крестьянских депутатов в составе 16 человек, который сразу же вошел в контакт с уездным Советом рабочих и солдатских депутатов, в дальней-шем наиболее важные местные проблемы обсуждал вместе с ним и принимал совместные решения. Исполком крестьянского Совета возглавил И.В. Щепочкин, а заместителем председателя был избран П.Н. Мошкин (Изоркин А.В., Клементьев В.Н., Александров Г.А. История Чувашии новейшего времени. Книга 1, 1917-1945. Чебоксары: Чувашский государственный институт гума-нитарных наук. 2001. С. 24-26, 28-29.).
10 декабря 1917 г. состоялось заседание Симбирского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором большинством голосов было принято решение признать централь-ной властью власть Совета Народных Комиссаров (СНК), ответственного перед Цен-тральным Исполнительным Комитетом (ЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьян-ских депутатов; на местах передать руководящую власть в руки Совета рабочих, солдат-ских и крестьянских депутатов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.).
Уездный съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов работал 14-15 марта 1918 г. Состав Совета был сформирован из 91 чел. По 3 места в нем было предоставлено алатырским политическим партиям и группам: большевикам, двум течениям социал-демократов (меньшевикам и интернационалистам), трем течениям эсеров (правым, левым и максималистам) и народным социалистам. Среди рабочих преобладали железнодорож-ники. В Совет прошли крестьяне, представители союзов эвакуированных воинов и солда-ток, разных других профессий (Изоркин А.В., Клементьев В.Н., Александров Г.А. Исто-рия Чувашии новейшего времени. Книга 1, 1917-1945. Чебоксары: Чувашский государст-венный институт гуманитарных наук. 2001. С. 45-46.).
В начальный период существования уездных Советов в структуре их органов на-блюдается значительное разнообразие. Уездный исполком первоначально состоял из сек-ций: рабочей, солдатской и крестьянской, а с февраля 1918 г. существовал президиум. По вопросам отраслевого управления в составе Совета были образованы отраслевые отделы и подотделы, которые в Алатырском уезде именовались комиссариатами (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 14. Л. 111-113.).
Согласно Конституции Советской Республики, утвержденной V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 г., в уездных исполкомах "для выполнения возложенных на органы Советской власти задач были образованы соответствующие отделы во главе с за-ведующими" (СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.).
В июле 1918 г. состоялся I Всероссийский съезд председателей губернских Советов и заведующих отделами управления губернских исполнительных комитетов, который вы-нес резолюцию по вопросу организации отделов управления. В ней отмечалось, что "для установления более прочной и непосредственной связи Советов между собой и с центром и для облегчения президиума местного губернского или уездного исполкома от текущей административной работы по управлению при губернских и уездных Советах создаются Отделы Управления" (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 1. Л. 14.).
1 сентября 1918 г. при уездном исполкоме взамен комиссариата внутренних дел был создан отдел управления. 2 сентября 1918 г. Алатырским уездным исполкомом заведую-щим отделом управления был назначен Г.Е. Нестеров, которому было поручено организо-вать работу по созданию отдела. 9 октября 1918 г. состоялось заседание коллегии Алатыр-ского уездного отдела управления. На коллегии рассматривались вопросы, касающиеся полномочий отделов, разграничения сферы их деятельности, были установлены штаты по трем подотделам: общий, информационно-инструкторский подотделы и управление кан-целярией, а по остальным подотделам было решено ждать дальнейших разъяснений от центра (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 237-237 об.).
Отдел управления был создан как орган установления более прочной и непосредст-венной связи советов между собой и с центром, для облегчения президиума исполкома от текущей административной работы по управлению. Он был связующим и общим руково-дящим центром не только политической, но и хозяйственной местной жизни. Отдел ис-полнял все предписания и распоряжения центральной власти, состоял в полном подчине-нии исполкома и вел всю переписку от имени своего отдела как части исполкома. Все ре-шения по поручениям и указаниям центральной власти, по вопросам организации мест-ных государственных органов и все сметы отдела должны были быть санкционированы местным исполкомом. Все другие вопросы могли решаться без особого утверждения ис-полкомом, в соответствии с его указаниями. Отдел, за исключением случаев особо преду-смотренных декретами центральной власти, по требованию президиума или по специаль-ному постановлению Алатырского уездного исполкома, обязан был передать рассмотре-ние того или иного вопроса, подлежащего его ведению, во всем его объеме или частично на рассмотрение исполкома (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 234.). Алатырский уездный отдел управления был подотчетен Симбирскому губернскому отделу управления, который наблюдал за проведением в жизнь постановлений центральной и местной власти, контролировал его деятельность.
Заведующий отделом управления избирался исполкомом из членов исполкома. За-ведующие подотделами назначались заведующим отделом управления и утверждались исполкомом. В отличие от заведующего отделом управления заведующими подотделами могли быть и не члены исполкома. Заведующие подотделами составляли коллегию отдела управления, председателем которой был заведующий отделом управления. Коллегия ре-шала общие вопросы, касающиеся отдела управления в целом. В пределах своего подот-дела заведующие работали самостоятельно под общим контролем и руководством заве-дующего отделом управления и управляющего канцелярией. Определение состава служа-щих и установление размеров их окладов принадлежало коллегии отдела управления (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 234 об.).
Отдел управления состоял из следующих подотделов:
- общий;
- информационно-инструкторский;
- уездная милиция;
- чрезвычайно-следственная комиссия по борьбе с контр революцией, спекуляцией и саботажем;
- управление канцелярией.
Общий подотдел состоял из двух столов: административно-гражданского и денеж-ного, а информационно-инструкторский подотдел - из трех: информационного, инструк-торского и статистического.
В обязанности общего отдела входили: охрана общего революционного порядка, безопасности, прав рабочих и крестьянской бедноты; содействие всем другим отделам и представителям центральной власти в исполнении ими законов, декретов, распоряжений центрального рабоче-крестьянского правительства и всех постановлений Алатырского уездного Совета и его исполкома; наблюдение за исполнением всех декретов, законов и распоряжений центрального правительства и постановлений Алатырского уездного Сове-та и исполкома; постоянное инструктирование местных Советов по вопросам проведения в жизнь декретов, законов и распоряжений и постановлений вышестоящих учреждений и по вопросам организации Советов и их работы; предварительное рассмотрение, согласно инструкциям власти вопросов об образовании новых местных административных единиц и изменении границ старых; наблюдение за правильностью выборов в местные Советы; подготовка и созыв местных съездов советов; прием в российское гражданство иностран-цев, выдача заключений по заявлениям о выходе из российского гражданства; выдача пропусков и удостоверений личности; регистрация удостоверений, выдаваемых другими местными учреждениями, командируемым ими лицам; рассмотрение бухгалтерских во-просов отдела и др. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 234 об., 335.)
Информационно-инструкторский подотдел занимался обнародованием всех декре-тов, законов и распоряжений центральной власти; распространением литературы, разъяс-няющей действие центральной и местной власти; учетом всех органов советской власти с указанием адресов их местонахождения, учетом личного и служебного состава учрежде-ний, с выяснением партийных взглядов, специальности и профессии служащих; регуляр-ным ежемесячным и еженедельным, в особых случаях и ежедневным информированием о положении на местах и о работе отдела центральной власти, в лице комиссариата внут-ренних дел. Подотдел наблюдал за тем, чтобы местные законы не противоречили законам центральной власти; подготавливал инструкторов по организации советов; составлял ин-струкции и разъяснения по проведению на местах декретов центральной власти; посылал на места инструкторов для организации и постановки работы местных волостных и сель-ских советов и органов Алатырского уездного Совета; производил административные ре-визии деятельности сельских и волостных советов, составлял акты о недостатках органи-зации их деятельности; разбирал конфликты, возникающие на почве экономической и аг-рарной реформы, конфликты между учреждениями, возникающие при распределении ра-бот между учреждениями, обо всех выявленных недочетах работы докладывал коллегии отдела управления. Так же занимался исследованием посевной площади, наблюдением за всходами посевов, определением вероятного урожая; обследованием количества домаш-них животных; сбором данных о запасе хлеба у торговцев; учетом количества населения на первое января каждого года; наблюдением за демографическими процессами и их ста-тистикой; статистико-экономическим обследованием государственного и общественного призрения и исследованием проблем государственного страхования; статистикой пожа-ров, цен на рабочие руки, на предметы потребления и др. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 335, 335 об.)
Подотдел милиции осуществлял контроль над контрреволюционным движением; борьбу с различными правонарушениями (преступления, дезертирство и др.) и их раскры-тие; денежные взыскания с населения; наблюдение за неблагонадежными лицами и др.
В функции управления канцелярией входили: прием и распределение всей входящей и отсылка всей исходящей из исполкома корреспонденции; прием прошений на имя заве-дующего отделом управления; переписка с Советами по различным вопросам текущей деятельности; выполнение срочных поручений; подбор материалов для прессы о деятель-ности отдела управления; ведение дел личного состава, выдача справок посетителям (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 235 об., 237.)
Заведующим информационно-инструкторским подотделом был назначен С.П. Киселев, управляющим канцелярией - В.В. Аминьев, председателем чрезвычайно-следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем - С. Воронин, начальником советской милиции - Дмитриевский, заведующим статистиче-ской частью информационно-инструкторского подотдела - Ф.Г. Кузнецов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 237.).
Дела управления при волостных и сельских советах были возложены на президиум соответствующих исполкомов: в волостях на заместителя председателя исполкома, в де-ревнях, селах и прочих поселениях на председателя соответствующих советов. Заведую-щий отделом управления имел право отвода заведующих делами управления волостей. Ведение канцелярии по делам управления в волости было поручено секретарям волостных Советов, в селах и деревнях - председателям советов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 102. Л. 21-21 об.).
Согласно постановлению Всероссийского съезда председателей губернских Советов и заведующих отделом управления губернией от 1 сентября 1918 г. при отделе управления должна была создаваться чрезвычайно-следственная комиссия по борьбе с контрреволю-цией, спекуляцией и саботажем, но согласно распоряжению всероссийской чрезвычайно-следственной комиссии, чрезвычайные комиссии на местах должны были быть самостоя-тельными (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 21. Л. 237.). Члены местной комиссии на-значались и отзывались местными исполкомами. Председатели избирались местными ис-полкомами, а утверждались Всероссийской чрезвычайной комиссией (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 1. Л. 114-114 об.).
На заседании коллегии отдела управления в соответствии с "Положением об орга-низации отделов уголовного розыска Народного Комиссариата Внутренних Дел" (НКВД) от 16 октября 1918 г. было принято постановление об организации при подотделе мили-ции стола уголовного розыска для охраны революционного порядка, расследований пре-ступлений уголовного характера, борьбы с бандитизмом др. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 1. Л. 79-79 об.)
С 4 февраля 1919 г. постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) уездные чрезвычайные следственные комиссии были упразднены. В связи с этим была упразднена Алатырская чрезвычайная следственная комиссия. Дела находившиеся в ведении чрезвычайной комиссии: борьба с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем и т.п. перешли в ведение отдела управления и уездной милиции. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 102. Л. 54.)
17 марта 1919 г. на заседании коллегии отдела управления было принято решение организовать при отделе управления подотдел борьбы с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности и конный карательный отряд из 15 человек. 19 марта 1919 г. данное решение было утверждено заседанием Алатырского уездного ис-полкома. На заседании коллегии отдела управления 25 марта 1919 г. заведующим подот-делом по борьбе с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией и преступлениями по долж-ности временно был назначен Симонов, следователями подотдела - Сергеев и Антонов, организация карательного отряда была поручена начальнику уездной милиции Дмитриев-скому, отдел должен был начать работу с 27 марта 1919 г. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 114. Л. 34.)
1 августа 1919 г. при Алатырском уездном отделе управления был организован под-отдел Записи актов гражданского состояния (ЗАГС), который должен был вести записи о всех случаях рождений, заключения браков, смертей в уезде, а также хранить метрические книги, принятые от "религиозных общин". Заведующим подотделом был назначен Мар-тынов Борис Павлович (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 2. Д. 8. Л. 3.).
Заведующим отделом управления вместо Васильева Ивана Петровича, занимавшего должность с апреля 1919 г., 20 декабря 1919 г. был назначен Славкин Сергей Алексеевич. Из его отчета Алатырскому уездному исполкому следует, что отдел управления разбит на подотделы: общий, информационно-инструкторский, ЗАГС, милиции. В отчете указыва-ется, что с 20 ноября 1919 г. информационно-инструкторский подотдел не имел постоян-ного заведующего и находился под руководством заведующего подотделом ЗАГС Марты-нова, в связи с отсутствием инструкторов информационно-инструкторский подотдел не имел надлежащей связи с волостными и сельсоветами советами, так как вместо преду-смотренных шести инструкторов было всего два (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 156. Л. 79-80.).
2 января 1920 г. согласно телеграфному распоряжению Симбирского губернского топливного чрезвычайного комитета все уездные топливные чрезвычайные комитеты ли-квидировались, а мобилизация подвод и рабочих должна была производиться отделами управления (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 284. Л. 8.).
С 27 января 1920 г. заведующим общего подотдела избран Акулин Григорий Ва-сильевич. 1 февраля 1920 г. заведующим инструкторско-информационным подотделом был назначен Добромыслов Иван Васильевич (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 2. Д. 8. Л. 1-5.).
2 февраля 1920 г. в связи с постановлением Совета рабоче-крестьянской обороны "О натуральной трудовой и гужевой повинности" Алатырский уездный отдел управления принял решение о создании при отделе временного подотдела натуральной трудовой и гужевой повинности, разделив его на два стола: натуральной трудовой повинности и гу-жевой повинности. Штат подотдела: один руководитель и 5 канцелярских сотрудников (на оба стола), по одному делопроизводителю на стол (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 121. Л. 410-410 об.).
В мае 1920 г. коллегия НКВД утвердила "Положение об отделах Управления гу-бернских, уездных, городских и волостных исполкомов". Ведению уездного отдела управления подлежало "административное управление уездом и волостью, наблюдение за проведением в жизнь всех постановлений административного характера, понуждение к их выполнению,…учет населения и изоляция вредных обществу и паразитических элемен-тов" (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 22. Оп. 1. Д. 193. Л. 14; Д. 4. Л. 44 - 45.). Отдел управления состоял из подотделов:
- общий;
- инструкторско-информационный (организационный);
- милиция;
- ЗАГС;
- общественных работ и повинностей;
- управление по эвакуации населения.
Подотдел общественных работ и повинностей руководил проведением трудовых по-винностей, осуществлял общее управление лагерем принудительных работ и "лагерей для военных гражданской войны", надзор за общей деятельностью лагерей, регистрацию осу-жденных на принудительные работы и выдачу удостоверений на их освобождение.
Управление по эвакуации (ЭВАК) населения образовалось в результате переимено-вания существовавших прежде управлений о пленных и беженцах. Подотдел непосредст-венно подчинялся Центральному управлению по эвакуации населения НКВД. На образо-ванный подотдел уисполкома возлагались функции массовых людских перевозок, кроме военных, с учетом снабжения продовольствием, медикаментами и другими предметами первой необходимости.
По отчетам за 1920 г. отдел управления состоял из следующих подотделов: общего, информационно-инструкторского, ЗАГС и уездной милиции с отделениями: уголовного розыска, эвакуационного и принудительных работ (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 85. Л. 7-7 об.). Таким образом, в структуре отдела управления должно было появиться два новых подразделения, но в Алатырском отделе управления эти подразделения были орга-низованы при милиции.
С 1 сентября 1920 г. Алатырский уездный отдел управления был обязан предостав-лять не позднее 15 числа каждого месяца в информационно-инструкторский подотдел Симбирского губернского отдела управления копии постановлений коллегии отдела управления, копии постановлений уездного исполкома, копии постановлений президиума исполкома, доклады о работе отделов исполкома, волостных исполкомов и сельсоветов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 274. Л. 5.).
3 января 1921 г. была организована комиссия по выдаче пропусков на проезд по же-лезной дороге и водным путям. Председателем комиссии был избран служащий отдела управления Ясницкий, членами комиссии: от уездного комитета труда - Шестаков и от уездного профсоюзного бюро - Сянаев. Члены комиссии были постоянными работниками других учреждений и не могли постоянно заниматься пропусками, поэтому выдача про-пусков осуществлялась ежедневно с 11 до 14 часов (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 362. Л. 30.).
14 мая 1921 г. декретом СНК было положено начало работы комитетов крестьян-ской общественной взаимопомощи, обязанностью которых является оказание разного ро-да помощи малоимущим слоям населения (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 473. Л. 209.).
30 августа 1921 г. Панферов И.М. был избран на должности заведующего общим подотделом и заместителя заведующего отделом управления (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 362. Л. 8.).
В 1921 г. в Поволжье вследствие катастрофической засухи и неурожая начался го-лод. Для спасения населения в августе 1921 г. в Чувашской области были организованы областная, уездные, волостные и сельские комиссии по оказанию помощи голодающим. Алатырская уездная комиссия по оказанию помощи голодающим занималась составлени-ем списка голодающих, распределением американских детских пайков, продовольствен-ным обеспечением учреждений, детских домов и др. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 451. Л. 151 - 151 об.) Согласно постановлению ВЦИК она была распущена в октябре 1922 г.
3 октября 1921 г. на заседании коллегии Алатырского уездного отдела управления на уездную милицию были возложены охрана тюрьмы и организация продовольственного обеспечения охранного состава милиционеров при арестном доме (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 362. Л. 19.).
В соответствии и указанием Симбирского губернского отдела управления от 28 де-кабря 1921 г. об учете "советского и монашеского духовенства всех религий" Алатырский уездный отдел управления с 3 января 1922 г. стал заниматься регистрацией и учетом ду-ховенства (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 410. Л. 3.).
13 января 1922 г президиум Алатырского уездного исполкома издал приказ о борьбе с самогоноварением, торговлей самогоном и пьянством. Основную работу по данному приказу должна была осуществлять уездная милиция, контроль за исполнением приказа был возложен на отдел управления. Всем начальникам уездной, городской милиции, во-лостным и сельским советам к 1 числу каждого месяца предписано было давать через от-дел управления в Алатырский уездный исполком сводку о ходе работы (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 410. Л. 10.).
На основании приказа НКВД от 20 декабря 1921 г. № 757 о ликвидации губернских и уездных эвакуационных комиссий Алатырский уездный отдел управления с 15 февраля 1922 г. принял от Алатырского управления уездной эвакуационной комиссии все ее пол-номочия (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 462.).
20 февраля 1922 г. в Алатырский уездный отдел управления от Симбирского гу-бернского исполкома поступило распоряжение о взаимоотношении уездного отдела управления с уездной милиции. В нем указывалось, что милиция является частью уездно-го отдела управления, но, так как милиция является обособленной воинской единицей, от-дел управления не должен был вмешиваться в ее техническую работу, в вопросы приема и увольнения милиционеров и оперативную работу. В то же время, как часть отдела управ-ления, милиция была обязана выполнять все его распоряжения (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 360. Л. 35.).
Исполком Чувашской автономной области 29 марта 1922 г. принял "Положение об отделах управления" (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 96. Оп. 1. Д. 241. Л. 22-24.), согласно кото-рому "отделы управления, являясь органами Народного комиссариата Внутренних дел на местах, действуют на общих основаниях с другими отделами Исполнительного комитета в рамках специальных директив НКВД".
Основными их задачами являлись:
административное управление губернией (уездом);
наблюдение за исполнением постановлений и распоряжений центральной и местной власти административного характера;
принятие мер для усиления аппаратов волисполкомов, поселковых, фабрично-заводских и сельских Советов.
По Положению отдел управления состоял из подотделов:
- организационного;
- административного;
- милиции;
- принудительных работ;
- эвакуационного (функции эвакуационных подотделов в уездах возлагались на ад-министративные подотделы);
- ЗАГС.
Во главе каждого подотдела были заведующие, назначаемые заведующим отделом управления. Заведующий отделом управления исполкома являлся заместителем председа-теля исполкома и одновременно выполнял обязанности заведующего административным подотделом.
Работа административного подотдела выражалась в общем административном над-зоре, регистрации служителей религиозного культа всех религий, выдаче удостоверений и разрешений на производство торговли и занятия промыслами, на изготовление штампов и печатей, устройство вечеров и спектаклей, на проведение собраний и конференций, со-ставлении списка населенных мест уезда, учете и ежемесячный отчет перед Симбирским губернским отделом управления о количестве оружия и боеприпасов в гражданских учре-ждениях уезда и др. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 463. Л. 1 -11.)
К 1922 г. были ликвидированы боевые фронты, закончился период "военного ком-мунизма", началась эпоха мирного строительства. В изменившихся исторических услови-ях перед отделами управления встали другие задачи: административный надзор и воздей-ствие по отношению к частным предпринимателям, кулакам, религиозным организациям и др.
Согласно инструкции НКВД и НТК от 12 июня 1923 г. № 170 "О порядке проведе-ния трудовых и гужевых повинностей для ликвидации стихийных бедствий" на отделы управления губернских и уездных исполкомов возлагалось проведение трудовых и гуже-вых повинностей по ликвидации стихийных бедствий: счистка снежных заносов, окирков-ка от льда железнодорожных путей, тушение и локализации пожаров в лесных массивах и в зоне проживания населения, устранение последствий наводнений, осуществления экс-тренных санитарных мероприятий и др. (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 243. Оп. 1. Д. 473. Л. 164-165.)
В 1923 г. в стране была завершена административная реформа органов НКВД, нача-тая во второй половине 1921 г. Поскольку власть местных Советов укрепилась повсемест-но и сформировался их аппарат, реформа изъяла из ведения НКВД и отделов управления функции советского строительства и передала эти функции в центре ЦИКам, а на местах - президиумам исполкомов местных Советов.
Деятельность и структурная часть уисполкома без коренных преобразований орга-низационной структуры продолжалась до 1923 г. Согласно Постановлению II сессии Все-российского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) X созыва об упрощении советского аппарата в июле1923 г. были внесены значительные изменения в строении уисполкомов: финансовый и продовольственный отделы "сливались" в один - финансово-продовольственный; упразднялся отдел управления, часть его полномочий перешла к пре-зидиуму, часть в управление милицией; отдел труда заменялся инспекцией труда и был образован новый - общий отдел (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 194. Оп. 1. Д. 125. Л. 8.).
Отдел управления Алатырского Уездного Исполнительного комитета Совета рабо-чих, крестьянских и красноармейских депутатов города Алатырь Симбирской губернии образован в сентябре 1918 г., ликвидирован 7 июля 1923 г. Стол ЗАГС был передан в пре-зидиум исполкома, а затем по циркулярному распоряжению от 2 января 1924 г. из прези-диума исполкома управлению милиции (ГИА Чувашии. Ф. Р. - 244. Оп. 1. Д. 268. Л. 29.).
Документальные материалы Алатырского отдела управления Советов рабочих, кре-стьянских и красноармейских депутатов впервые поступили на государственное хранение в 1932 г. Фонду был присвоен номер Р-243. Документы были описаны в двух описях. Со-стояние описей было неудовлетворительное, описи написаны от руки, на бумаге плохого качества. Большинство заголовков не отражало содержания находящихся в деле докумен-тов, имелись дела временного срока хранения. Дела по личному составу не были выделе-ны в отдельную опись. Ввиду вышеуказанных причин в 1976 г. была проведена научно-техническая обработка документов фонда: проверка наличия, экспертиза ценности, со-ставление заголовков, систематизация дел. На фонд были составлены две описи: опись № 1 дел постоянного хранения за 1918-1923 гг. в количестве 481 единиц хранения и опись № 2 дел по личному составу за 1918-1923 гг. в количестве 68 единиц хранения.
В опись № 1 дел постоянного хранения за 1918-1923 гг. включены циркуляры, по-становления, приказы Симбирского губернского исполнительного комитета, Алатырского уездного исполнительного комитета, протоколы губернских, уездных и волостных съез-дов Советов, доклады, отчеты, переписка об экономическом и политическом состоянии уезда, оказании помощи голодающим, организации комитетов деревенской бедноты, ма-териалы по выборам волостных и сельских советов, отчеты, доклады и сведения о работе уездной и городской милиции, списки населенных пунктов по уезду и волостям, справки и сведения о состоянии лесного хозяйства, лесных пожарах и др.
Опись № 2 дел по личному составу за 1918-1923 гг. включены дела со списками, ан-кетами служащих отдела управления, служащих учреждений Алатырского уезда, стати-стические сведения, переписка по личному составу.
Документальные материалы фонда систематизированы и описаны по хронологиче-ски-структурному принципу. В структурных частях дела систематизированы по важности вопроса.
К описи составлен справочный аппарат: титульный лист, оглавление, предисловие, переводная таблица шифров.
Согласно акту последней проверки наличия и состояния дел от 22 ноября 1985 г. в фонде Р-243 по двум описям числится 551 единица хранения.
Ведущий специалист
отдела НСА и ИПС В.Н. Сохорова
20.12.2006
Крайние даты документов
:
1918-1923